Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации родителям по подготовке ребенка к семейной жизни






Многолетний опыт работы с детьми с нарушениями зрения показыва­ет, что помощь нужна не только незрячему, но и его родственникам. Ведь именно от близких людей, окружающих человека со зрительными пробле­мами, зависит, насколько успешным он будет в самостоятельной жизни.

Члены семьи сердцем чувствуют, что дорогой им незрячий человек нуждается в помощи, но не знают, как эту помощь оказать. Из опроса вы­пускников Саратовской школы-интерната для незрячих и слабовидящих детей выяснилось, что многие родственники недооценивают возможности незрячего, стремятся оградить его от всяких домашних дел, проблем, за­бот, беря все хлопоты, работу по дому на себя.

Между тем бытовая самостоятельность незрячих и слабовидящих яв­ляется одним из самых важных условий их успешной семейной жизни. Ус­воение бытовых действий избавляет от мелочной, порой унизительной за­висимости от окружающих, позволяет поверить в возможность жить в ус­ловиях слепоты, быть полезным и нужным своей семье.

Незрячий, овладевший самостоятельными действиями, оказывается способным хорошо адаптироваться в среде зрячих людей, расширить круг своих знакомств, чувствовать себя равным среди равных. Например, не­зрячий студент в общежитии или инвалид по зрению в командировке, обу­ченные необходимым бытовым умениям и навыкам без контроля со сторо­ны зрения, уверенно чувствуют себя среди своих зрячих сокурсников или товарищей по работе. Действительно, человек, опрятно и со вкусом оде­тый, умеющий вести себя за столом, не испытывающий затруднений при самостоятельном передвижении, всегда сможет найти себе друзей, завести знакомство.

Опрос, проведенный среди незрячих юношей, показывает, что среди желательных качеств их будущей жены, на первое место большинство из них выдвигает именно ее бытовую самостоятельность.

Когда же следует начинать подготовку детей к самостоятельной жиз­ни? Ответ напрашивается сам собой: чем раньше, тем лучше. С чего на­чать? С привития детям навыков личной гигиены, которая является зало­гом здоровья человека, проявлением его бытовой культуры, эстетического вкуса. Чистота внешняя говорит о человеке больше, чем со вкусом подоб­ранная одежда. Казалось бы, простые истины, но, к сожалению, среди вы­пускников, окончивших специальные школы, еще встречаются люди, не­достаточно владеющие навыками ухода за телом.

Как же прививать ребенку эти столь необходимые навыки? Необхо­димо заострить внимание на отдельных важных умениях. Например, умы­вание. Часто дети, умываясь, плохо промывают глаза. Больные глаза от этого могут воспалиться, ведь больные глаза гноятся чаще, чем здоровые. Поэтому людям, имеющим проблемы со зрением, надо мыть глаза не толь­ко утром и вечером, но еще и в течение дня, ведь человек, у которого гно­ятся глаза, выглядит отталкивающе для окружающих. Некоторые из них просто не знают об этом, и даже слабовидящие, имеющие зрение, не видят нагноений на глазах.

Многие родители не знают, как правильно научить ребенка чистить зубы. При плохом зрении или его отсутствии зубную пасту выдавливают не на щетку, а прямо в рот. Некоторые незрячие предпочитают другой спо­соб: берут щетку в левую руку, касаясь большим и указательным пальцами щетины, направленной вверх, держа тюбик правой рукой, выдавливают пасту по всей длине щетины.

Необходимо объяснить ребенку, что грязные, неухоженные ногти мо­гут стать причиной отказа зрячего от общения с инвалидом по зрению. Каждый инвалид по зрению должен помнить об этом и уметь постоянно содержать свои ногти в чистоте.

Незрячие и слабовидящие, особенно мальчики, дольше, чем их свер­стники не осознают, как важно быть хорошо и опрятно одетым. Из-за низ­кого зрения они плохо представляют себе, как одеты окружающие, без специального обучения у них не формируется желание и умение одеваться со вкусом. А ведь неряшливый внешний вид затрудняет людям с наруше­ниями зрения контакты с окружающими, может вызвать отрицательное впечатление у зрячего человека, впервые вступившего в общение с инва­лидом по зрению. С другой стороны, элегантная, современная одежда на незрячем человеке вызывает уважение близких и незнакомых людей. Наша пословица «По одежке встречают» работает и в этом случае: незрячая женщина может вызвать у мужчин восхищение - она и без зрения красива и уверена в себе, свободно общается с окружающими, так как убеждена, что она привлекательна и каждому интересно вступить с ней в контакт.

Многолетний опыт формирования у детей с нарушениями зрения са­мостоятельных бытовых действий дает основания дать некоторые методи­ческие советы по обучению незрячих и слабовидящих уходу за одеждой и обувью.

Правила хранения одежды не представляют особых трудностей для инвалидов по зрению, надо лишь соблюдать определенную последова­тельность: каждая полка шкафа предназначается для определенного вида вещей. Все укладывается по принципу: что чаще употребляется, то надо положить ближе, что реже - то дальше. Можно воспользоваться этикетка­ми, написанными по Брайлю и приклеенными к полкам с указанием, где что лежит. Следует тщательно продумывать местонахождение для каждой новой вещи. Так, в шкафу одежда может висеть в определенной последо­вательности: например, слева костюмы, за ними платья, юбки, блузки. В таком случае, если нужна блузка, то рука автоматически тянется в правую часть шкафа и нужную блузку можно быстро найти даже без использова­ния зрения.

Глажение является сложным для незрячих процессом. Родственники должны знать, что в условиях плохого зрения или его отсутствия человек контролирует свои действия при помощи осязания или слуха. Перед тем, как научить ребенка гладить, надо ознакомить его с гладильными приспо­соблениями (утюг, гладильная доска, подставка для утюгов). Подставки для утюга, имеющие бортик или ограничения, самые удобные для незря­чих, так как не дают утюгу соскочить вниз. Необходимо ознакомить ре­бенка с переключателем температуры и приклеить на нем тактильные (вы­полненные по Брайлю) метки. При этом ребенок должен усвоить следую­щие правила:

1. Гладить надо двумя руками. Левая рука движется перед правой и рас­правляет ткань.

2. Утюг следует располагать безопасно. Например, он ставится верти­кально, справа, на краю стола, так, чтобы ручка его слегка выступала за край стола. Скользя рукой по краю стола, незрячий может находить утюг, не обжигаясь.

3. Существует несколько способов проверки степени нагретости утюга. Например, можно провести утюгом несколько раз по гладильной доске, за­тем потрогать ее поверхность и по температурным ощущениям сделать вывод о степени нагретости утюга. Другой способ: на гладильную доску положить влажную ткань, дотронуться до нее утюгом. Если утюг горячий, послышится шипение.

4. Вода в пароувлажнитель наливается при помощи воронки.

5. Белье гладить чуть влажным.

Обучение стирке целесообразно проводить по отдельным частям одежды: воротник, рукава, полочки, спинка. Вначале стирка той или иной части осуществляется вместе со зрячим человеком. Зрячий берет в руки изделие, руки ребенка с нарушением зрения кладутся на руки зрячего. Он производит соответствующие движения, незрячий наблюдает направление рук, силу трения. При этом ребенок участвует при стирке отдельных час­тей изделия. Затем стирка производится под контролем зрячего до тех пор, пока у незрячего не выработается прочный навык стирки изделий из раз­личных тканей.

Человек с нарушением зрения вполне может самостоятельно выпол­нить мелкий ремонт одежды, то есть пришить пуговицу, заштопать, нало­жить заплатку. Для этого сначала необходимо ознакомить их с правилами техники безопасности и хранения швейных принадлежностей. Нитки, иголки лучше хранить в отдельной коробке. Можно сделать тактильные метки для обозначения цвета ниток.

Для различения одежды и последующего правильного ухода за ней (например, при сортировке белья по цвету перед стиркой) надо ввести сис­тему меток. В качестве меток могут быть использованы ленточки, неболь­шие пуговицы, кусочки материи и т.д.

Для обретения независимость в быту необходимо, чтобы каждая вещь, которой пользуется человек с нарушением зрения, имела свое, стро­го определенное место. Для зрячего это правило не так важно, так как, по­теряв вещь, он легко может найти ее, пробежав по комнате глазами. Не­зрячий же должен быть уверен в том, что он всегда может найти нужную ему вещь в том месте, где он ее оставил. Вот почему так важно научить ре­бенка, имеющего проблемы со зрением, четко организовывать окружаю­щее его пространство.

Овладение инвалидами по зрению самостоятельными бытовыми дей­ствиями касается не только умений соблюдать личную гигиену в условиях недостатка или отсутствия зрения, но и умений приготовить пищу себе и своим родным, содержать в чистоте и порядке кухню, посуду, пользовать­ся плитой, красиво накрыть стол, уметь радушно принимать гостей. Важ­ным условием признания самостоятельности незрячего человека является его поведение за столом, умение красиво держаться, правильно пользо­ваться столовыми приборами. Незрячий человек, умелый и знающий спе­циалист, но не умеющий вести себя за столом, может вызвать у зрячих не­приятное чувство.

Многие люди со зрительной патологией признаются, что они часто вынуждены отказываться от приглашения в гости, поскольку боятся ока­заться смешными за столом, привлечь к себе нездоровый интерес окру­жающих. Причина этого кроется в том, что в детстве их просто не научили правилам поведения за столом. К нам в школу очень часто приходят не­зрячие дети в возрасте 7 лет, которые не умеют пользоваться ложкой, не пьют самостоятельно из чашки, о вилке вообще говорить не приходится, некоторые даже не знают о ее существовании! Родители этих детей оши­бочно полагают, что придет время, и дети сами научатся пользоваться сто­ловыми приборами. Понятно, что сам собой этот навык у людей с наруше­ниями зрения правильно не сформируется. Вот почему так важно, чтобы родители уделили его формированию большое внимание.

Однажды на одной из конференций нам довелось оказаться за одним столом с тотально слепым от рождения человеком. Через несколько минут все, сидящие за столом, забыли о его зрительной проблеме, настолько ин­тересным, остроумным собеседником он был, и, что очень важно, на­столько уверенно он чувствовал себя за столом. Под конец нашего знаком­ства мы все же осмелились спросить у него, как удалось ему достичь такой самостоятельности за столом. Его ответ не был неожиданностью: этот че­ловек ответил, что его родители с самого детства уделяли очень много внимания привитию ему культуры поведения в быту. Этот инвалид по зре­нию женат на зрячей женщине, у них двое замечательных детей, много друзей.

Какие же правила культурного поведения за столом должен усвоить человек с нарушением зрения? Первое, что предстоит сделать незрячему человеку, получившему приглашение к столу, удобно сесть на предложен­ный стул, проверив рукой, чисто ли перед ним на столе, не стоит ли близко от края посуда. Если хозяйка не познакомила с тем, какие блюда стоят на столе, то необходимо осведомиться у своего соседа о том, как сервирован стол и какие предметы находятся вблизи от прибора. Если нет возможно­сти спросить об этом кого-либо, то можно осторожно обследовать место вокруг своего прибора. Сделать это нужно для того, чтобы неловкими движениями не перевернуть стакан, не попасть рукавом в тарелку с сала­том и т.п.

Найти в тарелке, где располагается мясо, а где гарнир, дело не очень трудное для зрячего человека, но попробуйте сделать это без зрительного контроля так, чтобы это не было неприятно окружающим! Каков же выход для инвалида по зрению? Практика и еще раз практика. Все это нетрудно будет сделать, используя мышечное чувство и так называемое инструмен­тальное осязание с использованием вилки и ножа. Раздел по развитию ося­зания сейчас включен в учебные планы школ для детей с нарушениями зрения. Вы всегда сможете проконсультироваться у специалиста, как рабо­тать над развитием этого анализатора, как закрепить дома умения, полу­ченные в школе.

Умения по приготовлению пищи, получаемые детьми в школе, обяза­тельно должны закрепляться дома. Надо только знать некоторые правила техники безопасности. Наибольшие трудности возникают при передвиже­нии по кухне. Самыми опасными и часто встречающимися препятствиями на кухне являются табуретки. Их следует задвигать под стол, располагать на определенные места вдоль стен.

Посуду на плите следует ставить так, чтобы ручки сковородок, ков­шей, кастрюль располагались в сторону стены, чтобы незрячий не мог их зацепить и опрокинуть.

Надо приучить инвалида по зрению использовать на кухне варежки-прихватки. Это тоже связано с техникой безопасности. Ведь если незрячий свисающим полотенцем поднимет крышку кастрюли или снимет чайник с огня, полотенце может загореться.

Человек, имеющий зрительные проблемы, может прекрасно пользо­ваться любой бытовой электротехникой, которая есть дома. Нашинковать капусту, нарезать овощи помогут различные шинковки, которыми пользу­ются зрячие. Поэтому надо не запрещать, а научить подрастающего сына или дочку пользоваться мясорубкой, кофемолкой, соковыжималкой, ку­хонным процессором. Конечно, после покупки нового бытового прибора надо обязательно показать, из каких деталей он состоит, как работает и ка­кие надо соблюдать правила техники безопасности.

Многие приборы, имеющиеся в продаже, могут облегчить человеку с нарушенным зрением ориентировку в быту. Так, чайник со свистком по­зволяет легко на слух определить момент закипания воды; контейнер для яиц - самостоятельно донести яйца от магазина до дома; нитковдеватель -самостоятельно вдеть нитки в иголку; «сторож» для молока - вскипятить молоко; желобковый нож - очистить картофель и овощи. Таких примеров можно привести много.

Существуют и специальные приборы для незрячих, которые тоже же­лательно иметь дома. Это нож-дозатор для нарезания ровными ломтиками хлеба, сыра, колбасы, сахарница-дозатор, однострелочные пружинные ве­сы с ценой деления 100 г, также необходимые на кухне для отмеривания точного количества того или иного продукта, пробка-дозатор уровня жид­кости для наливания жидкостей из бутылок и банок и другие приборы.

Чтобы человек без зрения не чувствовал себя потерянным, несчаст­ным, он должен активно действовать: учиться, работать, вести домашнее хозяйство, общаться с друзьями. Для этого ему необходимо свободно пе­редвигаться в пространстве. Ведь по-настоящему полноценным незрячий человек может чувствовать себя только тогда, когда он сам может добрать­ся до работы, сходить в магазин, на встречу с друзьями и т.д.

Человеку без зрения очень трудно самому научиться свободно пере­двигаться, не бояться пространства. Его следует этому специально учить и помогать. В программу специальных школ для незрячих и слабовидящих детей введены индивидуальные занятия по обучению детей пространст­венной ориентировке. Но мы знаем, что, к сожалению, не все наши учени­ки дома применяют полученные навыки ориентировки. А ведь здесь как раз и нужна помощь и поддержка близких!

Мы понимаем, что родственники испытывают страх и тревогу за близкого человека, которому предстоит столкнуться с трудностями при передвижении по улицам города. Но не стоит ограждать его от этих труд­ностей, надо помочь преодолеть их.

Многие незрячие стесняются ходить с тростью. Причин этому много, одна из них заключается в том, что мы даем ребенку трость слишком позд­но. Много вы видели незрячих детей с тростью на улицах? Как правило, они идут, держась за мамину руку. Опыт самостоятельного передвижения, полученный в школе, не закрепляется. Старшеклассники, особенно девоч­ки, категорически отказываются использовать трость. Надо помочь им преодолеть этот ложный стыд. Разве неуверенная походка с вытянутыми вперед руками выглядит эстетичнее? Трость необходима слепому в ориен­тировке. На сегодняшний день трость - самый совершенный инструмент, который помогает незрячим ориентироваться и безопасно передвигаться в пространстве. Кроме того, белая трость является сигналом для окружаю­щих; перед ними незрячий человек. Водители машин будут внимательнее на дорогах, прохожие предложат свою помощь в опасных и трудных для ориентировки местах.

Все это наши ученики знают, но знать - это одно, а применять на практике - другое. Родителям надо бы поддержать их со своей стороны, убедить в необходимости трости.

Опыт социально-бытовой ориентировки слабовидящих свидетельст­вует о том, что они в не меньшей, а часто и в большей степени, чем сле­пые, нуждаются в целенаправленном формировании специальных навы­ков выполнения различных видов предметно-практической деятельности. Ведь в жизни они привыкли опираться на свое зрение, а оно у них непол­ноценное. У слабовидящих гораздо больше, чем у слепых уходит времени на приобретение рациональных способов ориентировки в быту и в про­странстве.

Именно по причине недооценки значимости усвоения слепыми и сла­бовидящими с детства рациональных способов ориентировки в быту и в пространстве проблема их адаптации и интеграции продолжает оставаться острой. Для того, чтобы узнать, как научить незрячего или слабовидящего ребенка тому или иному умению, надо чаще подходить к тифлопедагогу, человеку, который на профессиональном уровне занимается подготовкой детей с нарушением зрения к жизни. Не стоит также стесняться обращать­ся за поддержкой к другим родителям незрячих детей, их советы могут оказаться очень ценными.

Опыт многих семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, судьбы взрослых слепых подтверждают: чем быстрее люди, окружающие ребенка, осознают, что не все потеряно, чем раньше они начнут заниматься обучением ребенка, тем скорее обнаружат, что дети с нарушением зрения обладают уникальными способностями познавать окружающий мир и учиться жить. Внимание, чуткость к незрячему ребенку, знание и учет осо­бенностей его развития, вера в его способности, оптимизм - вот основа бу­дущих жизненных успехов ребенка.


2.6. Подготовка к семейной жизни детей с проблемами умственного
и психического развития

Проблемы умственного и психического развития. Особенности отношений со сверстниками ребенка с нарушениями психики и интеллекта. Особенности развития детей с аутизмом. Специ­фика взаимоотношений ребенка с аутизмом со сверстниками






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.