Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о высших психических функциях






 

Выготский считал, что специфика психического развитии человека заключается в том, что на протяжении жизни формируются высшие психические функции (ВПФ) – культурные, социальные. ВПФ противопоставлены натуральным функциям, врожденным человеку. В основе учения Л.С. Выготского о высших психических функциях лежат две гипотезы:

- об опосредованном характере ВПФ, их особой структуре и о происхождении ВПФ (закон развития ВПФ).

Высшие психические функции являются продуктом социального исторического развития. Их появление обусловлено характером жизнедеятельности человека и его трудовой деятельности. Знаки и значение, опосредствующие структуру ВПФ, функционально являются не чем иным, как психологическими орудиями психической деятельности человека, аналогичными орудиями труда. Выготский считал, что в процессе исторического развития человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые культурные формы поведения. Примерами ВПФ являются: логическое мышление, произвольная логическая память, произвольное внимание. Психологическими орудиями выступают знаки, имеющие определенное социальное значение: речь, математические знаки, мнемотехнические средства.

Л. С. Выготский считал, что ВПФ отличаются от натуральных по структуре и функциям, по свойствам и по происхождению.

По структуре ВПФ отличаются от натуральных тем, что они опосредованы, то есть обоснованы на использовании культурных средств – знаков и значений. Значения, в свою очередь, кристаллизуют в себе опыт совокупной общественной практики. Знаки выступают своеобразными психологическими орудиями, преобразующими сознание человека. Поэтому развитие сознание представляет процесс овладения системой знаков и значений. Основная функции ВПФ – внутренняя регуляция поведения человека, его отношений с окружающим миром посредством знаков.

В общее понятие «развитие ВПФ» Выготский включает две явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка»:

- процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления;

- процессы развития специальных ВПФ (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.п.).

Отличительные признаки ВПФ как сложных системных образований:

- формируются прижизненно под влиянием социальных факторов путем интериоризации образцов;

- опосредованы речью по своему психологическому строению;

- осознанны и произвольны по способу осуществления.

Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Общим механизмом формирования высших психических функций Выготский считал подражание ребенка взрослому. Движущая сила (фактор) психического развития – обучение. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со взрослыми. Усвоение способа использования специальных орудий – средств, выработанных в ходе исторического развития человеческого общества, - то есть обучение (а не созревание), определяет ход и направление психического развития (от социального к индивидуальному).

Условия развития в культурно-историческом подходе являются:

1) полноценность всех функциональных систем организма, нормально функционирующий мозг;

2) общение.

Жизнь в человеческом обществе (стихийное обучение) является необходимым условием специфически человеческого развития ребенка.

 

Выготский установил четыре основные закономерности развития или особенности, детского развития.

1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Подъем, интенсивное развитие сменяется замедлением, затуханием. Ценность месяца в жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: месяц в младенчестве не равен месяцу в подростничестве.

2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально.

На каждом возрастном этапе, поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношений между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.

Так, сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего, восприятие, затем, более сложные Восприятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. Причем само восприятие еще недостаточно дифференцировано: оно слито с эмоциями (Л.С. Выготский говорит об «аффективном восприятии»), не полностью разграничены восприятие формы, цвета и п.т.

Остальные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей, память вплетена в процесс восприятия – ребенок до 3 лет не пытается вспомнить что-нибудь само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает связанные с ней события. Другие функции как бы обслуживают восприятие, и оно развивается в максимально благоприятных условиях. Период, когда функция доминирует, - это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития. В раннем возрасте доминирует - восприятие, в дошкольном – память, в младшем школьном – мышление.

Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей – в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями. По мере продвижения от одного возраста к другому возрастает сложность межфункциональных связей. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую, становится основным путем развития психических функций.

3. «Метаморфозы». Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований, превращений одной формы в другую. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. Таким образом, психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы инволюции (обратного развития) закономерно включены в эволюцию (прогрессивное развитие). То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно, выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильного периода характерное плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих, но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Сравнив начало и конец стабильного периода можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. Возрастные новообразования образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов. Их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлением, ребенок не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.