Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вставание для совершения третьего, а затем четвертого рак‘атов






 

Затем «он (да благословит его Аллах и приветствует!) поднимался для совершения третьего рак'ата, произнося такбир 613, велев делать то же самое ''человеку, который плохо помолился'', сказав: «…и поступай так же в каждом рак'ате», о чём упоминалось ранее.

 

«Когда он (да благословит его Аллах и приветствует!) вставал после сидения, то произносил такбир, а затем поднимался»614; иногда «он поднимал свои руки»615 при произнесении этого такбира.

«Когда он хотел подняться для совершения четвертого рак ‘ата, то произносил: ''Аллах Превелик! (Аллаху акбар) ''616, велев так же поступать ''человеку, который плохо помолился'', о чём было упомянуто ранее, и иногда «он поднимал свои руки»617 при произнесении этого такбира.

 

Затем «он выпрямлялся сидя на левой ноге, прямо, пока каждая кость не возвращалась на своё место, а потом поднимался, опираясь (руками) о землю»618; и «он сжимал пальцы в кулак619, опираясь на руки при вставании»620.

 

сподвижники» (Ат-Тирмизи и аль-Хаким). Да причислит нас Аллах к этой единственной спасшейся группе!

613 Аль-Бухари и Муслим.

614 Абу Йа'ла в своей книге ''Аль-Муснад'' (284/2) приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков. Он также приводится в ''Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха'' (604).

615 Аль-Бухари и Абу Дауд.

616 Там же.

617 Абу ‘Авана и ан-Наса'и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков

618 Аль-Бухари и Абу Дауд.

619 Прим. переводчика: дословно ''как тот, кто замешивает тесто''.


«В обоих этих рак'атах он читал суру ''Аль-Фатиха''», велев делать то же самое ''человеку, который плохо помолился''. Совершая полуденный намаз, он иногда дополнительно читал несколько аятов (после суры ''Аль-Фатиха''), как о том было упомянуто в разделе ''Чтение аятов Корана после суры ''Аль-Фатиха'' в последних двух рак‘атах полуденного намаза''.

 

Произнесение ду‘а -кунут во время совершения пяти намазов по случаю какого-либо бедствия (несчастья)

 

«Когда он (да благословит его Аллах и приветствует!) хотел обратиться к Аллаху с мольбой покарать кого-либо или хотел обратиться к Нему с мольбой за кого-либо, то произносил ду'а-кунут 621 в последнем рак'ате после совершения поясного поклона: после (произнесения) слов: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу! (Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху); О Аллах, Господь наш и хвала Тебе!»

(Аллахумма, Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд) 622«он вслух обращался к Аллаху с

мольбой»623, «поднимал свои руки»624, а «те, кто стояли позади него, говорили: «Амин!»625.

 

Известно, что «он произносил ду‘а-кунут во время совершения всех пяти намазов»626, хотя «он читал в них ду‘а-кунут только тогда, когда обращался к Аллаху с мольбой за кого-либо из людей или против кого-либо из них»627. Например, он однажды сказал: «О Аллах, спаси аль-Валида ибн аль-Валида, и Саламу бин Хишама, и ‘Аййаша ибн Абу Раби‘у! О Аллах, будь суров с племенем мудар и сделай так, чтобы голод продолжался для него столько же, сколько и во

 

 

620 Передали Аль-Харби в ''Гариб аль-Хадис''. Смысл этого хадиса приводят в своих сборниках аль-Бухари и Абу Дауд. А что касается хадиса, в котором сообщается, что «он запретил человеку опираться на свою руку при вставании во время намаза», то этот хадис имеет форму '' мункар '' и является недостоверным, как я разъяснил в книге ''Сильсилят аль-Ахадис ад-Да‘ифа'' (967).

 

Прим. переводчика (оба из приводимых ниже определений цитируются по книге доктора Махмуда Таххана ''Пособие по терминологии хадисов'', Москва, 2002, стр.77): существует два наиболее известных определения хадисов в форме '' мункар '':

 

1) Это такой хадис, в иснаде которого упоминается имя передатчика, допускавшего грубые ошибки, часто проявлявшего небрежность или известного своим нечестием.

2) Это такой хадис, который передавал слабый передатчик и который противоречил тому, что передавал передатчик, достойный доверия.

 

621 Слово '' кунут '' имеет несколько значений, например, смирение, набожность. В данном случае подразумевается мольба, которая специально произносится стоя во время намаза.

622 Аль-Бухари и Ахмад.

623 Там же.

624 Ахмад и ат-Табарани приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Поднятие рук во время произнесения ду'а-кунут – это мнение (мазхаб) Ахмада и Исхака ибн Рахавайха, как сообщается в книге аль-Марвази ''Аль-Маса'иль'' (стр. 23). Что касается обтирания лица руками, то в данном положении об этом нигде не упоминается, и совершение этого является религиозным нововведением (бид'а); что же касается обтирания лица руками при других обстоятельствах, не имеющих отношения к намазу, то на этот счёт не сообщается ничего достоверного: все хадисы, в которых об этом передаётся, являются либо (просто) слабыми, либо очень слабыми, как я указал в книгах ''Да'иф Аби Дауд'' (262) и ''Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха'' (597). Вот, почему аль- 'Изз ибн 'Абд ас-Салям в одной из своих фетв сказал: «Так поступают только невежественные люди».

Прим. переводчика: более подробно см. Приложение № 6 в конце данной книги.

625 Абу Дауд и ас-Сирадж. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби и другие (мухаддисы).

626 Абу Дауд, ас -Сирадж и ад-Даракутни приводят этот хадис через две хорошие цепочки передатчиков.

627 Ибн Хузайма в своей книге ''Ас -Сахих'' (1/78/2) и аль-Хатиб в книге ''Китаб аль-Кунут'' приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.


времена Йусуфа! [О Аллах, покарай (многобожников из племён) лихйан, ри'ль, закван и 'усайй, которые ослушались Аллаха и Его Посланника! ]» 628.

 

Затем, «закончив ду‘а-кунут, он говорил: ''Аллах Превелик! (Аллаху акбар) '' и совершал земной поклон»629.

 

Ду‘а -кунут во время совершения намаза'' аль-витр ''

 

«Он (да благословит его Аллах и приветствует!) произносил ду‘а-кунут во время совершения (нечётного) рак'ата намаза '' аль-витр ''»630 (лишь) иногда631, и «он читал

эту мольбу перед совершением поясного поклона»632.

Он обучил аль-Хасана ибн 'Али (да будет доволен им Аллах!) произносить следующую мольбу [, когда он завершит своё чтение (Корана) в намазе '' аль-витр '']:

 

ﺎ ﻤ ﻴ ﻓ ﻲ ﻟ ﻙ ﺭ ﺎ ﺑ ﻭ ، ﺖ ﻴ ﻟ ﻮ ﺗ ﻦ ﻤ ﻴ ﻓ ﻲ ﻨ ﻟ ﻮ ﺗ ﻭ ، ﺖ ﻴ ﻓ ﺎ ﻋ ﻦ ﻤ ﻴ ﻓ ﻲ ﻨ ﻓ ﺎ ﻋ ﻭ ، ﺖ ﻳ ﺪ ﻫ ﻦ ﻤ ﻴ ﻓ ﻲ ﻧ ﺪ ﻫ ﺍ! ﻢ ﻬ ﻠ ﻟ ﺍ ، ﺖ ﻴ ﻟ ﺍ ﻭ ﻦ ﻣ ﻝ ﺬ ﻳ ﻻ ﻥ ﺇ ﻩ [ﻭ ] ، ﻚ ﻴ ﻠ ﻋ ﻰ ﻀ ﻘ ﻳ ﻻ ﻭ ﻲ ﻀ ﻘ ﺗ ﻚ ﻧ ﺇ [ـ ﻓ ] ، ﺖ ﻴ ﻀ ﻗ ﺎ ﻣ ﺮ ﺷ ﻲ ﻨ ﻗ ﻭ ؛ ﺖ ﻴ ﻄ ﻋ ﺃ [ﻚ ﻴ ﻟ ﺇ ﻻ ﺇ ﻚ ﻨ ﻣ ﺎ ﺠ ﻨ ﻣ ﻻ ] ، ﺖ ﻴ ﻟ ﺎ ﻌ ﺗ ﻭ ﺎ ﻨ ﺑ ﺭ ﺖ ﻛ ﺭ ﺎ ﺒ ﺗ [ﺖ ﻳ ﺩ ﺎ ﻋ ﻦ ﻣ ﺰ ﻌ ﻳ ﻻ ﻭ ]

 

Аллахумма, хди-ни фи-ман хадайта, ва ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, ва тавалля-ни фи-ман тавалляйта, ва барик ли фи-ма а‘тайта, ва кы-ни шарра ма кадайта, [фа-]

инна-кя такды ва ля юкда ‘аляй-кя [ва] инна-ху ля йазыллю ман валяйта [ва ля я'иззу ман ‘адайта]633, табаракта, рабба-на, ва та‘аляйта, [ля манджа мин-кя илля иляй-

 

ка]

 

 

628 Аль-Бухари и Ахмад. Дополнение (в скобках) приводит Муслим.

629 Ан-Наса'и, Ахмад, ас-Сирадж (109/1) и Абу Йа'ла в своей книге ''Аль-Муснад'' приводят этот

хадис через хорошую цепочку передатчиков.

630 Ибн Наср и ад-Даракутни приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

631 Мы сказали: «Иногда», - потому что сподвижники (сахаба), которые передавали хадисы о намазе ''аль-витр'', не упоминали в нём о произнесении ду‘а-кунут, поскольку если бы Пророк(да

благословит его Аллах и приветствует!) всегда так поступал, то все они упомянули бы об этом. Да, от одного сподвижника – Убаййа ибн Ка'ба – сообщается о произнесении ду‘а-кунут в намазе ''аль-витр''. Это свидетельствует о том, что иногда он эту мольбу читал.Таким образом, здесь содержитсясвидетельство того, что при совершении намаза ''аль-витр'' произнесение ду‘а-кунут не является обязательным (ваджиб). Этого мнения (мазхаба) придерживается большинство учёных-богословов. Именно по этой причине учёный-исследователь ханифитского мазхаба Ибн аль-Хумам признал в книге ''Фатх аль-Кадир'' (1/306, 359, 360), что утверждение об обязательности произнесения ду‘а-кунут в намазе ''аль-витр'' является слабым и не подкреплено достаточными основаниями.Этосвидетельствует о беспристрастности этого учёного и об отсутствии у него фанатизма, ибо этот взгляд, который он поддержал, противоречит его мазхабу!

 

632 Ибн Аби Шайба (12/41/1), Абу Дауд, ан-Наса'и в ''Ас-Сунан аль-Кубра'' (218/1-2), Ахмад, ат-Табарани, аль-Байхаки, Ибн 'Асакир (4/244/2) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн Мандах в книге ''Ат-Таухид'' (70/2) приводит только ду‘а-кунут из следующего хадиса через другую хорошую цепочку передатчиков. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва' '' (426).

633 Это дополнение (в скобках) достоверно передается в хадисе, как указал аль-Хафиз в книге ''Ат-

Талхис''. Я исследовал его в оригинале данной книги (''Аль-Асль ''). Это упустил из виду имам ан-Навави (да будет милостив к нему Аллах!), который заявил в своей книге ''Равдат ат-Талибин'' (1/253), что эти слова добавлены учёными, равно как и слова: «Фа-ля-ка-ль-хамду ‘аля ма кадайта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя» (''Слава Тебе за то, что Ты предрешил! Прошу Тебя о прощении иприношу Тебе своё покаяние).

Вызывает удивление, что буквально через несколько строк он (т.е. ан-Навави) говорит следующее: «Существует единодушное мнение относительно того, что аль-Кади Абу ат-Таййиб ошибся, отрицая правомерность произнесения слов «ля я'иззу ман ‘адайта» (''…не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать''), которые привел аль-Байхаки. А Аллаху об этом ведомо лучше!».

 


«О Аллах, выведи меня на правильный путь среди тех, кому Ты указал его, и избавь меня (от всего дурного) в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал [, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать]! Господь наш, Ты – Благословенный и Всевышний! [Нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! ]» 634.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.