Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика взаимоотношений ребенка с нарушениями речи со сверстни­ками






Во взаимоотношения со сверстниками ребенок начинает вступать еще в раннем детстве. Дошкольник проявляет интерес к окружающим, ис­пытывает потребность в эмоциональном общении. В возрасте от 1, 5 до 3 лет появляется деловое и игровое общение. В старшем дошкольном воз­расте основным становится сюжетно-ролевое общение в процессе сюжетно-ролевых игр со сверстниками, через которые ребенок усваивает модели человеческих отношений. К школьному возрасту у ребенка развивается деловое и личностное общение, включенное в деятельность. По мере раз­вития речи у ребенка появляется возможность разнообразить содержание передаваемой в процессе общения информации, пользоваться различными средствами общения (жесты, мимика, интонация, развернутые высказыва­ния). Родителям необходимо знать, что эти этапы в развитии общения про­ходит каждый ребенок, независимо от особенностей речевого развития.

Степень развития общения определяется выраженной потребностью в общении, разнообразием целей и средств общения. Дети раннего возрас­та, имеющие особенности речевого развития и посещающие логопедиче­ские группы или логопедические детские сады ограничены в общении со сверстниками, посещающими обычные детские сады. Эталоном речи для них становится речь логопеда, воспитателя и родителей. Поэтому необхо­димо обращать внимание на расширение круга общения ребенка с окру­жающими детьми. Ребенка с особенностями речевого развития необходи­мо включать в игровую и досуговую детскую деятельность. Раннее вклю­чение в широкую коммуникативную среду в дальнейшем позволит ребенку самостоятельно организовывать общение со сверстниками и взрослыми, знакомиться и легко общаться с окружающими людьми, устанавливать дружеские отношения, чувствовать себя уверенным во взаимоотношениях с окружающими.

К подростковому возрасту на первый план выступают отношения ребенка со сверстниками, важным становится отношение другого к собст­венной личности подростка. Таким образом, все поведение подростка под­чинено его самооценке, которая, в свою очередь, формируется в процессе общения с окружающими людьми. В зависимости от отношения ребенка с особенностями речевого развития к себе, к своей собственной речи, уме­ния и готовности общаться (особенности речи как препятствие в общении, ориентирование в ситуации общения, эмоциональное переживание осо­бенностей своей речи), можно определить два основных типа самооценки речевой деятельности:

1. Коммуникабельный;

2. Некоммуникабельный.

Дети, имеющие коммуникабельный тип самооценки речевой дея­тельности испытывают потребность в общении, проявляют инициативу в установлении новых контактов. Особую важность для данной категории детей имеют доверительные отношения, позиция сверстника. Как правило, дети с коммуникабельным типом самооценки речевой деятельности стре­мятся к общению, но иногда испытывают трудности в силу эмоционально­го переживания особенностей своей речи. Для детей с данным типом са­мооценки речевой деятельности особенности собственной речи не являют­ся препятствием к установлению личных отношений. Они легко знакомят­ся с новыми людьми, у них много друзей, как правило, не испытывают за­труднений в семейном самоопределении.

Дети с некоммуникабельным типом самооценки речевой деятельно­сти внешне неконтактны, не всегда выступают инициаторами общения. Из-за выработанного стереотипа в общении с окружающими избегают но­вых ситуаций общения, что приводит к узости межличностных контактов. Но, несмотря на внешние проявления нерешительности в общении, дети внутренне готовы и стремятся к общению с окружающими. В силу данных обстоятельств в некоторых случаях дети не всегда проявляют инициативу при знакомстве с новыми людьми, стараются общаться в привычном круге людей. В связи с этим необходимо объяснить ребенку, что особенности речи не являются основным показателем отношения к человеку, что его нарушение преодолимо, и он будет успешен в жизни.

Как правило, дети реализуют три уровня проявления коммуникатив­ных умений, оказывающих влияние на способность к установлению соци­ального взаимодействия:

Дети, имеющие низкий уровень реализации коммуникативных умений проявляют недостаточную активность коммуникативных умений. Они не стремятся к общению, чувствуют себя неуверенно в новой компании, кол­лективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, тяжело пережива­ют обиды, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Дети со средним уровнем проявления коммуникативных умений стремятся к контактам с людьми, не ограничивают свой круг знакомств, не теряются в новой обстановке, имеют друзей, проявляют инициативу в об­щении, принимают участие в организации общественных мероприятий, могут принять самостоятельные решения в трудной ситуации.

Дети с уровнем проявления коммуникативных умений выше средне­го испытывают потребность в коммуникативной деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудной ситуации, непринуж­дённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают само­стоятельно принимать решения, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать и участвовать в общественных меро­приятиях, настойчивы в деятельности, которая их привлекает.

Таким образом, родителям и специалистам необходимо обращать внимание на данные особенности ребенка и учитывать их в процессе вос­питательной и педагогической работы по формированию навыков обще­ния. В литературе описаны разнообразные способы, игры, тренинги и уп­ражнения, обучающие детей сотрудничеству и партнерскому взаимодейст­вию, которые помогут ребенку с особенностями речевого развития пове­рить в свои силы и быть успешным.

Следующие особенности необходимо учитывать при организации коррекционной работы по формированию коммуникативных умений у де­тей с нарушениями речи:

1. Дети, имеющие высокий уровень проявления коммуникативности, острее переживают свой речевой дефект, стараются скрыть потребность в общении и желание общаться.

У меня много знакомых. Я чувствую, что они стараются не замечать особенностей моей речи и общаются со мной на равных. Я испытываю потреб­ность и легкость в общении с такими людьми, но все же, когда я вспоминаю о недостатках своей речи, невольно пытаюсь уйти от общения.

2. Из опыта общения с детьми, имеющими нарушения речи, можно сделать вывод, о том, что компенсации недостатка коммуникативных уме­ний не возникает. Осознание дефекта влияет на выбор будущей профессии.

Несмотря на удачные результаты посещений ло­гопеда, я все же организовал свой стиль общения от которого, как ни стараюсь, не могу отойти. Мне ка­жется, что люди, которые общаются со мной, воспри­нимают меня именно так, и им легче разговаривать со мной в привычном для меня и для них стиле. При обще­нии с новыми людьми я иногда испытываю некоторый дискомфорт и пытаюсь искусственно соответство­вать речевым нормативам, что затрудняет общение. В плане установления личных отношений выбираю парт­нера, который не обращает внимания на особенности моей речи, и не считает это главным в отношениях. В профессиональном самоопределении все же считаю, что работа, предполагающая приоритет речи - не для меня.

3. У детей с речевыми нарушениями сложился стереотип отношения к сво­ей речи.

Даже слыша вокруг себя вполне нормальную речь и стараясь соответствовать нормативам, не испытывая дискомфорта в общении, все равно в определенных си­туациях задумываешься, что говоришь не «как все» (хотя другие могут воспринимать твою речь как вполне пра­вильную). Возникает чувство понимания и осознания, что окружающие оценивают мою речь, проигрываешь вари­анты их отношения ко мне и к моей речи. Думаю, в даль­нейшем я смогу преодолеть эти трудности. Конечно же, не без помощи близких людей и хороших специалистов..

Таким образом, осознание особенностей своей речи, может привести к ограничению круга общения подростка. Поэтому, большое внимание нужно уделять психологической помощи такой категории подростков. Важным условием успешной коррекции речевых нарушений является и ак­тивная позиция самих подростков. Необходимо максимально объединить силы родителей с терпеливым и длительным сотрудничеством со специа­листами.

Развитие коммуникативных способностей позволяет предотвратить многие проблемы, связанные с формированием уровня самосознания под­ростка, социальной адаптации, профориентации и семейного самоопреде­ления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.