Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и методики, используемые в процессе принятия решений






Для разрешения управленческих проблем могут использо­ваться различные методы, которые используются на определенных этапах и процедурах процесса принятия решения. Все методы принятия управленческих решений объединяет в три группы:

1) неформальные (эвристические) методы принятия реше­ний. Практика показывает, что далеко не все процедуры управ­ленческого процесса могут отражаться количественными показа­телями. Преимущества формальных методов, ЭВМ над людьми не могут заменить присущую им гибкость мышления. В таких условиях наиболее оптимальным вариантом принятия управ­ленческих решений выступают метод человеческого мышления, основанный на опыте, интуиции и суждении, который получил названиеэвристического метода.

Эвристические методы представляют собой совокупность ло­гических и методических приемов выбора эффективных реше­ний на основе теоретического сравнения вариантов с учетом на­копленного опыта, аналитических способностях лица, прини­мающего решение. Использование неформальных методов позволяет оперативно принимать решения, однако нет гарантии от выбора ошибочных или неэффективных решений;

2) коллективные методы обсуждения и принятия решений.

Суть этого метода состоит в том, что сначала определяются участниками по выработке и принятию решений, чаще всего это вре­менный коллектив, состоящий из руководителей, исполнителей, а также компетентных, коммуникабельных, творчески мыслящих специалистов.

Организация коллективной формы работы может осуществ­ляться в виде комиссии, заседания, совещания и т. п. При та­ких формах работы раскрытию творческих способностей и неор­динарного мышления способствуют различные методы, обес­печивающие свободу обмена идеями. К таким методам относят метод номинальной групповой техники, метод Дельфы, метод мозговой атаки.

Суть метода номинальной групповой техники сводится к тому, что все члены, объединенные во временный коллектив, сначала излагают в письменном виде свои предложения самостоя­тельно. После чего каждый участник докладывает суть своей идеи членам коллектива, и только после этого каждый участник в письменном виде представляет ранговые оценки выносимых проектов. Вариант, который получил наивысший балл, принимается за основу решения.

Метод Дельфы получил название от греческого города Дельфа, прославившегося жившими там мудрецами-предсказателя­ми будущего. Этот метод групповой экспертной оценки не тре­бует совместной работы членов группы и в основном исполь­зуется, когда участники решения размещаются в различных географических подразделениях. При этом, членам временного коллектива в соответствии с этой методикой не разрешается обмениваться мнениями по вопросам решаемой проблемы. Ме­тод предусматривает выбор управленческого решения в следую­щей последовательности:

1. Членам группы предлагается отвечать на заранее детально подготовленные вопросы по решаемой проблеме.

2. Каждый член группы анонимно и независимо друг от друга дает оценки вариантов решения или предлагает свои идеи.

3. Все ответы членов коллектива собираются в центре и обобщаются в интегральном документе с содержанием вариантов решений.

4. Каждый член коллектива получает копию этого материа­ла. После ознакомления он может изменить мнение по вопросу возможных альтернатив решения проблемы.

5. Шаги 3 и 4 повторяются столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.

Метод Дельфы наиболее приемлем при выработке управлен­ческих решений для уникальных «малоизученных» проблем. Однако затраты времени на разработку решений растут, а коли­чество предполагаемых вариантов уменьшается.

Метод мозговой атаки (мозговой штурм) используют тогда, когда известные направления и методы решения возникшей проблемы оказываются непригодными, возникает необходимость активизации разработки новых идей и решений как выхода из тупиковой ситуации.

Суть этого метода заключается в том, что каждому члену временного коллектива представляются права высказывать самые различные идеи по вопросу вариантов решения проблемы. При этом ставится цель получения как можно большего числа предложений. Все высказанные идеи фиксируются без критики и оценки, а их обсуждение и анализ производится централизо­ванно после завершения процесса генерирования идей. Все представленные участниками предложения структурируются по определенным показателям, отражающим возникающие огра­ничения, затраты ресурсов, степень достижения целей. Полу­ченные оценки являются основой для выбора оптимального управ­ленческого решения.

Метод дерева решений используют для разрешения слож­ных проблем, требующих точной технологической последова­тельности процедур решений. При этом каждая процедура реше­ния может иметь несколько возможных исходов, причем каждый исход имеет свою вероятность наступления. Каждое последующее возможное решение зависит от фактического исхода предыдущего решения. По содержанию дерево решений пред­ставляет схематичное изображение процесса принятия последо­вательных решении, состоит из ветвей, как вариантов решений и узлов, как соответствующих им исходов. Для каждого исхода рассчитывается вероятность его наступления, а расходы на его осуществление проставляются на соответствующей ветви.

В соответствии с принципомдиктатора в качестве группового предпочтения принимается предложение одного лица группы. Этот принцип используется в основном в военных организациях, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах.

По принципу большинства голосов предпочтительным признается решение, которое имеет наибольшее число сторонников;

3) количественные методы принятия решения. Эти методы базируются на научно-техническом подходе выбора оптималь­ных решений в результате обработки на ЭВМ больших массивов информации с использованием следующих экономико-мате­матических методов и моделей: линейного моделирования, ве­роятностных и статистических моделей, теории игр, имитацион­ные модели.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.