Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности социализации и адаптации детей с нарушением слуха






Нарушение слуха той или иной степени встречается достаточно часто и у взрослых и у детей разного возраста, большинство из которых носит временный характер. Другую группу нарушения слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха. При этих наруше­ниях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах, недоразвитие органов слуха лишает ребенка важнейших источников ин­формации, что может вызвать его отставание в сроках формирования пси­хических функций, процессов и замедленный темп их развития, его деза­даптацию.

Медицинские предпосылки, связанные с ограничением возможностей здоровья глухих детей, безусловно, во многом определяют успех или неус­пех развития в целом. Жизнь глухого человека, в частности ребенка, во многом зависит от восприятия родителями особенностей ребенка, способов воспитания и обучения, выбора среды общения ребенка, меры включения его в активные социальные процессы.

До недавнего времени глухие люди считались глухонемыми, что вы­ражалось в отсутствии у этой группы лиц возможности слышать, а значит, и разговаривать, вступать в коммуникации с людьми, не имеющих эти ог­раничения. Такая позиция изначально исключала глухих людей, из общест­ва слышащих, акцентировала их изоляцию, обособленный образ жизни. Те­перь неслышащих детей обучают не только письменной и дактильной ре­чи, но и учат разговаривать, осваивать устную речь. Следовательно, при правильно организованной работе, глухие дети могут принимать активное участие в общественной жизни, что эффективно сказывается на формиро­вании и развитии социальных навыков, расширении арсенала способов взаимодействия с различными группами людей.

Даже незначительное снижение слуха в раннем детстве отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения он вообще не овладеет речью. Это про­исходит потому, что ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. При осуществлении раннего аде­кватного коррекционного воздействия эти тяжелые последствия могут быть уменьшены или даже преодолены.

Успешная социальная адаптация возможна, если взаимодействуют по­ложительная среда и положительная личность, то есть личность с устояв­шимися взглядами, ценностными ориентациями.[34] Положительную среду и личность формируют главным образом, семья, система образования, учре­ждения социальной защиты, создавая условия для воспитания, обучения, раскрытия потенциала глухих людей и поддерживая их материальное обес­печение.

Глухие дети сегодня имеют возможность получать среднее и средне-специальное образование, усваивать необходимые образцы поведения, на­выки взаимодействия с другими людьми, со слышащими. Неслышащий ре­бенок адаптируется в семье, в которой родился и растет, а также в образо­вательном учреждении, если родители решают отдать его туда для получе­ния образования.

В Российской Федерации создана система сурдологической и педаго­гической помощи детям с нарушенным слухом, начиная с первых месяцев жизни. В раннем возрасте (на протяжении первых двух - трех лет жизни) коррекционная педагогическая работа организуется в семье, родители по­лучают необходимые консультации по воспитанию и обучению своего ре­бенка у сурдопедагога сурдологического кабинета.

В России активно действует Всемирная организация глухих (ВОГ), главной целью которой в настоящий момент является Целью Всероссий­ского общества глухих является защита прав и интересов граждан с нару­шением слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современное общество. Задачами ВОГ являются:

· выявление граждан Российской Федерации с нарушением слуха, их вовлечение в члены Общества, привлечение специалистов для работы в организациях Общества и оказание членам ВОГ всесторонней по­мощи; создание первичных организаций ВОГ, органы управления, акционерные общества в соответствии с Гражданским Кодексом РФ для профессионального обучения и трудового устройства граждан с нарушением слуха;

· создание учреждений культурного, оздоровительного и бытового на­значения, центров реабилитации, садоводческих товариществ, мага­зинов и других учреждений, обеспечивающих выполнение уставных задач;

· решение совместно с органами государственной власти вопросов соз­дания условий для всестороннего развития личности граждан с нару­шением слуха, удовлетворения их духовных запросов, приобщения членов ВОГ к общественной жизни; содействие инвалидам по слуху в приобретении сурдотехники, облегчающих их обучение, труд и быт;

· поддержание постоянных связей с детскими дошкольными и учебны­ми учреждениями для глухих, высшими и средними специальными учебными заведениями, где обучаются лица с нарушением слуха;

· принятие участия в организации групп глухих в высших и средних специальных учебных заведениях; оказание шефской помощи шко­лам - интернатам для глухих и слабослышащих детей;

· содействие органам здравоохранения и образования в выявлении де­тей с нарушением слуха, способствует их устройству в дошкольные учебные заведения и школы;

· организация изучения и развития мимико - жестовой речи глухих, создание условий для овладения этой речью гражданами, подготовки сурдопереводчиков и повышения их квалификации;

· использование всех средств массовой информации, выставок и друго­го для популяризации деятельности ВОГ.

Неслышащий и плохо говорящий (или совсем не говорящий) ребенок нуждается в правильном речевом общении с учетом его ограниченных возможностей, в специальной коррекционной работе по развитию речи и слуха, что будет способствовать его нормальному психическому развитию. Это требует создания специальных условий обучения и использования специфических сурдопедагогических методов и приемов.

В зависимости от того, насколько успешно и в каком темпе ребенок овладевает фразовой речью, решается вопрос о целесообразных организо­ванных формах дальнейшего воспитания, неслышащего дошкольника, продолжать ли обучение в домашних условиях, в специальном дошколь­ном учреждении или определить ребенка в массовый детский сад, не пре­кращая специальной коррекционной работы с ним. Выбор формы обуче­ния и воспитания определяется не только успешностью речевого развития ребенка, но и уровнем развития его познавательной деятельности (в соот­ветствии с его возрастом), состоянием здоровья, его личными особенно­стями, желанием родителей и их возможностями активного участия в реа­билитационной работе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.