Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль качества клеевых соединений






Во всех случаях изготовления узлов и панелей с применением клея особое значение приобретает контроль качества клеевого шва, пресле­дующий цель выявить участки со слабым сцеплением, местными непроклеями, пористой структурой, пережогами клея и т. д. Для предупрежде­ния дефектов производится тщательный пооперационный контроль:

1) клеев и склеиваемых материалов;

2) внешних условий в производственных помещениях;

3) приспособлений для склеивания, оборудования, нагревательных и измерительных приборов;

4) качества подготовки и подгонки поверхности;

5) режимов склеивания.

Окончательный контроль качества готовых изделий можно осуще­ствлять внешним осмотром, простукиванием, применением дефектоско­пов, испытанием образцов-свидетелей, выборочно испытанием готовых изделий.

При внешнем осмотре можно обнаружить различные механические повреждения: забоины, вмятины, вздутия, а также подтеки, по которым судят о качестве склеивания.

При контроле простукиванием (или.методом свободных колебаний) пользуются небольшим стержнем из мягкого металла или текстолита. Опытный контролер по изменению тона звука обнаруживает местные непроклеи и даже утолщенные клеевые прослойки. Недостатком метода является субъективность оценки качества склеивания.

В настоящее время в развитие этого метода создан ряд приборов, основанных на простукивании, но снабженных измерительными прибора­ми, делающими контроль более объективным, например дефектоскоп ЧИКП-2 для выявления дефектов в соединениях неметаллических мате­риалов с металлами.

Заслуживает особого внимания акустический импедансный метод для контроля клеевых соединений металлов и неметаллических материа­лов и выявления дефектов многослойных конструкций. Метод основан на зависимости механического сопротивления от наличия и величины зон нарушения сцепления между отдельными элементами соединения.

В промышленности наибольшее распространение находит импеданс­ный дефектоскоп ИАД-2, который.может работать в комплекте полуав­томатической установки ПИ-1 для механизированного контроля с записью результатов на электротермическую бумагу.

В некоторых случаях применяется вакуумный метод, при котором под датчиком прибора — колпаком, наложенным на контролируемый участок соединения, создается разрежение. Перемещение обшивки фик­сируется находящимися в датчике измерительными устройствами, про­стейшим из которых является индикатор. В местах с соединением нужно­го качества прогиб обшивки существенно меньше или вовсе отсутствует.

Существуют и другие методы контроля: сквозное прозвучивание (теневой), ультразвуковой резонансный, метод многократных отражений, термографический и рентгеновский, с применением инфракрасного излу­чения и др. Каждый из этих методов предназначен для сравнительно узкой области применения. Методы контроля постоянно совершенству­ются. Так, сравнительно недавно разработан контроль с применением теплового импульса, позволяющий выявить прочность сцепления метал­лической обшивки с заполнителем в виде сот или пенопласта.

О прочности клеевых соединений можно приблизительно судить так­же по испытанию образцов, вырезаемых из специальных припусков на изделии, или так называемых образцов-свидетелей.

Определенный процент из серии изделий проходит испытания на раз­рушение.

Для устранения непроклеев в обшивке сверлят отверстия диаметром 2—2, 5 мм, через которые под обшивку вводят специальным шприцем клей. После этого соответствующий участок шва запрессовывают струб­цинами и выдерживают необходимое для отверждения клея время.

Освоение и дальнейшее совершенствование методов контроля, осо­бенно механизированных и автоматизированных, способствуют более ши­рокому внедрению клеевых соединений в конструкции самолетов и вер­толетов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.