Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство в рыночной экономике 3 страница






Переход от директивного планирования к другим его формам предполагает прежде всего устранение противоречивости интересов между разработчиками и исполнителями планов. Планы перестают доводиться в виде заданий и разрабатываются самими их исполнителями.

Индикативное планирование является способом вовлечения самостоятельных субъектов рынка на паритетных началах с государством в разработку и реализацию программ развития. Оно базируется на использовании экономических рычагов воздействия на товаропроизводителей, покупателей, рынок в целом и позволяет гармонизировать интересы государства и частного капитала.

Индикативный план опирается на два начала. С одной стороны, он является ориентирующей информацией для разработки программ или отдельных показателей. В этой части он носит рекомендательный характер: показатели используются в качестве индикаторов при принятии решений о стратегии или экономическом поведении. Для вошедших в орбиту индикативного плана хозяйствующих субъектов его показатели являются обязательными, так как их невыполнение делает невозможным решение поставленных планом задач.

Индикативные планы опираются на приоритеты, одни из которых предопределяются государственной социально-экономической политикой (энергетика, авиация, космическая техника), другие выявляются в процессе планирования. Под обоснованные приоритеты разрабатываются соответствующие механизмы стимулирования; по крупным, имеющим национальное значение проектам заключаются инвестиционные соглашения, реализуемые с помощью консолидированных действий государства и частного капитала в рамках среднесрочных программ.

При индикативном планировании предприятия направляют координирующему органу (им может выступать орган исполнительной власти) свои предложения о возможной продаже (поставке) продукции. Если они принимаются, то это налагает соответствующие обязательства на обе стороны: а) координирующий орган включает объемы в систему реализации и стимулирования; б) предприятие становится обязанным выполнить полученный заказ. Аналогичный порядок действовал при директивном планировании в форме сочетания плана сверху и снизу, разница лишь в том, что теперь план предприятию не доводится в обязательном порядке, а принимается им добровольно.

Примером индикативного плана может служит постановление Правительства РФ от 29 декабря 1998 г. № 1579 «О неотложных мерах по повышению эффективности птицеводства». Правительство РФ приняло предложение Минсельхозпрода РФ, Минэкономики РФ, ОАО «Птицепром», согласованное с органами исполнительной власти субъектов РФ и руководителями птицеводческих предприятий, об увеличении в 1999 г. производства мяса птицы на 250 тыс. т и яиц — на 2, 5 млрд шт. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления для этого организуют производство специальных кормов для птицы в объеме 8, 5 млн т, используя и сырьевые ресурсы, получаемые по товарному кредиту из США и в виде помощи из стран ЕС. Правительство устанавливает минимальные ввозные пошлины на корма, премиксы, ветпрепараты, используемые в птицеводстве, и временные специальные пошлины на мясо и пищевые субпродукты домашней птицы в качестве защитной меры и поддержки отечественного птицеводства с учетом складывающегося рынка этой продукции и соотношения цен на отечественную и импортную продукцию.

Договорное планирование регулирует коммерческие отношения субъектов рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе между предприятиями, объединениями, банками, органами власти и управления. Договорные отношения формируют устойчивые производственно-экономические связи, взаимные обязательства, условия их выполнения и создают гарантирующий хозяйственный механизм поддержания планомерности в условиях рынка.

Договорные планы реализуются в виде соглашений, контрактов о поставках, системы участия и других формах. Для обеспечения договорного планирования служат соответствующие экономические и правовые предпосылки: законодательные нормы, независимая судебная система и другие.

Так, отношения, возникающие в процессе поиска, разведки, добычи минерального сырья, распределения произведенной продукции, ее транспортировки, обработки, хранения, реализации регулируются соглашением о разделе продукции. Сторонами соглашения являются Российская Федерация, от имени ее выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен представленный в пользование участок недр, и инвесторы — граждане и юридические лица, в том числе иностранные.

Инвестиционные соглашения заключаются в интересах привлечения иностранных инвестиций в отрасли материального производства. Сторонами инвестиционного соглашения являются Министерство экономики РФ и иностранные компании, сделавшие необходимый вклад в уставный капитал российского предприятия (не менее 10 млн долл.) и осуществляющие прямые капиталовложения в РФ (не менее 100 млн долл.). Минэкономики РФ оказывает иностранному инвестору необходимое содействие для реализации инвестиционного соглашения.

Предпринимательским планированием является функция предприятий, фирм, всех субъектов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленная на обоснование и выбор путей эффективного развития. Основу его составляют внутрифирменные планы различной срочности, призванные решать оперативные, текущие и стратегические задачи.

Сущность планирования составляет разработка соответствующих показателей, отражающих содержание социально-экономических процессов. Показатели плана подразделяются на утверждаемые и расчетные; количественные и качественные; абсолютные и относительные; натуральные и стоимостные. Подавляющая часть показателей является расчетными. Утверждаемые показатели выступают в виде нормативов (образования фондов, платежей, денежных средств), лимитов (допустимых предельных величин, потребления ресурсов и др.) и объемов бюджетного финансирования.

Стоимостные показатели характеризуют темпы роста, пропорции, структуру общественного производства, валовой внутренний продукт, национальный доход, объем продукции по отраслям, инвестиции, розничный товарооборот, прибыль, экспорт, импорт и другие.

Эффективность использования ресурсов планируется с помощью относительных показателей производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости, освоения производственных мощностей, доходности, себестоимости, рентабельности.

На предприятиях в планах разрабатываются следующие основные показатели:

Ø темпы роста товарной продукции;

Ø производство основных видов продукции в натуральном выражении, включая изделия новой техники и продукции для экспорта;

Ø объем реализации продукции;

Ø основные задания научно-технических программ по разработке, освоению и внедрению новой техники;

Ø удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме производства;

Ø производительность труда;

Ø затраты на 1 тыс. руб. продукции;

Ø прибыль;

Ø ввод в действие основных фондов. Н

Наиболее важные, имеющие общенациональное значение прогнозные и плановые документы утверждаются Федеральным Собранием РФ; другие — Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы:

1. Проект федерального бюджета на очередной год.

2. Прогнозы:

Ø Социально-экономическое развитие Российской Федерации на очередной год;

Ø Параметры социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

Ø Консолидированный бюджет Российской Федерации на очередной год;

Ø Сводный финансовый баланс по территории Российской Федерации на очередной год;

Ø Основные характеристики и структура доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

3. Программы:

Ø Федеральные целевые программы и федеральные программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета;

Ø Федеральная адресная инвестиционная программа;

Ø Программа приватизации государственного и муниципального имущества;

Ø Программа внутренних заимствований для финансирования дефицита федерального бюджета, структура государственного внутреннего долга;

Ø Программа государственных внешних заимствований, структура внешнего долга по видам задолженности и государствам.

4. Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной год.

5. Основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектовРФ.

6. Расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета.

7. Расчеты по предоставлению средств федерального бюджета на возвратной основе.

8. Международные договоры Российской Федерации, вступившие в силу и содержащие финансовые обязательства страны.

К плановым документам, утверждаемым исполнительными органами государственной власти России и субъектовРФ, относятся мобилизационный план, перспективный финансовый план, баланс финансовых ресурсов и др.

Мобилизационный план разрабатывается в соответствии с законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в интересах укрепления обороноспособности как элемент подготовки экономики, перевода организаций на работу в условиях военного времени (в масштабе России, субъектовРФ, муниципальных образований). План предусматривает создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов, а также подготовку и организацию нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время. Основное внимание обращается на сохранение мобилизационных мощностей, приоритетность финансирования их содержания на предприятиях в целях недопущения разрушения.

Представитель государства в органах управления АО, часть акций которых закреплена в федеральной собственности, осуществляет контроль за деятельностью АО по линии разработки мобилизационных планов, выполнения мобилизационных заданий (заказов), сохранения мобилизационного резерва. В случае реорганизации или ликвидации АО, признания его банкротом он ставит перед соответствующими органами вопрос о сохранении мобилизационных мощностей и выполнении мобилизационных заданий.

Перспективный финансовый план разрабатывается сроком на 3 года одновременно с проектом бюджета на очередной год по укрупненным показателям бюджетной классификации и отражает возможности бюджета по мобилизации доходов, привлечению заимствований и финансированию основных расходов; законодательно не утверждается. Исходной базой составления служат бюджет на текущий год и среднесрочный прогноз социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования. Первым годом плана становится год, на который утверждается бюджет. Следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. План ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития. При этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Перспективный финансовый план используется для информирования законодательных органов о тенденциях развития, комплексного прогнозирования финансовых последствий реализации реформ, программ, законов, разработки и осуществления мер финансовой политики.

Для использования при составлении государственного бюджета разрабатывается баланс финансовых ресурсов (доходов и расходов) по России, субъектам РФ, муниципальным образованиям, хозяйствующим субъектам на соответствующей территории. Исходными данными для этого служат отчетный баланс за предыдущий год и прогноз социально-экономического развития территории.

Для осуществления закупочных и товарных интервенций разрабатываются балансы ожидаемого производства и использования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Минэкономики РФ и Минсельхозпрод РФ организуют разработку оперативных балансов важнейших продовольственных, других социально значимых товаров и лекарственных средств, а также сырья для их производства, спирта. Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1997 г. № 225 предусмотрены разработка территориальных балансов по нефтепродуктам и топливу и утверждение на их основе графиков поставок в районы Севера с ограниченными сроками завоза.

Утвержден государственный план подготовки управленческих кадров для предприятий и организаций народного хозяйства. Заказчиком плана выступает Минэкономики РФ, исполнителями — пять министерств и ведомств, образовательные учреждения. Намечается в течение двух лет подготовить 5 тыс. чел., в том числе по специальностям менеджмент, маркетинг, финансы и кредит — по 1500, прочие — 500 человек.

Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1032 утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе.

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают комплексные мероприятия по подготовке подведомственных организаций к работе в осенне-зимний период, обращая особое внимание на создание необходимых запасов топлива. Аналогичные мероприятия разрабатывают и органы исполнительной власти субъектов РФ.

В обязательном порядке разрабатываются генеральные планы развития территории области, муниципального образования. Генеральный план определяет организацию территории, расселения, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, меры по охране природы, использованию земельных угодий. Он содержит плановую, градостроительную документацию, опирается на проекты землеустройства, лесоустройства, планировки жилых районов, застройки городов и других поселений.

С учетом генеральных планов составляются программы регионального развития, предусматривающие создание благоприятных условий для хозяйственной деятельности на данной территории.

Планируется работа Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, членов Правительства РФ. Координационные и консультационные органы, образуемые Правительством РФ, планируют свою деятельность самостоятельно в соответствии с положениями о них. Объектами планирования являются законопроектная деятельность, действия на определенные периоды, мероприятия контрольного характера, проведение заседаний.

Программы и планы законопроектной деятельности формируются и утверждаются распоряжением Правительства РФ на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных и иных организаций. Вносимые предложения проходят экспертную оценку в Минюсте РФ, Аппарате Правительства с привлечением в необходимых случаях соответствующих институтов, организаций.

Предложения должны содержать:

Ø обоснование необходимости принятия закона;

Ø концепцию законопроекта, включающую в себя его общую характеристику и основные положения;

Ø этапы подготовки законопроекта и перечень соисполнителей-разработчиков;

Ø срок представления законопроекта в Правительство РФ;

Ø ориентировочный срок внесения законопроекта в Государственную Думу.

Президент РФ информируется о ходе подготовки и реализации программ и планов законопроектной деятельности.

Правительство РФ координирует законопроектную деятельность с палатами Федерального Собрания, с органами исполнительной власти субъектов РФ (по вопросам совместного ведения). Органы исполнительной власти субъектов РФ получают программы и планы законопроектных работ Правительства РФ для практического использования и участия в подготовке документов.

Заседания Правительства РФ планируются поквартально.

План заседаний на очередной квартал включает:

Ø календарь рассмотрения вопросов;

Ø перечень законопроектов, подлежащих рассмотрению на заседаниях в очередном квартале;

Ø перечень вопросов и законопроектов, намечаемых для рассмотрения в следующем квартале.

По каждому вопросу указываются органы исполнительной власти, ответственные за их подготовку.

Федеральные исполнительные органы до начала планируемого квартала представляют в Правительство разработанные на основе посланий Президента РФ, программ и планов работы Правительства предложения для обсуждения. Они содержат:

Ø наименование вопроса и обоснование необходимости его рассмотрения на заседаниях Правительства;

Ø общую характеристику и основные положения предлагаемого к рассмотрению вопроса;

Ø форму решения Правительства;

Ø перечень соисполнителей для подготовки вопроса к рассмотрению на заседании;

Ø дату рассмотрения.

План заседаний Правительства РФ утверждается председателем Правительства. Дополнительные (внеплановые) вопросы могут быть рассмотрены по решению председателя Правительства.

Работа членов Правительства определяется на основе еженедельных графиков, предусматривающих их участие в заседаниях Правительства, координационных и консультативных органов, палат Федерального Собрания, межправительственных комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также в других мероприятиях.

В годовом плане работы Правительства РФ на 1998 г. содержатся мероприятия по разделам:

1. Налогово-бюджетная политика.

1.1. Укрепление доходной базы федерального бюджета.

1.2. Повышение эффективности использования бюджетных средств.

2. Структурная реформа.

2.1. Укрепление прав и усиление ответственности собственников, развитие рынков.

2.2. Реструктуризация предприятий оборонно-промышленного комплекса.

2.3. Усиление государственного контроля за деятельностью естественных монополий.

2.4. Внешнеэкономическая деятельность и поддержка российских товаропроизводителей.

3. Социальная политика.

По каждому разделу предусмотрены вид готовящегося документа (указ, постановление или распоряжение Президента и Правительства, нормативный акт ведомства, доклад Правительству РФ), срок подготовки, ответственные за подготовку. Персональная ответственность за выполнение возложена на руководителей федеральных органов исполнительной власти, которые составляют ведомственные планы первоочередных мер.

В планах работы Правительства РФ отражаются направления государственной политики на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. Планируя государственную политику, Правительство РФ одновременно привносит элементы планомерности в социально-экономическое развитие страны. Поэтому то, что намечает Правительство РФ в той или иной сфере, это не внутреннее дело кабинета, а жизнь государства.

Перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году, представляется на рассмотрение Государственной Думы.

 

 

Основы методологии прогнозирования и планирования

 

Методология — это совокупность приемов исследования с целью познания и преобразования действительности. Она включает как общефилософский метод, так и методы конкретной науки. Философский метод познания содержит диалектику, основу которой составляют наиболее общие законы развития природы и общества, а также принципы научного мышления (индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, сравнение, эксперимент).

Используются законы как формальной, математической, так и диалектической логики. Формальная логика позволяет выстроить логическую систему дедукции, что необходимо для получения истинных результатов. Математическая логика, являясь этапом в развитии формальной логики, вооружает специальным языком символов и формул, с помощью которых осуществляются логические исчисления, программирование. Диалектическая логика служит всеобщим методом познания и мышления. Система логических категорий, фиксирующих взаимопроникающие противоположности, позволяет восходить в познании от абстрактного к конкретному, от явления к сущности, от простого к сложному. Теория познания объясняет процесс отражения в мышлении действительности. Познание ее объективной истины происходит в направлении от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

Прогнозирование и планирование экономического и социального развития базируются на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экономической теорией. Экономическая наука исследует производственные отношения во взаимодействии с производительными силами, объекты прогнозной и плановой деятельности и формулирует соответствующие понятия, категории, законы.

Закон отражает строгую зависимость, причинно-следственную обусловленность между экономическими явлениями. Так, распределение и потребление всегда ограничено имеющимися ресурсами, а обмен требует эквивалентности. Закономерность выступает в виде тенденции, выявленных степени и тесноты взаимосвязей. Например, зависимости между результатами и факторами производства.

Основу методологии прогнозирования и планирования составляют как общие, так и специфические экономические законы воспроизводства общественного продукта. Требования законов обусловливают необходимость соблюдения соответствующих принципов, т. е. исходных, основополагающих положений и правил. Сознательное применение закономерностей и принципов служит условием получения новых знаний.

Основными принципами планирования в настоящее время являются:

Ø оптимальность плановых решений в соответствии с избранными критериями;

Ø сбалансированность и пропорциональность показателей в ресурсном, отраслевом, территориальном, общеотраслевом, межотраслевом, внутриотраслевом, внешнеэкономическом разрезах;

Ø выделение приоритетов, ведущих звеньев;

Ø непрерывность, т. е. сочетание перспективных и текущих планов, преемственность, корректировка показателей при изменении условий;

Ø обоснование резервного (аварийного) варианта плана, предназначенного для выполнения при самых неблагоприятных обстоятельствах.

В СССР планирование было основной функцией государственного управления и достигло наивысшего уровня развития. Планирование являлось формой общественной организации хозяйства и осуществлялось посредством директивно-адресных заданий. Отмена монополии государственной собственности на основные средства производства лишило такое планирование естественной базы.

В рыночном хозяйстве основными понятиями и определениями являются обособление, самостоятельность субъектов, собственность, товарное обращение, коммерческие отношения, устойчивость денежного обращения, равновесие рынка и равновесное ценообразование, конкуренция и ее виды, договорные отношения, саморазвитие и регулирование. Для рыночного хозяйства характерны неопределенность явлений, наличие множества рисков.

Равновесие и устойчивость рыночного хозяйства обеспечиваются как механизмом саморегулирования, так и регулирующей ролью государства в сфере экономических отношений. Регулирование включает комплекс законодательно установленных норм, правил или систем мер, обусловливающих стабильное функционирование и социальную ориентацию развития хозяйства в целом, а также предельные параметры поведения каждого субъекта рыночных отношений. Прогнозирование (предвидение), целевое планирование хозяйственных и социальных процессов при этом имеет первостепенное значение. Прогнозирование и планирование определяют стратегическую направленность развития, целевой характер структурных перестроек, пропорциональность и сбалансированность воспроизводства, экономические и социальные гарантии населению.

Государственное прогнозирование и планирование осуществляются в несколько этапов, обязательность которых предопределяется как нормативно-правовыми актами, так и сложившейся практикой. Прогнозирование включает следующие этапы:

1. Разработка сценарных условий функционирования экономики.

2. Доведение сценарных условий и методических материалов субъектам РФ для разработки региональных и отраслевых прогнозов.

3. Представление федеральными органами и субъектами РФ

заявок в Минфин РФ на выделение финансирования из федерального бюджета.

4. Представление федеральными органами и субъектами РФ предварительных прогнозов по отраслям и регионам по основным показателям.

5. Уточнение федеральными органами, субъектами РФ, государственными заказчиками потребности в средствах для финансирования:

Ø федеральных целевых программ;

Ø поставок продукции для федеральных государственных нужд;

Ø поддержки отраслей экономики и регионов.

6. Представление федеральными органами, субъектами РФ прогнозов социально-экономического развития, предложений к прогнозам по основным направлениям развития, прогноза платежного баланса, региональных бюджетов.

7. Представление прогнозных документов в Государственную Думу на утверждение.

8. Уточнение федеральными органами и субъектами РФ прогнозов после рассмотрения Государственной Думой.

9. Представление федеральными органами и субъектами РФ уточненных прогнозов в Правительство РФ.

Министерства и ведомства дополнительно представляют отдельной строкой прогнозные показатели по районам Севера России: продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, капитальные вложения, численность высвобождаемых работников с указанием фонда оплаты труда. Субъекты РФ, части территорий которых отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, дополнительно отдельно представляют прогнозы по этим территориям по разделам: промышленность, агропромышленный комплекс, инвестиции, труд, денежные доходы и расходы населения, развитие отраслей социальной сферы, внешнеэкономическая деятельность.

При разработке прогноза на очередной год учитываются показатели среднесрочной программы Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост» (до 2001 г.), федеральных и региональных программ, положение на внутреннем и внешних рынках и другие факторы и условия развития экономики.

Исходным является анализ товарных рынков, определение платежеспособного спроса. Состояние товарных рынков анализируется по показателям объемов продаж, изменения спроса, экспорта и импорта, структуры цен на внутреннем и внешнем рынках, доли прямых и опосредованных поставок и др.

Под спросом понимается потребность в определенных видах товаров, обеспеченная собственными или заемными средствами платежа покупателя. На развитие товарных рынков влияют спрос внутренний и внешний, механизмы рыночной торговли, состояние инфраструктуры (оптовое звено, маркетинговая служба, информатика и др.), меры по повышению конкурентоспособности отечественных товаров, платежеспособности предприятий, совершенствованию кредитования товародвижения, регулирования государством деловой активности. Спрос внутреннего рынка складывается из внутрипромышленного потребления, предполагаемого спроса других отраслей экономики, спроса на потребительские товары с учетом динамики денежных доходов населения. Спрос удовлетворяется отечественным производством (за минусом импорта).

Объемы экспорта определяются с учетом конъюнктуры внешнего рынка, динамики внутренних цен производителей продукции, состояния таможенной защиты отечественных производителей.

Прогнозирование спроса осуществляется несколькими методами.

1. Выборочный опрос потенциальных покупателей (потребителей), в том числе с помощью независимых экспертов-специалистов. Наиболее приемлем для определения спроса на товары для населения, продукцию массового применения, принципиально новую продукцию производственно-технического назначения. Опрос включает установление контингента опрашиваемых, выбор способа опроса (письменный, телефон, интервью), обработку информации, подготовку заключения по итогам опроса. По отдельным видам продукции производственно-технического назначения возможен опрос всех потребителей благодаря их относительно небольшому количеству. Экспертные оценки применяются для выявления спроса на традиционные и новые товары.

2. Установление прямых функциональных зависимостей. Применяется для определения спроса на конкретные виды продукции при наличии информации, отчетной базы за достаточный период для формирования коэффициентов корреляции и условии гарантирования платежеспособности закупок исходных материально-технических ресурсов, устойчивой динамики их потребления на протяжении значительного, предшествующего прогнозируемому периода.

Создается информационная система изучения спроса на товары и услуги по региональному принципу. Корреспондентские пункты представляют информацию региональному центру, который ее обобщает, классифицирует и представляет в общероссийский информационный центр. Использование обобщенной информации позволяет избегать диспропорций между спросом и предложением, ориентировать производителя (поставщика) на платежеспособный спрос.

Надежным средством изучения спроса служат также кредитные карточки банка, заполняемые на основе анкеты, содержащей, большое количество сведений о клиентах как потенциальных потребителях. Компьютеры хранят в памяти данные о миллионах потребителей, что позволяет за считанные минуты выявить их вкусы, потребности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.