Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА № 1. Введение в психофармакотерапию. Роль нейромедиаторных систем мозга в формировании психической деятельности. Классификация психотропных средств.






ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИЯ

Методические рекомендации

К практическим занятиям по психофармакотерапии

Для студентов факультета клинической психологии

Рязань 2009

УДК 615.214(075.83)

П 867

ББК 52.817.0

Рецензенты:

Д.И.Шустов, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой психиатрии РязГМУ

Н.В.Яковлева, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой общей психологии с курсом педагогики РязГМУ

Авторы-составители:

Д.Г.Узбекова, д.м.н., заведующая кафедрой фармакологии с курсом фармакотерапии ФПДО РязГМУ; сотрудники той же кафедры: Е.Н.Якушева, к.м.н., доцент; К.В.Савилов, к.м.н., доцент

Психофармакотерапия:

методические

рекомендации /Авт.-сост.

Д.Г.Узбекова, Е.Н.Якушева,

К.В.Савилов –Ряз. Гос. мед. ун-т

им. акад. И.П.Павлова.-

Рязань: РИО РязГМУ, 2009. - 60с.

В методических рекомендациях приведены материалы 10 тем для практических занятий по основным разделам психофармакотерапии. Каждая тема построена по единому принципу: теоретические вопросы, анализ взаимодействия лекарственных средств, тесты, ситуационные задачи, видеофильмы. Предназначены для студентов факультета клинической психологии.

УДК 615.214(075.83)

Табл.24, Схем.3, Видеофильмы.3, Библиогр.: 5 ББК52.817.0

©Авторы: Д.Г.Узбекова,

Е.Н.Якушева, К.В.Савилов

©ГОУ ВПО «РязГМУ Росздрава», 2008

 
 


СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Предисловие 4.
Тема №1. Введение в психофармакотерапию. Роль нейромедиаторных систем мозга в формировании психической деятельности. Классификация психотропных средств. 5.
ТЕМА №2. Фармакотерапия неврозов. 11.
ТЕМА №3. Фармакотерапия шизофрении. Антипсихотические средства. 16.
ТЕМА №4. Фармакотерапия эпилепсии. 21.
ТЕМА №5. Фармакотерапия болезни Паркинсона. 26.
ТЕМА №6. Фармакотерапия аффективных расстройств настроения. 29.
ТЕМА №7. Фармакотерапия депрессий. Средства для лечения маний. 35.
ТЕМА №8. Психостимуляторы и их использование в лечении нервно- психических и соматических заболеваний. Токсикология психотомиметиков. 41.
ТЕМА №9. Ноотропы как лекарственные средства, влияющих на высшие интегративные функции головного мозга, из клиническое применение. 47.
ТЕМА №10. Применение психотропных средств в клинике внутренних болезней. 52.

Предисловие.

В 50-х годах прошлого столетия появились первые лекарственные препараты, влияющие на психическую деятельность человека. С этого времени наступила эра психофармакологии. Психотропные средства стали широко применяться для лечения нервных и психических заболеваний. Сформировалась наука психофармакотерапия.

В настоящее время в связи с обилием новых психотропных лекарственных средств, а также с возросшим количеством осложнений при их применении, возникли проблемы оптимального выбора лекарственных препаратов и обеспечения безопасной психофармакотерапии.

Предмет «психофармакотерапия» на факультете клинической психологии завершает преподавание фармакологии. Основная цель предмета – изучение путей фармакотерапевтического воздействия на этиологию и различные звенья патогенеза нервных и психических заболеваний, а также использование психотропных средств в клинике внутренних болезней.

Настоящие методические рекомендации предназначены для практических занятий студентов 3 курса факультета клинической психологии.

Материалы по основным разделам психофармакотерапии разделены на 10 тем, каждая из которых построена по единому принципу и состоит из теоретических вопросов, схем, таблиц, анализа взаимодействий лекарственных средств, ситуационных задач и тестов для самоконтроля, в некоторые темы включены видеофильмы.

Темы практических занятий охватывают фармакотерапию основных нервных и психических расстройств.

При составлении теоретических вопросов указывались международные непатентованные названия лекарственных средств, а в скобках – их наиболее употребляемые торговые названия. Часть рисунков и схем заимствованы из отечественных и зарубежных учебных пособий и руководств.

Рекомендуемая основная и дополнительная литература, не исключает использования лекций кафедры по соответствующим темам в качестве основного информационного источника.

ТЕМА № 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИЮ. РОЛЬ НЕЙРОМЕДИАТОРНЫХ СИСТЕМ МОЗГА В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОТРОПНЫХ СРЕДСТВ.

I. Теоретические вопросы.

1. Нейромедиаторные системы мозга и их роль в формировании психической деятельности.

1.1.Норадренергическая, серотонинергическая, холинергическая системы мозга. Характеристика медиаторов и рецепторов, их функции в ЦНС.

1.2.Нейромедиаторные аминокислоты: гамма-аминомасляная кислота, глицин, L-глутаминовая и аспарагиновая кислоты. Участие аминокислот в функционировании ЦНС.

1.3.Пуринергическая система и ее роль в ЦНС. Понятие об аденозиновых рецепторах.

1.4.Нейропептиды и их функции в ЦНС. Опиоидные нейропе птиды и их рецепторы.

2. Понятие о нервных и психических заболеваниях. Социальная значимость.

3. Определение понятий «психотропные средства», «психофармакология», «психофармакотерапия».

4. История создания психотропных средств. Классификация психотропных средств.

4.1.Психолептики: антипсихотические средства (нейролептики), анксиолитики (транквилизаторы). Определение понятий. Сфера применения.

4.2.Психоаналептики: антидепрессанты, ноотропы, психостимуляторы. Определение понятий. Сфера применения.

4.3.Психодислептики (галлюциногены): диэтиламид лизергиновой кислоты, псилоцибин, мескалин и др. Токсикология и социальная значимость.

II. Практическая работа.

1. Зарисуйте и проанализируйте схему 1.1:

 

Антагонисты дофаминовых рецепторов - нейролептики
Гиперкинезия и дискинезия Хорея Гентингтона
НИЗКИЙ
НОРМАЛЬНЫЙ
ВЫСОКИЙ
Уровень дофамина в нигростриатном тракте
Схема 1.1

Дофамин и моторные функции (цит. по: Webstor R.A., 2001, в модификации).

 
 

 

 


2. Выберите правильный ответ.

2.1. К препаратам, оказывающим угнетающее действие на ЦНС, относятся…

1.антидепрессанты

2.психостимуляторы

3.нейролептики

4.ноотропы

 

2.2. К препаратам метаболического типа действия, активирующим высшие интегративные функции головного мозга, относятся…

1.психостимуляторы

2.нейролептики

3.ноотропы

4.анксиолитики

2.3. К галлюциногенам относятся…

1.психодислептики

2.нейролептики

3.анксиолитики

4.антидепрессанты

2.4. Лекарственные средства, устраняющие психоз (бред, галлюцинации), относятся к группе…

1.ноотропов

2.антидепрессантов

3.психостимуляторов

4.нейролептиков

2.5. Психолептики…

1.активируют психическую деятельность

2.устраняют страх, тревогу

3.возбуждают дыхательный и сосудодвигательный центры головного мозга

4.устраняют депрессию

2.6. Ноотропы…

1.оказывают антипсихотический эффект

2.устраняют депрессию

3.стимулируют умственную деятельность, оказывают благоприятное влияние на обучение и память при их нарушениях

4.вызывают седативный и снотворный эффекты

2.7. Психоаналептики…

1.оказывают седативное действие2.вызывают снотворный эффект

3.устраняют бред, галлюцинации4.повышают физическую и умственную работоспособность

2.8. Антидепрессанты относятся к группе…

1.психоаналептиков2.анксиолитиков3.нейролептиков4.седативных средств

2.9. Предшественником синтеза норадреналина является…

1.дофамин2.тирозин3.холин4.аспарагиновая кислота

2.10. Нейромедиатор норадреналин после взаимодействия с рецептором разрушается ферментом…

1.ацетилхолинэстеразой

2.ДОФА-декарбоксилазой

3.моноаминоксидазой (МАО)

4.фенилаланингидроксилазой

2.11. Недостаток норадреналина в мозге приводит к…

1.стимуляции головного мозга2.возникновению депрессий

3.повышению аппетита4.улучшению памяти

2.12. Недостаток дофамина в ЦНС приводит к…

1.повышению когнитивных процессов в ЦНС 2.появлению скованности движений и дрожательному гиперкинезу

3.появлению слуховых галлюцинаций4.улучшению координации движений

2.13. Считают, что причиной возникновения психозов является…

1.снижение функции дофаминергической системы2.повышение функции дофаминергической системы

3.повышение функции ГАМКергической системы4.нарушение функции пуринергической системы

2.14. Блокада глициновых рецепторов спинного мозга приводит к…

1.снотворному эффекту2.появлению галлюцинаций

3.возникновению судорог4.седативному эффекту

2.15. Антагонистом А1 пуриновых (аденозиновых) рецепторов является лекарственный препарат из группы…

1.нейролептиков2.психостимуляторов

3.антидепрессантов4.ноотропов

2.16. К опиоидным нейропептидам относятся…

1.энкефалины 2.окситоцин и вазопрессин

3.соматостатин и тиреотропный гормон4.рилизинг-гормоны

2.17. Возбуждающим медиатором в мозге млекопитающих является…

1.глутаминовая кислота2.гамма-аминомасляная кислота3.глицин4.опиоидные нейропептиды

2.18. Основным тормозным медиатором мозга является…

1.норадреналин2.аденозин3.аспарагиновая кислота 4.гамма-аминомасляная кислота






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.