Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль инновационных процессов в деятельности предприятия






 

Процесс инноваций включает ряд последовательных этапов: 1) систематизация поступающих идей нововведений; 2) формирование идеи нового продукта; 3) анализ экономический эффективнос­ти нового продукта; 4) создание нового продукта; 5) тестирование нового товара на рынке; 6) принятие решения о внедрении нового продукта в производство.

Систематизация поступающих идей нововведений является начальным этапом инновационного процесса. Накопление идей возможных инноваций и их систематизация проводятся постоянно в процессе текущей маркетинговой, научно-исследовательской и другой деятельности предприятия. Периодически эта работа приводит к формированию идей нововведений на предприятии. При возникновении возможности или необходимости инновации начинается инновационный цикл. Содержание работ на этапе систематизации поступающих идей нововведений включает:

1) сбор информации о технологических изменениях на рынке, о нововведениях, поступающих из подразделений НИОКР и служб маркетинга производственных отделении. Изучение и анализ пожеланий, требований и рекламаций потребителей, поступающих от сбытового аппарата предприятия, торговых посредников и покупателей. Накопление информации о потенциальных возможностях предприятия в области разработки и освоения новой продукции;

2) определение видов риска, степени их влияния на ожидаемые результаты создания и внедрения нововведений;

3) сбор и анализ информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития, имеющих отношение к идее новации.

Формирование идеи нового продукта предусматривает выработку идеи его создания, которая может быть реализована. На этом этапе рассматриваются все выявленные идеи и определяется та из них, ­которая в наибольшей степени учитывает ресурсы и возможности, а также будущую выгоду предприятия от ее реализации при создании нового продукта. Этап содержит следующие работы:

1) предварительную оценку возможностей коммерческого использования идей;

2) оценку практической реализуемости идей;

3) определение степени технологической общности нового продукта и традиционных изделий предприятия;

4) оценку соответствия новой продукции имиджу предприятия и стратегии его развития;

5) определение патентной чистоты идеи нового продукта.

Анализ экономической эффективности нового продукта включает оформление идеи в виде инвестиционного проекта создания нового продукта и его предварительную оценку. В рамках формулирования проекта обеспечивается определение технико-экономических характеристик продукта (проекта), оценка его качества и потребительских свойств. В обязательном порядке проводится оценка (прогноз) потенциального рыночного спроса и объема продаж предлагаемого продукта. Формируется предварительная программа его создания и освоения в производстве. С учетом программы проводится оценка объема необходимых инвестиций на создание и организацию производства этого продукта, а также определение его сроков окупаемости. Важным элементом обоснования является анализ и оценка наличия необходимых ресурсов для создания и производства нового продукта (технология, машины и оборудование, сырье и материалы, персонал, финансовые средства и др.), а также оценка сроков создания, освоения нового продукта в производстве и выхода с ним на рынок. Этап заканчивается анализом и оценкой рентабельности (прибыльности) производства нового продукта и разработкой программы маркетинга по этому продукту.

Создание нового продукта начинается после принятия соответствующего решения руководством предприятия. Решение о создании нового продукта принимается на основании программы маркетинга по продукту, содержащей все необходимые сведения по новому продукту, с учетом технико-экономического обоснования его эффективности.

На этом этапе выполняются все работы и по его освоению в производство, в том числе:

1) разработка программы (конкретного проекта) создания нового продукта;

2) реализация программы (проекта);

3) создание опытного (промышленного) образца и проведение испытаний с целью проверки технических характеристик, технологии изготовления, проверки безопасности, в том числе технологической и т. д.;

4) определение наименования, товарного знака, дизайна, упаковки, маркировки и решение прочих вопросов, связанных с выведением нового продукта как товара предприятия.

Тестирование нового товара на рынке проводится по цене и другим коммерческим условиям на ограниченном рынке в течение ограниченного срока (но не менее трех месяцев). С учетом результатов тестирования определяются:

· каналы реализации, дающие наибольший экономический эффект предприятию;

· средства и методы рекламы нового продукта;

· организация технического обслуживания продукта (гаран­тийного и послегарантийного) и другие вопросы реализации про­дукта на целевом рынке.

Принятие решения о внедрении нового продукта в производ­ство завершает инновационный цикл создания нового продукта. Ос­новой принятия решения о внедрении нового продукта в производ­ство и о масштабе такого производства (ограниченная партия, се­рийное или массовое производство) являются маркетинговая про­грамма по производству (производственному отделению). Разработка и принятие такой программы проводится с учетом маркетинговых программ по продуктам и результатов тестирования нового продукта на рынке. Маркетинговые программы по производству (производственному отделению) предприятия учитывают:

1) коммерческое обоснование производственной программы, структуру, ассортимент и количественные показатели выпус­каемой продукции;

2) объем продаж, рентабельность продукции и производства в целом;

3) производственные возможности предприятия: использование имеющихся производственных мощностей, обеспеченность ресурсами и квалифицированным персоналом;

4) каналы и методы сбыта, известность и имидж предприятия на рынке;

5) финансовые возможности (в том числе общая сумма инвестиций в развитие производства и сбыта) и источники финансирования;

6) прогноз результатов (прибыль или убыток) на расчетный период и др.

Специфика инновационного процесса с учетом жизненного цикла товара. Жизненный цикл рынка сбыта конкретного продукта (жизненный цикл товара) охватывает период производства и сбыта этого продукта и включает: внедрение товара на рынок (создание рынка), рост, зрелость, насыщение и спад. При этом инновационный процесс, связанный с конкретным продуктом, включает проведение НИОКР не только в период его создания, но и в период его серийного производства. Направленность этих работ и соответственно затрат в НИОКР зависит от содержания конкретных стратегий предприятия на рынке, определяемых с учетом жизненного цикла рынка сбыта продукта (жизненного цикла товара).

На стадии роста продаж (стадия жизненного цикла товара — рост) предприятие ведет разработку модификаций продукта в соответствии с дифференциацией потребительского спроса, т. е. предприятие стремится выделить сегменты рынка, в которых предлагаемый продукт с минимальными изменениями выступает в роли специализированного, не имеющего аналогов для удовлетворения специфических потребностей.

На стадии зрелости предприятие стремится вести разработку оригинальных модификаций продуктов, отличающихся от продукции других производителей. Однако расширение номенклатуры при неизменной технологической базе не может быть беспредельным. В стадии зрелости рынка (товара) усиливается тенденция снижения нормы прибыли до определенной средней величины. Возможности конкуренции за счет дальнейшей дифференциации потребительского спроса исчерпываются. Стабилизируются номенкла­турные ряды и стереотип продукции. Рынок превращается в рынок стандартизованных изделий. Главным средством усиливающейся при этом конкуренции становится ценовая конкуренция.

На стадии насыщения рынка (товара) успехи в конкуренции свя­заны с сокращением издержек производства, что и определяет нап­равленность инновационной политики (стратегии) предприятия.

На стадии спада (заключительной стадии товара) победу при­носит межвидовая конкуренция (конкуренция новых техноло­гий), связанная с появлением новых средств (продуктов) удовлет­ворения потребностей.

Реализация инновационного процесса может быть организована по одной из трех известных форм организации работ:

1) последовательной;

2) параллельной;

3) интегральной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.