Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы к участию в принятии решений






При принятии решения следует учитывать два существенных аспекта:

1) принимать решение, как правило, легко (человек принима­ет решение о направлении действий), трудно принять хорошее ре­шение;

2) принятие решения является психологическим процессом, так как человеческие решения не всегда логичны: поведением людей движут иногда логика, иногда чувства. Поэтому способы принятия решения могут меняться в широких пределах (от спон­танных до в высшей степени логичных). В силу этого процесс принятия решений может быть основан на различных подходах.

В практике управленческой деятельности различают два под­хода: интуитивный, основанный на суждениях и имеющий рацио­нальный характер.

Интуитивный подход и интуитивные решения предполагают выбор, который делается на основе ощущения того, что данный путь решения проблемы является лучшим («правильным»). Ли­цо, принимающее решение (ЛПР), при этом не занимается созна­тельным анализом и взвешиванием аргументов «за» и «против» по каждой альтернативе возможного решения.

С точки зрения статистики шансы на правильный выбор при интуитивном подходе (без какого-либо обоснования) невысоки.

Решения, основанные на суждениях, связаны с выбором, при котором определение лучшей альтернативы (варианта) возмож­ного решения обусловлено знаниями или накопленным опытом ЛПР. Менеджер проводит анализ вариантов, используя информа­цию о последствиях в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогно­зировать результат выбора альтернативы в существующей ситуа­ции. Опираясь на опыт и здравый смысл, он выбирает, как прави­ло, альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Суждение как основа организационного решения в менеджере ценится высоко и его опыту придается большое значение, так как многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. Суждения являются основой принятия множества повседневных управленческих решений. Они всегда опираются на здравый смысл, определяемый знаниями и опытом конкретно­го менеджера. Однако выбор лучшего решения на базе суждения (и опыта) не всегда имеет место. Поэтому очень важно понимание, что только одного суждения при принятии решения в сложной или в уникальной ситуации недостаточно. В этом случае сужде­ние может оказаться плохим помощником. Чрезмерная ориента­ция на опыт смещает решения в направлениях, более знакомых менеджеру по их прежним действиям (последствиям). Из-за тако­го смещения менеджер может упустить новую альтернативу, ко­торая возможно является более эффективной в новой ситуации. Боязнь новых решений и сфер деятельности может привести ор­ганизацию к катастрофе.

Рациональное решение является более объективным при при­нятии управленческих решений. Однако оно связано с дополни­тельными затратами усилий, информации и времени, что не всег­да возможно и оправдано.

Главное отличие между рациональным решением и решени­ем, основанным на суждениях, заключается в том, что оно не за­висит от прошлого опыта. Рациональное решение (т. е. выбор альтернативы) принимается на основе и по результатам объектив­ного анализа, как самой проблемы так и альтернатив решения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.