Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ритуальная коммуникация






Ритуальная коммуникация заключается в соблюдении и вы-п°лнении социально установленных форм поведения. Ее приме-Р°№ может служить общение учителя и учеников: когда учитель Вх°Дит в класс, школьники дружно встают. Каждый из них от-


124 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. 1Уу ц

дельно участвует в коллективном ритуальном действии. Знакомые люди приветствуют друг друга рукопожатием. У нарушающих нор. мы ритуальной коммуникации возникает много проблем при об-щении с окружающими людьми, например непонимание или нео­добрение их поведения.

Наряду с отмеченными видами целый ряд исследователей в области коммуникации выделяют массовую (в обществе в целом), ограниченную (внутри различных социальных групп), межличнос­тную (между двумя индивидами) и внутриличностную (между че­ловеком и электронными средствами передачи информации) ком­муникации. В контексте учебного пособия выделение именно этих видов коммуникации представляет наибольший интерес, именно эта типология представляется наиболее важной. Фактически эти виды коммуникации можно свести только к межличностной и массовой коммуникациям, представляющим два полюса взаимо­действия. На одном полюсе — способы коммуникации, завися­щие только от индивидуальных характеристик людей, участвую­щих в ней. На другом — способы коммуникации, зависящие от характеристик социальных групп, к которым принадлежат взаи­модействующие люди. Но при этом следует помнить, что во всех случаях речь идет о коммуникации между индивидами, так как только через них возможны межгрупповые контакты и массовая коммуникация в целом. Межкультурная коммуникация также явля­ется, прежде всего, межличностной коммуникацией.

В ситуации межличностной коммуникации огромную роль играет культурная принадлежность коммуникантов. Мы уже неод­нократно говорили, что культура не может существовать вне про­цесса общения. Но и коммуникация всегда имеет в своей основе правила поведения, базирующиеся на культурных нормах и цен­ностях. Носителем любой культуры, непосредственным участни­ком коммуникации всегда выступает человек. Каждого индивида можно сравнить с «культурным айсбергом», ведь его поведение определяется заложенными в него в процессе инкультурации цен-ностями и нормами культуры. Они же определяют вербальные, невербальные и паравербальные средства коммуникации, исполь­зующиеся человеком в той или иной ситуации.

Поскольку существуют разные, отличающиеся друг от дрУ1^ культуры, то вполне естественно, что участники коммуникации могут принадлежать как к одной, так и к разным культурам. РазУ' меется, принадлежность к одной культуре облегчает коммуника­цию, принадлежность к разным культурам усложняет ее.


г и ва 2. Межличностная коммуникация________________ 125

Общаясь с другим человеком, мы используем все вербальные л невербальные средства, находящиеся в нашем распоряжении. И если участники коммуникации понимают и замечают любые вер­бальные и невербальные нюансы, то интерпретация и дешифров-I jca полученных сигналов-символов идет автоматически, незамет-до, как само собой разумеющееся. Так происходит при обычной межличностной коммуникации. Но если один из участников ком­муникации не реагирует на какой-то вербальный или невербаль­ный знак, не понимает значения какого-то слова или реплики, возникает непонимание, напряженность, начинаются трудности в интерпретации. Это может свидетельствовать о переходе обычной межличностной коммуникации в межкультурную.

2.4. Эффективность коммуникации и факторы, влияющие на нее

2.4.1. Понятие успешной коммуникации

Как уже было отмечено, общение между людьми, в отличие от общения животных, облечено в различные формы, подчинено со­ответствующим условностям и законам. На этом основании ком­муникация в каждом конкретном случае происходит с различной степенью успеха и эффективности. Как показывают наблюдения, для достижения высокой эффективности коммуникации очень важно межличностное восприятие, то есть целостное отражение внешнего облика и поведения другого человека, его понимание и оценка. Оно может быть адекватным (то есть соответствующим. Действительности) или искаженным. Зачастую отражение другого бывает неадекватным из-за индивидуальных особенностей парт­нера и отсутствия навыков общения, а также умений «читать» ха­рактер и намерения других по элементам вербальных и невер­бальных сигналов. Как правило, на формирование мнения о дру­гом человеке влияет первое впечатление о нем.

Однако, в конечном счете, успех коммуникации определяется ЦЭДьщ радом показателей, среди которых важнейшими являются Прагматический и социально-психологический аспекты. В первом СлУчае эффективность коммуникации определяется достижением ^ставленной цели и успешностью преодоления препятствий, воз-^Икщих в ходе ее достижения. С социально-психологической точ-


126 Разд& \ II. Основные положения теории коммуникации. М К^

ки зрения важнейшим является удовлетворенность от самого про. цесса общения (когда в ходе общения не возникает чувства доса­ды, длительных пауз, устанавливаются психологический контакт и доверительные отношения с партнером). Этому сопутствует от­сутствие трудностей: напряженности, скованности, внутренних преград и зажатости. Иными словами, это субъективное ощуще. ние, связанное с чувством полноценности и стабильности меж­личностных отношений при отсутствии страхов, подозрительнос­ти и чувства одиночества.

Успех коммуникации проявляется также в достижении и со­хранении контакта с партнером в целях стабилизации межлично­стных отношений, их согласия и взаимной приспособленности. В данном случае успешный итог понимается не столько как конк­ретный конечный результат, а скорее как процесс, в который оба партнера должны сделать равный вклад.

Таким образом, успех коммуникации является интегральной характеристикой коммуникативного поведения человека. В этом контексте межличностная коммуникация представляет собой про­цесс, который регулируется как определенными социокультурны­ми закономерностями, так и культурно установленными правила­ми. И этот процесс определяется одновременно и внешними воз­действиями (стимулами), и внутренним состоянием человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.