Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие личности в юности






Психологической особенностью раннего юношеского воз­раста является устремленность в будущее. Важнейшим факто­ром развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план — широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жиз­ни, уровень притязаний, уровень доходов и т. д.). У старше­классников жизненные планы зачастую еще весьма расплыв­чаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для дости­жения задуманного.

О жизненных планах в точном смысле слова можно гово­рить лишь тогда, когда в них включены не только цели, нон способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы, Л.С. Выготский рассматривал жизненные планы как показа-тель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообра­зование юношеского возраста.

Основой для планирования субъектом собственного буду­щего является существующая в обществе модель «типичного жизненного пути» члена данного общества. Эта модель за­креплена в культуре, системе ценностей общества, в ее осно­ву положен принцип своевременности: в какое время субъект должен уложиться, чтобы социально «успеть» в нужное вре­мя сделать следующий шаг.

В западной психологии процесс самоопределения обозна­чается как процесс формирования идентичности. Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как централь­ную задачу периода взросления. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности соб­ственной личности во времени требует ответить на вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня при­нимают?» В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожида­ний, необходимо достичь нового качества идентичности, т. е. объединить различные свойства, связанные с семейны­ми, тендерными, профессиональными ролями, в непротиво­речивую целостность (какая я дочь и внучка, спортсменка и студентка, будущий врач и будущая жена), противоречащие ей отбросить, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими. Эриксон считал, что кризис идентичности включает ряд противостояний:

• временная перспектива или расплывчатое чувство вре­мени;

«уверенность в себе или застенчивость;

• экспериментирование с различными ролями или фик­сация на одной роли;

• ученичество или паралич трудовой деятельности;

• сексуальная поляризация или бисексуальная ориента­ция;

• отношения лидер-последователь или неопределенность авторитета;

• идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.

Чем успешнее индивид преодолеет этот первый кризис идентичности, тем легче ему справиться с подобными пере­живаниями в будущем. На этом сложном пути могут быть и неудачи.

Диффузия идентичности (или ролевое смешение) характе­ризуется тем, что молодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосо­циальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития. При этом могут возник­нуть специфические трудности:

диффузия времени — нарушение восприятия времени, проявляющееся двояким образом; либо возникает ощу­щение жесточайшей регламентации, либо растянутости и пустоты времени, скуки и никчемности;

застой в работе ~ нарушение работоспособности, выражающееся в поглощенности бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям, возвратом к эдиповой ревности и зависти к братьям и сестрам; неспособность ни продолжить обра­зование, ни выбрать работу;

отрицательная идентичность проявляется прежде всего в отрицании, вплоть до презрения, всех предлагаемых ролей и ценностей, ориентация на «противополож­ное» — опасный, вредный, нежелательный образец, от которого настойчиво предостерегают (алкоголь, нарко­тики).

Эриксон ввел понятие «психосоциальный мораторий» для обозначения определенного интервала времени между под­ростковым периодом и взрослостью, когда общество терпимо относится к пробам различных социальных и профессио­нальных ролей молодыми людьми. Так, системе высшего об­разования иногда приписывают, среди прочих, роль отсроч­ки окончательного выбора взрослых ролей.

Таким образом, выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптималь­ном сочетании прошлого, настоящего и будущего Я, а может протекать и в кризисных формах.

Многие исследования посвящены развитию и качеству Я-концепции у молодых людей, исследованию соотношений между Я реальным и Я идеальным, особенно важным в этот период. Подчеркивается, что по мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения, скла­дывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоцен­ности благоприятно сказывается на постановке перспектив­ных целей и активном стремлении к их достижению.. Переоценка собственных возможностей, «юношеская са­моуверенность» встречается достаточно часто и порой толка­ет молодых людей на неоправданный риск.

Отрицательная Я-концепция (проявления которой — низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, боязнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной самооценкой связы­вают социальную пассивность, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец, преступ­ность.

Развитию самосознания и личности Л.С. Выготский отво­дил в юности центральную роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и пережива­ний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и ори­гинальными. Тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость, основанные на ошибочной убежденности в том, что понять его особый внутренний мир не сможет никто.

Стремление познать себя как личность приводит к реф­лексии, к углубленному самоанализу: как и почему поступил в тех или иных обстоятельствах, проявил себя умно, сдержан­но или вел себя развязно, или пошел на поводу у другого.

Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недостатках, молодой человек начинает всматриваться в дру­гих людей, сопоставлять свойства их личности и поведения и собственные, отыскивать сходство и непохожесть. Это позна­ние других и самопознание приводит к постановке задач само­совершенствования. Во многих личных дневниках молодых людей находит выражение стремление к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над собой.

В юности вырабатываются ценностные ориентации (науч­но-теоретические, философские, нравственные, эстетические), «которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и са­мом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на про­блему смысла человеческой жизни.

В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. При­бывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают подростков, особенно юношей, на поиск перс­пективы и жизненного смысла. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни. Активно развивается в юности сфера чувств. Направлен­ность на будущее, ощущение расцвета физических и интел­лектуальных возможностей, открывающихся горизонтов со­здают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное само­чувствие становится более ровным, чем у подростков. Резкие аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое; но в некоторых ситуациях, например, когда взгляды молодого че­ловека, его максималистские суждения расходятся со взгля­дами собеседника, могут возникать резкие выпады и неожи­данные реакции.

Юность — это период, которому свойственны противо­речивые переживания, внутреннее недовольство, тревож­ность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве.

Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышаются эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.

В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношес­ких оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса. Важ­но осознавать, что это отражение собственного интеллекту­ального и морального поиска, стремление критически пере­осмыслить «азбучные истины» и принять их уже не как навязанные извне, а как выстраданные и содержательные.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.