Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация принципов менеджмента






Общие принципы управления. Это правила, которыми руко­водствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т. е. они присущи всем систе­мам управления, поэтому нами они называются общими. Данная группа принципов отражает требования, предъявляемые к каче­ству систем управления, а в целом — к управленческой деятель­ности. К основным из них относятся следующие:

1) научность. Этот принцип, утверждает, что управленческая деятельность, формирование, функционирование и развитие систем управления должны базироваться на основе данных нау­ки, т. е. на объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управ­ления, исследования реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью это­го принципа является применение в практической дея­тельности достижений теории и опытных данных научного управ­ления объектами разного рода, в том числе различной отраслевой при­надлежности;

2) системность. Это основополагающий принцип и одно­временно требование, предъявляемое к управленческой деятель­ности и касающееся исключительно всех ее многообразных ас­пектов и элементов систем управления. Базируется на системном подходе, имеющем в управлении исключи­тельное значение. При этом имеется в виду, что качество функ­ционирования систем управления зависит от того, насколько эти элементы систем управления соответствуют друг другу и це­лям управления, т. е. результативность управления во многом пре­допределяется тем, насколько оно (управление) соответствует критериям системы.

Фундаментальное положение системного подхода о статусе любого объекта анализа, как системы, само по себе мало что дает для понимания его функционирования, если при этом не воспользоваться четким механизмом (алгоритмом) познания этого объекта как системного целого. Такой алгоритм представ­лен в виде совокупности последовательно осуществляемых сле­дующих действий:

· выявление структуры целого (объекта);

· выделение в целом главной части (свойства);

· определение количественной и качественной характери­стик этих частей;

· определение противоречивости частей в целом, их разнокачественности (особенно актуально для анализа и преобразо­вания самой системы принципов управления);

· оценка свойств частей и их взаимосвязей, механизмов их координации и субординации;

· выявление механизмов, обеспечивающих целостность сис­темы;

· раскрытие причин возникновения и источников развития целого;

· выявление интегративных (новых) свойств элементов и це­лого;

· определение функций элементов и целого;

· раскрытие способов формирования и развития целого;

· выявление более общих связей элемента с системой, в которую он входит в качестве составной части;

· выявление законов изменения и развития элементов и целого;

· доказательство подтверждаемости следствий этих законов (прогнозов);

· определение сферы применимости этих законов и их соот­ношения с другими законами;

3) комплексность. Это правило выступает как составная часть принципа системности и предполагает необходимость всесто­роннего учета всех факторов, воздействующих на объект управ­ления. Особенно это присуще информационному обеспечению процесса управления, когда некачественность информации об объекте приводит к неэффективности принимаемых решений;

4) экономичность. Это требование — правило к управленче­ской деятельности, системам управления, гласящее: управле­ние должно осуществляться с наименьшими затратами ресур­сов, однако не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ о его экономичности;

5) эффективность. Данный принцип — требование к управлен­ческой деятельности по обеспечению высокой результативности (прибыльности) функционирования объекта управления, ко­личественная определенность которого может выражаться через показа­тели результативности деятельности объекта управления и до­полняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы;

6) мотивация. Этот принцип утверждает, что управление мо­жет быть высоко результативным только при справедливом сти­мулировании деятельности персонала объекта и субъекта управ­ления. Стимулирование осуществляется в двух основных фор­мах — материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей, оп­ределяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности.

Мотивация должна:

1) ориентироваться на конечные результаты деятельности;

2) направляться на удовлетворение реальных (истинных) ин­тересов участников совместной деятельности;

3) принципы мотивации и их конкретные формы (методы) не должны вступать в противоречие с другими принципами управления.

Принципы реализации функций управления. К данной группе относятся:

1) принципы формирования и реализации функции «целеполагание». Качество выполнения этой функции определяет деятельность субъекта и объекта управления на длительный промежуток вре­мени. В условиях действия рыночных отношений от качества зависит конкурентоспособность, выживаемость, прибыльность и вообще результативность системы управления любого уровня и масштаба.

При выработке целей необходимо предусматривать их все­стороннее и глубокое обоснование, объективность, реалистич­ность, соответствие намечаемым результатам, согласованность идей и задач между собой и с ранее принятыми решениями в области целеполагания. Необходимым правилом является также выработка вариантов целей, исключение явно нерациональных и выбор оптимальных путем сравнения альтернативных целей по выбранным специально для этого показателям (критериям);

2) принципы осуществления функции «планирование деятельности». Сущность этой функции заключается в выработке модели функционирования объекта управления в форме совокупности количественных и качественных показателей, характеризующих его деятельность на определенный промежуток времени (год, квартал, месяц и т. д.). Поэтому здесь используется целый ряд принципов, носящих как общий характер, так и специфиче­ский для данного рода деятельности систем управления. Среди них главные: прогнозирование, моделирование, программиро­вание, директивность (обязательность выполнения), единство (компромисс) интересов всех участников планируемой деятель­ности, сбалансированность, реалистичность, объективность, оптимальность, системность. Смысл первых шести из них следует особо подчеркнуть и пояснить.

Прогнозирование — процесс выявления и предвидения объективных возможных тенденций, состояний развития управляе­мого объекта, а также альтернативных путей этого развития и сроков их реализации. Осуществляется в целях принятия наиболее рационального планового решения.

Моделирование — процесс воспроизведения реальных объек­тов, явлений, процессов в форме теоретических схем и симво­лов разного рода, создания аналогов, в которых отражены их важнейшие свойства.

Моделирование используется в тех случаях, когда аналити­ческое решение невозможно, а непосредственное эксперимен­тирование на реальном объекте затруднено или экономически невыгодно. Такое имитационное моделирование используется в процессе изучения систем с целью выявления и анализа зако­нов, принципов их функционирования, оценки функциональ­ных и организационных структур, разработки методов управле­ния этими системами. Особая роль моделирования заключается и в имитации экономических (имущественных) и организационных отношений и связей, что позволяет реализовывать систем­ный подход в управлении объектами разного рода.

Программирование выработка комплекса мероприятий по достижению единой (одной) цели в намечаемые сроки, обеспе­чиваемые необходимыми для этого ресурсами. Процесс програм­мирования включает также анализ проблемы, формулирование целей и задач, подбор и установление исполнителей, оценку конечного результата, выбор наиболее предпочтительного для данной ситуации варианта решения проблемы.

Директивность обязанность руководствоваться выработан­ными планами, предопределенная договорными отношениями субъектов о сотрудничестве, совместной деятельности или со­ответствующими законодательными актами государства.

Единство (компромисс) интересов участников планируемой дея­тельности принцип, при котором в планах должна обеспечиваться реализация инте­ресов всех участников совместной деятельности, включая госу­дарство, собственников и наемного персонала.Вместе с тем данный компромисс интересов должен способствовать интенсификации, расширению, активизации этой деятельности.

Сбалансированность важнейший принцип планирования, сущность которого заключается в равновесии всех пропорций и соотношений, параметров, показателей, планов и последствий их выполнения. Предполагает возможность и не­обходимость соизмерять потребности развития с возможностя­ми их удовлетворения, обеспечивать его пропорциональность;

3) принципы осуществления функции «организация». Значение этой функции в системах управления столь велико, что некоторые теоретики и практики управления рассмат­ривают ее в качестве самостоятельной, существующей наравне с управлением. На самом деле это так, но организационная дея­тельность составляет часть управленческой. Поэтому принципы организации правомерно и логично относить также к управле­нию. Вот важнейшие из них:

специализация. Это правило указывает на объективно суще­ствующую зависимость между характером разделения труда управленческих работников и эффективностью управле­ния.

Сущность принципа заключается в необходимости разделения управленческой деятельности на определенные виды работ и закрепления их за конкретными работниками и подраз­делениями аппарата управления. Эффективность такого подхода к организации управления кроется в преимуществах специализа­ции как прогрессивной формы общественного (совместного) тру­да.

Уровень специализации или степени однородности работ, за­крепляемых за исполнителями, обусловливается конкретными условиями и особенностями реальных систем управления и обосно­вывается в процессе их организационного проектирования;

пропорциональность. Слаженность функционирования сис­тем управления зависит от того, насколько соразмерны их от­дельные элементы, части, подсистемы между собой. Этот прин­цип как раз и указывает на необходимость такого их соответст­вия. Причем он относится ко всем элементам, их свойствам, имея в виду их количественную и качественную характеристики;

пример. В аппарате управления число специалистов в под­разделениях должно быть пропорциональным, соразмерным тру­доемкости выполняемых ими работ, и не только. Профессии, уровень квалификации этих специалистов должны соответство­вать характеру, степени сложности реализуемых ими функций;

ритмичность. Сущность этого правила заключается в том, что установленный порядок реализации функций управления должен неукоснительно соблюдаться, а сам этот процесс дол­жен характеризоваться бесперебойностью и своевременностью. Объективная необходимость указанного качества процесса управ­ления обусловлена требованиями непрерывности и равномер­ности использования управленческих ресурсов (труда специа­листов и технических средств) как фактора их эффективности, а также бесперебойностью и непрерывностью воздействия на объект управления;

прямоточность. Если рассматривать управление как процесс сбора и обработки информации (включая выработку решений и контроль за их реализацией), то эффективность управленческой деятельности во многом будет зависеть от пути (маршрута) прохождения информационных потоков. В этом смысле «прямоточность» рассматривается в качестве наикратчайшего пути прохо­ждения информации от источника до ее конечного потребителя. Именно от этого во многом будет зависеть скорость, качество обработки информации, оперативность ее использования;

4) принципы реализации функций координирования (координации) и регулирования совместной деятельности субъектов и объектов управления. Эти принципы должны обеспечивать эффективное их взаимодействие, устранение параллелизма и дублирования, увеличение результативности на основе четкого разделения обя­занностей и прав, повышение степени согласованности действий. Эти качества функционирования систем управления обес­печиваются наравне с координированием функцией ре­гулирования, целью которой является поддержание управляе­мых процессов в заданных режимах работы (планах, регламен­тах, проектах, программах). С помощью регулирования на осно­ве информации о состоянии управляемого объекта или процесса осуществляются воздействия для устранения отклоне­ний от установленных режимов функционирования и нейтрали­зации возмущающих воздействий внутренней и внешней среды. К этой группе принципов управления относятся:

четкость. Это требование указывает на необходимость стро­гого разграничения работ, прав, обязанностей между исполни­телями функций как условия их согласованного, предсказуемо­го взаимодействия;

надежность. Координирование и регулирование должны обес­печивать способность систем управления выполнять возложен­ные на них функции. В практике управления это достигается с помощью различных методов, среди которых наиболее распро­страненными будут дублирование исполнителей и потоков ин­формации, резервирование (увеличение) возможностей нена­дежных элементов систем. В общем, этот принцип гласит, что все элементы систем должны в процессе осуществления функ­ций координирования и регулирования получить соответствую­щие для данного промежутка времени и реальных условий функ­ционирования прочность, надежность элементов и их свойств;

оперативность. Координирующее и регулирующее воздействия на объект или процесс управления должны осуществляться быст­ро, для того чтобы ситуация не приобрела необратимого (неуправ­ляемого, непоправимого) характера и издержки отклонения от планируемого режима (модели) функционирования были мини­мальными. В этом суть данного принципа управления;

рациональность. Кроме перечисленных правил, имеет опре­деленную, немаловажную актуальность и рациональность коор­динирующих и регулирующих воздействий, которые должны под­чиняться «здравому смыслу» и объективным условиям протека­ния процесса управления, учитывать близкие и отдаленные по­следствия этих воздействий;

5) принципы осуществления функции «руководство». Это особая функция управления, которая определяет содер­жание труда руководителей, т. е. тех, кто возглавляет системы и подсистемы управления. Содержание этой деятельности весьма многогранно, особая роль в ней отводится координированию ра­боты исполнителей. Понятно, что и правил при этом используется большое множество. Поэтому выделим основные из них:

- создание и непрерывная рационализация системы управления. Для успешной деятельности любой руководитель должен сфор­мировать систему управления и поддерживать ее соответствие постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования;

- работа с персоналом управления. Руководители для обеспече­ния поставленных целей должны подбирать и расставлять работ­ников, рассматривая этот принцип как наиболее эффективный способ своего воздействия, влияния на управляемые процессы;

- активизация труда персонала. Этот принцип указывает на важнейшую задачу руководителя любого уровня: постоянно по­буждать к энтузиазму и творчеству координируемых работников с помощью разнообразных методов;

- стиль деятельности. Каждый руководитель обязан выработать определенный стиль работы, постоянно его улучшая и рассмат­ривая как важнейшее условие системного управления организацией, создания необходимой стабильности в коллективе, предсказуемости собственных действий и их последствий;

- нормы поведения. Упорядочение работы сотрудников, уста­новление регламентов, правил и методов общения и взаимоот­ношений в коллективе — неотъемлемая часть деятельности руководителя одновременно с его обязанностями и принципами. Регламентирование норм поведения может осуществляться в форме ин­струкций, указаний, положений, концепций деятельности ор­ганизаций, регламентов и (или) культивироваться посредством поведения самого руководителя, устных высказываний, целой совокупности методов, способствующих формированию высо­ких стандартов общения, поведения персонала;

6) принципы осуществления функции «контроль». Сущностью контроля как функции управления является соотношение фактического состояния управляемого объекта с заданной программой (моделью) его функционирования. При этом используются следующие принципы:

- быть предупреждающим, чтобы не допускать значительного отклонения от заданного режима функционирования объекта. Это основной принцип контроля;

- своевременность контроля, обусловленная предыдущим прин­ципом;

- всесторонность контроля, которая должна обеспечивать полное зна­ние о состоянии объекта, что является непременным условием системного управления организацией, своевременного реагиро­вания на отклонения всех параметров, характеризующих состоя­ние объекта, от заданных программой;

- непрерывность контроля, которая диктуется соображениями не до­пустить такого состояния управляемого объекта, когда восста­новление заданного режима функционирования становится не­возможным, а это связано со значительными затратами ресур­сов или убытками;

7) принципы осуществления функции «анализ». Анализ как функция управления должен обеспечивать объ­ективную оценку деятельности объекта управления (организа­ции, предприятия, органа управления), выявление причин сло­жившегося состояния, тенденций и резервов развития, несо­вершенств. Выполнение этой функции связано с применением та­ких известных принципов, как объективность, оперативность, системность, конкретность, количественная определенность и сопоставимость показателей;

8) принципы осуществления функции «учет». Содержание функции учета — это наблюдение, измерение, фиксация, регистрация на различных накопителях информации, которая характеризует состояние управляемого объекта и резуль­таты его жизнедеятельности. При этом используются принципы: всесторонность, оперативность, унификация учетных показате­лей плана и фактического состояния объекта и его подразделе­ний, точность, доступность, полнота, ясность, экономичность, объективность, своевременность.

Принципы построения организационных структур систем управления. Структура систем управления в самом общем виде состоит из трех взаимосвязанных частей. Это, во-первых, исполнители функций; во-вторых, их функциональные обязанности, т. е. кон­кретные управленческие работы, закрепленные за этими испол­нителями, и, в-третьих, взаимосвязи (организационные отно­шения и связи) между ними по поводу реализации этих функций. Исходя из этого, правила формирования организационных структур систем управления распространяются на все названные их элементы. Но кроме этого имеются общие принципы, отражающие требования к структурам как целостному образованию. Основные из них:

1) гибкость одиниз основных принципов, определяю­щих качество структур. Он выражает их возможности изменяться под воздействием внутренних и внешних факторов, т. е. производить перегруппировку исполнителей, менять содержание и методы выполнения управленческих работ, изменять систему взаимосвязей, соподчиненность исполнителей;

2) адаптивность готовность и способность структур приспо­сабливаться к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Структура может быть гибкой, но в то же время неадаптивной. Последнее свойство тесно связано с качествами всей системы управления, а так как структура является ее организационной формой, то свойство адаптивности в полной мере относится и к этой форме;

3) иерархичность. Сущность этого принципа заключена в том, что структура, как правило, формируется многоступенчатой или многоуровневой, т. е. в ней различаются подсистемы высшего и нижележащих уровней. Чем меньше уровней, тем структура бо­лее простая, т. е. менее сложная и эффективная с точки зрения воздействия на управляемые объекты. В то же время это ведет к увеличению нагрузки на исполнителей и затрудняет реализа­цию в полном объеме и надлежащем качестве функций. Поэто­му конфигурация (число ступеней, уровней) структуры систе­мы управления должна тщательно обосновываться по критери­ям гибкости, оперативности и эффективности;

4) соблюдение норм управляемости. Ввиду ограниченных возможностей человек (руководитель) может эффективно координи­ровать работу лишь ограниченного количества исполнителей (отдельных работников и (или) звеньев аппарата управления). Это и понимается под нормой управляемости, которую опреде­ляют, в основном, опытным путем. Как правило, она составляет от трех до девяти исполнителей. Норма управляемости зависит от степени однородности и сложности работ исполнителей: чем они однороднее и менее сложные, тем большим числом работников можно эффективно управлять;

5) делегирование — передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Реализа­ция этого принципа при построении (улучшении) структур управления позволяет разгружать верхние уровни систем управления от выполнения и контроля отдельных задач либо сфер деятельности. В то же время нижележащие уровни получают воз­можность более успешно реализовывать возлагаемые на них за­дачи. Делегирование полномочий создает иерархию уровней в структуре управления;

6) сочетание централизации и децентрализации полномочий. Сте­пень соотношения этих противоположных принципов в каждой конкретной управленческой ситуации требует всестороннего и глубокого обоснования, учета ближайших и отдаленных послед­ствий принимаемого решения;

7) централизация (сосредоточение власти, полномочий в од­ном лице, органе), которая при определенных условиях становится объ­ективно необходимой. Как правило, это не рядовые ситуации, а носящие экстремальный характер при ограниченности ресур­сов, времени реализации задач или особой тяжести предпола­гаемых последствий;

8) единоначалие. Для успешной целеустремленной деятельности системы управления необходимо единство координирования, при котором руководитель несет полную ответственность за работу или организацию в целом, координируемых им исполнителей. В этом сущность данного принципа, обеспечивающего четкость взаимодействия, слаженную работу всех участников совместной деятельности. Однако этот принцип может успешно сочетаться с делегированием полномочий при четкой координации дея­тельности всех исполнителей;

9) единство распорядительства. Четкое и слаженное взаимодейст­вие исполнителей обеспечивается также тем, что каждый из них должен получать указания по поводу выполняемой работы только от одного лица. В этом заключена суть данного принципа.

Принципы формирования методов управления. Они представляют собой практические, со­вершенно конкретные способы воздействия на объекты управ­ления. В этом, собственно, состоит их уникальная, особенная роль в управлении. При их выработке пользуются следующими принципами:

1) активизация деятельности персонала. Каков бы по характеру ни был используемый метод управления, в первую очередь он должен способствовать проявлению энтузиазма, творчества и повышения заинтересованности работников в общих результа­тах работы, а также созданию наиболее благоприятных условий для их деятельности;

2) результативностью. Методы служат средством достижения це­лей управления. Одновременно они должны обеспечивать высо­кую эффективность деятельности. Если она низкая, не соответ­ствует заданным параметрам результативности, значит, необхо­димо изменить данный метод или их совокупность, или поря­док (механизм) их использования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.