Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финал: как закрепить достигнутое






Заключение тренинга важно провести на позитивной эмоциональной ноте - просмотрите еще раз ваши записи, продумайте, как вы охарактери­зуете подростку ваш опыт взаимодействия с ним в этой программе. Для подростка в финале важно понять, что его пребывание в колонии встроено в его жизнь, но не фатальным образом, а как тот период, когда он разби­рался со своими слабостями и проблемами таким вот образом. Предложите подростку определить свои самые важные желания и сравнить их с перво­начальным вариантом. Что изменилось в его планах? Что уже сейчас он делает для их реализации?

Мои планы - мой ресурс

Проделанная работа в первую очередь направлена на то, чтобы при­влечь ваше внимание к проблеме планирования своей жизни, как можно теснее связать настоящее с будущим. Большинство успешных людей гово­рят о том, что они имеют свою «путеводную звезду», т.е. устремления, ко­торые ведут по жизни. Но эти устремления формируются самим человеком и зависят от умения строить свою перспективу, быть честным с самим со­бой, но и не бояться желать того, что пока недоступно. В подростковом и юношеском возрасте вы приобретаете первый опыт решения этой задачи. Ответственность и самостоятельность превращают виденье будущего в перспективы - реальные ресурсы и способности человека.

Приложение 3. Школа-мастерская как форма эффективной социали­зации подростков и молодых людей с серьезными нарушениями раз­вития в Центре лечебной педагогики, г. Москва

В 1995 году в странах Европейского Союза (ЕС) принято определение «качество жизни». «Качество жизни» - это система ряда факторов, к кото­рым относятся: здоровье, работа, творчество, отношения с близкими людьми, безопасность, непосредственная включенность в некоторое обще­ство, эмоциональное здоровье.

В России до сих пор качество жизни ребят с психическими наруше­ниями и семей, в которых они растут, чрезвычайно низкое. Большинство ребят вообще не учится, а те, кто числятся в школе, обычно находятся на индивидуальном обучении и не имеют возможности заниматься в классе. Их жизнь ограничена семьей. Иногда им удается посещать какие-либо места, где они могут провести досуг, чаще всего вместе с родителями. По­лучается, что для подростков с серьезными нарушениями развития не су­ществует такого социума, где они могли бы реализовать себя как взрослые люди.

На базе Центра лечебной педагогики в 1998 году была создана школа-мастерская, в которой постоянно занимаются 17 подростков и молодых людей от 14 до 24 лет (в дальнейшем мы будем называть их «ученики»). До этого они уже получали индивидуальную и групповую помощь в Цен­тре. Но в отличие от большинства выпускников Центра возможности учиться в школе у них не было: не нашлось школы, которая взяла бы на себя заботу об обучении таких сложных детей.

Все ученики, занимающиеся в школе-мастерской, имеют серьезные заболевания или нарушения развития (шизофрения, аутизм и другие нару­шения умственного и психического развития), трудности общения, про­блемы поведения. Как правило, у них эхолаличная речь, снижение волевой активности, отсутствует самостоятельная продуктивная деятельность. Они нуждаются в постоянном побуждении их к активности, предоставлении ограниченной по времени и облегченной по сложности нагрузке, индиви­дуальной для каждого.

Жизнь этих ребят была ограничена только семьей. Они не имели сво­его сообщества и опыта социальной жизни, не могли поэтому приобрести социальных навыков. Дополнительным фактором, сдерживающим их на пути к независимой жизни, является неизбежная в такой ситуации опе­кающая позиция родителей. Кроме того, семья не может помочь ребятам реализовать уже полученные ими навыки, обеспечить реальную интегра­цию в жизнь.

Основная цель школы-мастерской - улучшение качества жизни уче­ников и их семей. Понятие «качество жизни» еще не очень привычно в нашей стране, но мы будем им пользоваться, потому что оно хорошо под­ходит для описания нашей деятельности.

Мы будем основываться на опыте работы Центра лечебной педагоги­ки с подростками и молодыми людьми, которые занимаются в школе-мастерской более шести лет.

Для того, чтобы молодой человек со сложными нарушениями смог адаптироваться для жизни в обществе, он должен понять и принять ценно­сти, нормы и стиль поведения, в этом обществе существующие. Это воз­можно только при достаточном уровне знаний об этом обществе и сфор­мированности умений достойной жизни в нем. Следовательно, работа должна начинаться и быть направлена в дальнейшем на расширение зна­ний о разных аспектах жизни и формирование жизненно важных умений и навыков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.