Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многофакторные теории управления






Синтетические учения исследуют управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.

К синтетическим учениям относятся:

· школу социальных систем;

· системный подход;

· управление по целям П. Друкера (МВО);

· ситуационные теории (методы управления меняются в зависимости от ситуации, а поэтому управление является искусством);

· «теория 7- S» (Т. Питере, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос).

· «теория Z».

На основе анализа японского опыта управления. «Теория Z» является альтернативой бихевиористской концепции Д. Мак-Грегора (выделявшего в зависимости от взглядов руководителя на подчиненных два типа управления: X и Y). Руководствующийся «теорией X» руководитель считает, что человек по природе своей ленив, склонен к принуждению, из­бегает ответственности, что требует применения авторитарного стиля руководства. Руководствующийся «теорией Y» руководитель считает, что в благоприятных условиях человек стремится к творчеству, с готовностью принимает на себя ответственность, осуществляет самоконтроль, а значит, наиболее адекватным стилем руководства является либерально-демократический стиль.

1.2.10 «Теория 7- S»

Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций менеджмента является «теория 7- S», разработанная двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой «Мак-Кинзи». Первую пару составили Т. Питере и Р. Уотерман — авторы известной книги «В поисках эффективного управления», а вторую пару — Р. Паскаль и Э. Атос — авторы не менее известного бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих».

Исследования данных специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «S», эта концепция получила название «7- S».

Ключевыми составляющими являются:

· стратегия — планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;

· структура — внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;

· штамп — ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т. п.;

· стиль — способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура;

· квалификация — отличительные возможности ключевых людей в организации.

· разделенные ценности — смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих. Однако практика 70-х гг. показала, что американский тип управления не только не является универсальным, но и далек от того, чтобы считаться лучшим. Особенно наглядно это проявилось при сравнении американского управления с японским управлением.

 

1.2.11 «Теория Z»

«Теория Z» У. Оучи — теория управления, основанная на «вовлеченности»; самая заметная по своему воздействию на науку менеджмента попытка объяснения японского экономического чуда. Когда к началу 90-х гг. ХХ в. Япония обогнала Соединенные Штаты по производительности труда, перед учеными встала двоякая задача. С одной стороны нужно было найти объяснение данному факту (надо понимать, что экономический авторитет США в тот момент был абсолютно непререкаем). С другой — попытаться воспользоваться японским опытом для поднятия эффективности американских и европейских производств. У. Оучи, совместно с Р. Джонсоном, выделил пять основных особенностей японского метода управления, которые и свел впоследствии в свою «Теорию Z»:

1. Акцент делается на движение информации и инициативы снизу вверх.

2. Высшее руководство (топ-менеджер) из органа, издающего приказы превращается в орган, способствующий принятию решений.

3. Среднее управленческое звено (мидл-менеджер) становится инициатором и движущей силой решения проблемы.

4. Решения принимаются на основе консенсуса;

5. Проявляется повышенное внимание к благополучию сотрудников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.