Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что изучает дисциплина






ББК 25.23я73

П78

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Ректор акад. А.Н. Романов

Председатель Научно-методического совета проф. Д.М. Дайитбегов

 

 

Коллектив авторов:

Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов, В.Э. Комов, Ю.М. Дурдыев, Л.С. Ремезова

 

 

Рецензенты:

кафедра региональной экономики Московского государственного социального университета (зав. кафедрой канд. экон. наук, проф. Б.В. Москвин) и д-р экон. наук, проф. В.Е. Новиков

 

 

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов/ Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 318 с.

ISBN 5-238-00102-9.

 

Освещаются научные основы и организация прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны в условиях рынка. Рассматриваются методы прогнозирования базовых условий развития экономики, темпов и пропорций общественного Производства. Раскрывается порядок программно-целевого планирования, планирования поставок продукции для государственных нужд, развития производства в государственном секторе, доходов и расходов государства, организации плановой работы на предприятиях.

Прогнозирование и планирование рассматриваются в качестве важнейших организаторско-хозяйственных функций государства и субъектов рынка.

Для студентов и преподавателей экономических вузов, практических работников экономических служб, интересующихся отечественным и зарубежным опытом социально-экономического прогнозирования и планирования.

 

ISBN 5-238-00102-9

ББК 25.23я73

 

© Коллектив авторов, 1999

© 000 " ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА", 1999.

Воспроизведение всей книги или любой еечасти

запрещается без письменного разрешения издательства


Содержание

Глава 1. Научные основы прогнозирования и планирования__________________________ 9

1.1. Что изучает дисциплина____________________________________________________ 9

1.2. Государство в рыночной экономике_________________________________________ 15

1.3. Прогнозирование и планирование как функции государства и хозяйствующих субъектов 25

Глава 2. Методы прогнозирования и планирования________________________________ 35

2.1. Классификация прогнозов и планов_________________________________________ 35

2.2. Основы методологии прогнозирования и планирования_______________________ 45

2.3. Методы прогнозных и плановых расчетов____________________________________ 52

Глава 3. Организация прогнозирования и планирования____________________________ 63

3.1. Порядок разработки и утверждения прогнозов и планов_______________________ 63

3.2. Подготовка сценарных условий перспективного развития______________________ 69

Таблица 3.2___________________________________________________________________________ 86

3.3. Организация плановой работы на предприятии_______________________________ 87

Таблица 3.3___________________________________________________________________________ 99

Таблица 3.4__________________________________________________________________________ 102

Глава 4. Прогнозирование базовых условий социально-экономического развития______ 104

4.1. Прогнозирование демографического развития_______________________________ 104

4.2. Прогнозирование взаимодействия общества и природы_______________________ 111

4.3. Прогнозирование национальной безопасности_______________________________ 118

Глава 5. Прогнозирование развития материального производства__________________ 124

5.1. Прогнозирование научно-технического прогресса____________________________ 124

5.2. Прогнозирование интеграции производства, развития межотраслевых комплексов 128

5.3. Прогнозирование темпов роста, структуры и эффективности производства______ 134

Глава 6. Прогнозирование социального развития_________________________________ 141

6.1. Прогнозирование уровня жизни населения__________________________________ 141

Таблица 6.4__________________________________________________________________________ 148

6.2. Прогнозирование развития социальной сферы_______________________________ 149

Таблица 6.5__________________________________________________________________________ 152

Таблица 6.7__________________________________________________________________________ 156

6.3. Прогнозирование занятости населения_____________________________________ 158

Глава 7. Программно-целевое планирование______________________________________ 162

7.1. Понятие и порядок разработки целевых комплексных программ_______________ 162

7.2. Финансирование целевых комплексных программ___________________________ 171

7.3. Основные реализуемые целевые программы_________________________________ 175

Глава 8. Планирование поставок продукции для государственных нужд_____________ 182

8.1. Порядок обеспечения государственных потребностей_________________________ 182

8.2. Формирование основных видов государственных заказов____________________ 187

8.3. Поставки продукции в продовольственные фонды___________________________ 198

Таблица 8.2__________________________________________________________________________ 200

Глава 9. Планирование производства в государственном секторе___________________ 206

9.1. Государственный сектор в рыночной экономике_____________________________ 206

9.2. Планирование развития государственного предприятия_______________________ 212

9.3. Планирование использования государственного имущества___________________ 221

Таблица 9.4__________________________________________________________________________ 223

Таблица 9.5__________________________________________________________________________ 232

Глава 10. Планирование доходов и расходов государства___________________________ 236

10.1. Разработка государственного финансового плана___________________________ 236

10.2. Расчеты доходов и расходов______________________________________________ 240

Таблица 10.1_________________________________________________________________________ 243

10.3. Планирование межбюджетных отношений_________________________________ 246

10.4. Планирование снижения государственного долга и дефицита бюджета_________ 257

Таблица 10.4_________________________________________________________________________ 258

Литература_________________________________________________________________ 260


Предисловие

Важнейшей целью становления рыночных отношений в России, проведения экономических реформ являются повышение эффективности экономики, достижение высокого благосостояния населения.

Однако вступление России на путь рыночных реформ вызвало в стране затяжной экономический кризис. За прошедшие годы была растеряна значительная часть научного потенциала и квалифицированных кадров, расстроена денежно-платежная система, рубль обесценился в десятки тысяч раз. Усилилась зависимость от импорта технологий, оборудования, продовольствия, капитала. Социальные функции государства сузились до минимального уровня при невиданном расслоении общества на богатых и бедных. Россия вытесняется с товарных мировых рынков, теряет экономическую мощь.

Если в 1950 г. Россия по объему произведенного ВВП была на 3-м месте после США и Великобритании, то в 1997 г. она занимала лишь 14-е место. Не оправдались ожидания от замены государственного планирования рыночным саморегулированием, государственной собственности частной собственностью.

Неудачи реформ часто объяснялись сопротивлением оппозиции, неподготовленностью масс, неприменением западного менеджмента и т.д. Это имело место, но главное — то, что органы государственной власти отказались от многих необходимых организаторско-хозяйственных функций, в том числе и от общенационального планирования, отбросили десятилетиями накопленный опыт, который был признан как положительный во многих странах мира. Условия же перехода к рынку оказались недостаточными предпосылками для экономического роста.

Происходящие в России события и ее будущее волнуют и соотечественников, и граждан за рубежом. Инвесторы, вложившие свои капиталы в экономику России, также озабочены нестабильностью ее положения.

XXI век станет веком высоких технологий. Место стран в мировой экономике и в политике будет определяться их ролью. Уже сейчас многие государства разрабатывают программы, реализация которых позволит им достигнуть высот научно-технического прогресса. Такие шансы есть и у России. Страна имеет возможности для поддержания и упрочения своих позиций в качестве мировой державы, способной обеспечить благосостояние народа. Она занимает стратегическое положение на Евразийском континенте, обладает уникальными природными ресурсами, значительным экономическим потенциалом.

В стране сформированы основные институты демократической государственности и многоукладной экономики. Военный потенциал надежно служит национальной безопасности.

По прогнозу Всемирного банка, у России неплохое будущее. В ближайшие 25 лет в мировой экономике произойдет коренной перелом. Обогнав в своем развитии современных лидеров, вперед выйдут новые экономические гиганты: Россия, Китай, Индия, Индонезия, Бразилия. Достигнув среднегодового роста ВВП в 5—6%, они удвоят свою долю в мировом производстве (с 11 до 20%). Основанием для такого прогноза служит то, что на эти страны приходится 50% рабочей силы планеты и 1/3 мировой площади сельхозугодий. К 2010 г. доля России может составить в мировом экспорте нефтепродуктов 25%, леса — 20, фосфатов — 10%.

Проблема заключается в том, как реализовать такие благоприятные возможности.

Сейчас для России недостаточно простых коррективов финансовой или денежной политики. Нужны активная структурная, промышленная, научно-техническая политика, защита внутреннего рынка, поддержка отечественного производства. В экономике есть ресурсный потенциал в виде свободных производственных мощностей и рабочей силы, который можно быстро задействовать и получать конкурентную на внутреннем рынке продукцию. Для этого требуются стимулирование спроса в промышленном и потребительском секторах, восполнение предприятиям недостатка оборотных средств. Это один из немногих остающихся путей оживления производства при ограниченных инвестиционных ресурсах.

Практика государственного регулирования экономики в западных странах свидетельствует, что в периоды кризисов они берут под контроль прежде всего цены. Так, в США во времена «великой депрессии» в штатах, городах действовали ценовые комиссии в составе представителей продавцов, покупателей и администрации регионов — они устанавливали цены на самые ходовые товары. Законодательно были установлены минимальная тарифная ставка 25 центов в час при 46-часовой рабочей неделе, обложение лиц с высокими доходами до 92% их суммы. В период нефтяного кризиса 1970-х годов президент Никсон дважды «замораживал» цены и доходы. Во Франции после Второй мировой войны существовал порядок, требующий от производителя в случае повышения цены обоснования этой меры в государственном ведомстве по ценам. В Западной Европе в настоящее время до 30% цен устанавливают или государства, или Европейский совет.

Таким образом, на Западе не ждут, когда стабильность придет естественным путем, а используют принудительные (административные) рычаги. Меры по выходу из кризиса, предпринимаемые в России, на этом фоне выглядят легковесными, что может сделать ситуацию еще более неуправляемой, и тогда для возвращения в русло цивилизованного развития потребуются более радикальные меры вплоть до прохождения через этап мобилизационной экономики.

Мобилизационные меры включают: контроль за ценообразованием и поставками в отраслях естественных монополий и производстве товаров первой необходимости; ренационализацию предприятий-банкротов; национализацию обанкротившихся банков; централизацию валютных резервов для стабилизации обменного курса рубля (полная продажа экспортерами валютной выручки; ужесточение валютного контроля, дедолларизация банковской системы). В интересах восстановления экономики потребуются увеличение платежей с месторождений, введение госмонополии на экспорт газа, импорт алкоголя и табака, перечисление всей прибыли ЦБ РФ в бюджет, увеличение ввозных таможенных платежей.

Мобилизационная экономика является, хотя и сильнодействующим, но одним из возможных средств для выхода из кризиса, средством решения проблем, а не конечной целью. Она не востребуется, если экономическая политика будет опираться на проверенные мировым опытом методы государственного регулирования экономики на разных стадиях становления рыночного хозяйства, среди которых первостепенное значение имеют научно обоснованное прогнозирование и общенациональное планирование.

Россия имеет глубокие традиции государственного регулирования и планирования. Это обусловлено природными и геополитическими особенностями страны. Главными из них являются сложные природно-климатические условия (около 60% территории составляют районы Севера и приравненные к ним местности) и не имеющая аналогов в мире пространственная протяженность.

Обустроить такое гигантское пространство всегда было большой проблемой для государственного управления.Навсех этапах развития страны постепенно возрастала экономическая роль государства, формировался общественный сектор, осуществлялось перераспределение доходов. В настоящее время такие тенденции стали характерны и для многих развитых стран мира. После начала в 1997 г. мирового финансового кризиса ученые и практики вновь заговорили о государственном регулировании, контроле за движением капитала, новых формах социализации.

В стратегическом плане у России немного альтернатив, все они связаны с решениями задач по скорейшему выходу из кризиса. Для этого нужны научно обоснованная модель экономического развития, программа решения неотложных задач в рамках антикризисного управления, развитие предпринимательства, повышение трудовой, деловой активности населения.

Во всех звеньях хозяйствования, на всех уровнях управления возрастает роль специалистов, умеющих принимать оптимальные решения, постоянно согласовывать текущую работу с перспективными задачами, будущим. Без предвидения управление невозможно. Каждый специалист, менеджер любого звена управления должен владеть навыками прикладного прогнозирования и планирования. Помочь решению этой задачи призвано учебное пособие «Прогнозирование и планирование в условиях рынка».

Оно подготовлено авторским коллективом кафедры «Региональная экономика и управление» Всероссийского заочного финансово-экономического института под руководством и под редакцией д-ра геогр. наук, проф. Т.Г. Морозовой и канд. экон. наук, доц. А.В. Пикулькина в составе:

д-р геогр. наук, проф. Т.Г. Морозова — предисловие, п. 1 гл. 2;

канд. экон. наук, доц. Л.С. Ремезова (Воронеж) — п. 1 гл. 1;

канд. экон. наук, доц. А.В. Пикулькин — п. 2, 3 гл. 1; п. 2, 3 гл. 2; гл. 3; п. 1 гл. 7; гл. 8; гл. 9; п. 3 гл. 10;

канд. экон. наук, доц.В.Ф. Тихонов — гл. 4; гл. 5;

канд. экон. наук, доц. В.Э. Комов (Тула) — гл. б; п. 2, 3 гл. 7;

канд. экон. наук, доц. Ю.М. Дурдыев — п. 1, 2, 4 гл. 10.


Глава 1. Научные основы прогнозирования и планирования

Что изучает дисциплина

 

 

Общественное производство функционирует в рамках экономической системы, основными элементами которой являются социально-экономические отношения; организационные формы деятельности; хозяйственный механизм; производственные связи между хозяйствующими субъектами.

В мире известны различные типы экономических систем, различающихся способами производства и результатами деятельности. Наибольшее развитие получила рыночная экономическая система, характеризующаяся производством товаров для обмена на другие товары или на деньги.

Рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, прошел сложный путь развития и является достижением человеческой цивилизации. До начала XX в. рыночная система функционировала в основном на базе индивидуальной частной собственности, свободной конкуренции, обобществления производства в рамках предприятия; социальной незащищенности граждан.

В результате научно-технической революции производительные силы получили бурное развитие. Особенно быстро стала развиваться производственная и социальная инфраструктура. В связи с этим в экономической системе существенно изменились такие ее элементы, как хозяйственный механизм и организационные формы производственной деятельности. На развитие национальной экономики стало активнее воздействовать государство. Утвердилась экономическая система, основными чертами которой являются:

Ø производство на базе частной (коллективной и индивидуальной) и государственной собственности;

Ø обобществление значительной части хозяйства в национальном и международном масштабах;

Ø рыночное регулирование экономики в сочетании с активным государственным вмешательством;

Ø наличие государственных и частных фондов социального страхования и обеспечения.

Главной отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Сегодня нерегулируемого государством рынка по существу в мире нет. Важнейшим рычагом государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития.

Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена:

Ø общественным характером производства;

Ø усложнением межотраслевых и региональных связей;

Ø необходимостью поддержания рациональных народнохозяйственных пропорций;

Ø неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственных циклов;

Ø деятельностью государства как субъекта рыночных отношений.

В государственном воздействии на экономику опасны крайности: регулировать те экономические процессы, которые с большей эффективностью управляются рыночными механизмами; полагаться исключительно на рыночные механизмы даже в тех случаях, где вмешательство государства необходимо.

Вычленить из целостного экономического организма те области, которые требуют государственного воздействия, помогает социально-экономическое прогнозирование.

Прогноз — это комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы. Задача прогноза — дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Для решения этой задачи разрабатывается поисковый прогноз, показывающий, каким может быть развитие экономики (или какой-то ее сферы) при условии, что характер государственного воздействия на нее останется неизменным. В результате появится ответ на вопрос: «что будет», если государство не будет принимать никаких иных мер по регулированию экономики. Таким образом поисковый прогноз указывает на сферы экономики, требующие первоочередного вмешательства государства, направленного на преодоление негативных процессов.

Прогнозирование не сводится только к пассивной роли предвидения того, что может произойти в будущем. Разрабатываются и целевые прогнозы. Они определяют цели, поставленные государством перед экономикой, и возможные пути их достижения. При этом в равной мере опасно как приземлять цели, ссылаясь на дефицит ресурсов, так и ставить нереальные цели как бы они ни были заманчивы. Кроме этого, необходимо учитывать существование противоречий между долго- и краткосрочными целями. Погоня за сиюминутными выгодами, как правило, осложняет движение в стратегическом направлении. Поэтому необходимо наличие определенного баланса между ними.

Возможны и необходимы прогнозы любого уровня и по любой совокупности территорий, видов производств, отраслей, проблем. Перспективной может быть следующая система прогнозов:

Ø прогнозы последствий от вероятного наступления событий в стране и за рубежом;

Ø прогнозы развития отдельных сфер, отраслей экономики, конкретных видов производств, территорий;

Ø демографические прогнозы;

Ø политологические прогнозы;

Ø социальные прогнозы;

Ø научно-технические прогнозы;

Ø внешнеэкономические прогнозы;

Ø экологические прогнозы.

Прогнозы, хотя и разрабатываются отдельно, тесно взаимоувязаны между собой. На их основе составляется обобщающий прогноз социально-экономического развития страны.

В условиях рыночной экономики при разработке любого прогноза учитываются:

1. Формы организации материальных потоков. Преобладающая часть всех видов продукции реализуется свободно. В связи с этим разработать достоверный прогноз загрузки мощностей в том или ином производстве можно только на основе детальной информации о конъюнктуре на товарных рынках.

2. Способы формирования денежных потоков. Финансовые ресурсы в преобладающей части вышли из сферы прямого государственного регулирования. Поэтому важно определить, каких объемов достигнет частный капитал и куда он будет направлен.

3. Динамика цен и их влияние на производство и распределение. Сейчас нельзя получить ни одной достоверной прогнозной оценки по производству, не зная конъюнктуры цен.

4. Внутренняя конвертируемость рубля. Известно, в каких отраслях зарабатывается валюта, а в каких она нужна для импорта. Прогноз определяет ее движение, переход от одних собственников к другим.

Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов.

Планирование это целенаправленная деятельность государства, органов управления, хозяйствующих субъектов по разработке перспектив социально-экономического развития страны, регионов, отраслей, предприятий всех форм собственности.

На протяжении более тридцати последних лет многие экономисты ломали копья в спорах по проблеме сочетания плана и рынка. Когда рыночные отношения стали реальностью, пришло понимание того, что план и рынок — это отнюдь не антиподы, а взаимодополняющие элементы экономической системы. Управление социально-экономическим развитием на основе денежно-кредитной, налоговой, таможенной политики без сбалансированных общегосударственных планов себя не оправдывает.

Круг объектов, подлежащих государственному планированию, достаточно широк. Прежде всего — это структура общественного производства. На пропорции и структурные сдвиги может влиять функционирование рынка, и государству небезразлично, как складываются пропорции. Далее — социальная сфера. Главное здесь — предвидение влияния будущего развития экономики на жизнь разных социальных групп населения, выявление негативных сторон этого влияния и определение мер по защите нуждающихся.

Различают директивное и индикативное государственное планирование. Директивность планирования проявляется в наделении планов силой обязательного для всех исполнителей документа. Из директивности планирования вытекает требование строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности предприятий, хозяйственных органов, должностных лиц за невыполнение заданий. Директивное планирование обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Каждый поставщик привязывается к своему потребителю, и каждый потребитель знает, кто ему поставит сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Хозяйствующий субъект не может самостоятельно решать, что, как и когда производить, кому и по какой цене продавать.

С переходом к рыночной экономике развивается индикативное планирование как способ сознательного, целенаправленного управления социально-экономическими процессами в государственном, а также и в негосударственном секторах.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения.

Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др.

Индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами.

Индикативные планы органично и взаимосвязано соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы.

В мире интерес и внимание к планированию усилились в 1930-е годы. Сказалось влияние мирового экономического кризиса и опыта планирования в СССР. Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную сферы. Они выражались в национальных бюджетах, разрабатываемых министерствами финансов.

В послевоенный период в ряде индустриальных стран была создана развитая система национального планирования. Значительно расширилась его сфера с охватом не только бюджета, но и материального производства. Наряду с общегосударственным планированием получило развитие внутрифирменное планирование; фирмы, особенно крупные, имеют перспективные планы своей работы в условиях рынка. Теперь это общемировая практика.

В Японии послевоенное восстановление экономики обеспечивал правительственный совет по экономическому планированию. Было разработано двенадцать общегосударственных планов социально-экономического развития. Они предусматривали решение самых насущных и неотложных проблем, стоящих перед страной в тот или иной конкретный период ее развития. Разумеется, в условиях рыночной экономики стопроцентное достижение поставленных целей, особенно в социальной сфере, сопряжено с серьезными трудностями. Однако сам факт выдвижения их не мог не оказать позитивного воздействия на общее развитие экономики.

В Южной Корее государственное планирование началось с так называемого плана Натана, разработанного в 1954г. при участии экспертов ООН. В начале 1960-х годов экспертами Агентства международного развития была разработана долгосрочная (на 20 лет) программа развития экономики Южной Кореи. Она опиралась на рекомендации Международного валютного фонда (МВФ). В программе намечалось всемерное укрепление связей с рынками ведущих промышленно развитых стран; включение экспортного сектора экономики в систему международного разделения труда; приоритетное инвестирование в конкурентоспособные отрасли; поддержание внутреннего потребления на минимальном уровне; контроль государства над производством.

Программой предусматривалось выполнить четыре пятилетних плана (1962-1966, 1967-1971, 1972-1976, 1977-1981 гг.). В седьмом пятилетнем плане (1992—1996 гг.) основными приоритетами являлись: стимулирование НТП, развитие наукоемких отраслей, повышение конкурентоспособности экспортной продукции, открытости экономики.

Особое внимание в государственных планах Южной Кореи придается поддержке крупных финансово-промышленных групп (ФПГ). Динамичный рост ФПГ, ориентация на внешний рынок способствовали их превращению в транснациональные корпорации (ТНК) («Хендэ», «Самсунг», «ДЭУ» и др.).

В экономике Китая государственный сектор удачно сочетается с рыночным (в первую очередь в сельском хозяйстве, производстве товаров народного потребления, торговле, сфере услуг). В государственном секторе директивное планирование сохранено, но его жесткость существенно ослаблена. В негосударственном секторе применяются планирование и рыночные регуляторы. В результате двухсекторная экономика регулируется в одном случае планом, в другом — рынком. Этому не препятствует не имеющая аналогов в мире степень либеральности и радикальности реформ. Гибкое сочетание плана и рынка обеспечило в Китае феноменальные экономические результаты и существенное улучшение всех показателей развития. Экономическое чудо в Китае стало одним из важнейших событий мировой истории последних десятилетий. В период реформ (1978—1997 гг.) валовой внутренний продукт страны вырос в 5, 7 раза, или в среднем прирост составил 9, 6% ежегодно.

В последнее время возрос интерес к латиноамериканскому опыту экономических реформ. Аргентинский вариант выхода из системного кризиса предполагает жесткую привязку национальной валюты к другой, более устойчивой валюте и проведение тотальной приватизации, включая естественные монополии. Расчеты показали, что если бы Россия в условиях финансового кризиса пошла по этому пути, то все пропорции должны были быть пересмотрены и нельзя было бы индексировать зарплату, пенсии, пособия.

Формирование высокоэффективного механизма хозяйственного управления в России связано с освоением и использованием всего того положительного, что выработала отечественная и мировая практика в области прогнозирования и планирования социально-экономического развития.

Выбор конкретных направлений экономической политики России определяется соотношением политических сил, характером проводимых преобразований, масштабами и эффективностью поддержки международным сообществом, а также историческими традициями и национальными особенностями.

Изучение прогнозирования и планирования как научной дисциплины позволяет увязывать замысел преобразований с его воплощением в жизнь, разрабатывать соответствующие направления социально-экономической политики, оптимизировать деятельность предприятий.

В 10 главах данного учебного пособия последовательно раскрываются проблематика прогнозирования и планирования в условиях рынка, научные основы и организация выполнения этих функций государственными органами управления и хозяйствующими субъектами.

Познание экономических законов и их использование в практике составляют научную основу предвидения и планирования. Рассматриваются методы и организация прогнозирования и планирования, сферы применения нормативного, балансового метода, экспертной оценки, моделирования, порядок разработки прогнозов и планов на федеральном и региональном уровнях.

Так как организация плановой работы на предприятиях является предметом изучения ряда других дисциплин, в учебном пособии этот вопрос рассматривается кратко.

Главы 4—6 посвящены вопросам прогнозирования, а главы 7—10 — вопросам планирования. Такой методический прием позволяет избежать смешения функций, что нередко случается в экономической литературе и в практике прогнозирования и планирования. В качестве основных объектов прогнозирования рассматриваются базовые условия экономического развития: народонаселение, естественные ресурсы, национальная безопасность, темпы роста и структура материального производства, а также основные показатели социального развития (уровень жизни, занятость населения и другие).

Порядок государственного планирования освещается на примере разработки целевых комплексных программ, планов поставок продукции для государственных нужд, развития производства в государственном секторе, доходов и расходов государства.

Для улучшения освоения материала каждый объект прогнозирования и планирования рассматривается по схеме: постановка вопроса; состояние объекта; показатели прогноза или плана;

факторы прогнозирования и планирования; роль и направления государственной политики в конкретной сфере деятельности.

В условиях рынка ни один хозяйствующий субъект, предприниматель, гражданин и государство в целом не могут рассчитывать на правильность предпринимаемых действий без заранее составленного плана и прогнозирования их последствий. Этим прежде всего и обусловливаются важность дисциплины «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» и необходимость ее глубокого изучения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.