Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молитва587 за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): её место и формы






 

Он (да благословит его Аллах и приветствует!) обращался к Аллаху с молитвами за самого себя как в первом ташаххуде, так и в другом588 (ташаххуде)589. Он также установил это для своей уммы (общины), велев им обращаться за него к Аллаху с молитвами после пожелания ему мира590 (салям), обучив их различным формам призывания на себя благословения:

первых поколений мусульман (салафов) порицали это, как о том передаётся в следующих сообщениях:

Ат-Табарани (3/56/1) передал через достоверную цепочку передатчиков от Тальхи ибн Мусаррифа, который сообщил: ''Раби' ибн Хайсам сделал следующее дополнение при произнесении ташаххуда: ''… и Его благословения, и «Его прощение»''! Услышав это, 'Алкама сказал: ''Мы останавливаемся там, где нас обучили: «Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения!»''; по сути, 'Алкама следовал примеру (аль-иттиба') своего учителя Абдуллаха ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах!), от которого достоверно передаётся, что, однажды, он обучал одного человека словам ташаххуда, и ''когда он дошёл до слов: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха…», - этот человек продолжил: «…у Которого нет сотоварища», на что Абдуллах (ибн Мас'уд) сказал: «Это, действительно, так, но мы останавливаемся там, где нас обучили»''. Передал ат-Табарани в ''Му'джам аль-Аусат'' (№ 2848) через достоверную цепочку передатчиков.

586 Этот хадис приводят Ибн Аби Шайба, ас-Сирадж в своем ''Муснаде'' (9/1/2), аль-Мухлис в ''Аль-

Фава'ид'' (11/54/1) и аль-Байхаки (2/144).

587 Прим. переводчика: по-арабски эта молитва называется '' ас-салят ‘аля-н-набийй''. Другое её название '' ас-саллавату-ль-Ибрахимийа'' (''молитва Ибрахима''). Под этой молитвой подразумеваются слова о ниспослании благословений Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) и его семейству. Обращаю особое внимание читателя на то, что слово ''молитва'' здесь и далее употреблено не в значении слова ''намаз'', а в значении слов ''мольба'', ''благословение''!

588Прим. переводчика: здесь имеется в виду последний ташаххуд, если намаз состоит из трёх или четырёх рак'атов.

589 Передали Абу ‘Авана в своей книге ''Ас-Сахих'' (2/324) и ан-Наса'и.

590 Они (т.е. сподвижники) сказали: «О Посланник Аллаха, мы уже знаем, как приветствовать тебя (в ташаххуде), но как нам обращаться к Аллаху с молитвами за тебя?» Он ответил: «Говорите: ''О Аллах, благослови Мухаммада…'' и т.д.». Таким образом, он не выделил здесь какой-то один ташаххуд, исключив (при этом) другой, что свидетельствует о правомерности обращения за него к

 


ﻝ ﺁ ﻰ ﻠ ﻋ ﺖ ﻴ ﻠ ﺻ ﺎ ﻤ ﻛ ﻪ ﺘ ﻳ ﺭ ﺫ ﻭ ﻪ ﺟ ﺍ ﻭ ﺯ ﺃ ﻰ ﻠ ﻋ ﻭ ، ﻪ ﺘ ﻴ ﺑ ﻞ ﻫ ﺃ ﻰ ﻠ ﻋ ﻭ ، ﺪ ﻤ ﺤ ﻣ ﻰ ﻠ ﻋ ﻞ ﺻ! ﻢ ﻬ ﻠ ﻟ ﺍ -1 ﺎ ﻤ ﻛ ؛ ﻪ ﺘ ﻳ ﺭ ﺫ ﻪ ﺟ ﺍ ﻭ ﺯ ﺃ ﻰ ﻠ ﻋ ﻭ ، ﻪ ﺘ ﻴ ﺑ ﻝ ﺁ ﻰ ﻠ ﻋ ﻭ ، ﺪ ﻤ ﺤ ﻣ ﻰ ﻠ ﻋ ﻙ ﺭ ﺎ ﺑ ﻭ ، ﺪ ﻴ ﺠ ﻣ ﺪ ﻴ ﻤ ﺣ ﻚ ﻧ ﺇ ، ﻢ ﻴ ﻫ ﺍ ﺮ ﺑ ﺇ ﺪ ﻴ ﺠ ﻣ ﺪ ﻴ ﻤ ﺣ ﻚ ﻧ ﺇ ، ﻢ ﻴ ﻫ ﺍ ﺮ ﺑ ﺇ ﻝ ﺁ ﻰ ﻠ ﻋ ﺖ ﻛ ﺭ ﺎ ﺑ

 

Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля ахли бяйти-хи, ва ‘аля азваджи-хи, ва зурриййати-хи, кя-ма салляйта ‘аля али Ибрахима, инна-кя хамидун маджид! Ва барик ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али бяйти-хи, ва ‘аля азваджи-хи ва зурриййати-хи, кя-ма баракта ‘аля али Ибрахима, инна-кя хамидун маджид!

 

1. «О Аллах, благослови591 Мухаммада и членов его семьи, и его жен, и его потомство, как благословил Ты семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный! И ниспошли благословения592 Мухаммаду и членам его семьи, и его женам, и его потомству, как ниспослал Ты благословения семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный!».

 

Этими словами он (да благословит его Аллах и приветствует!) взывал к Аллаху с мольбами за самого себя 593.

 

 

Аллаху с молитвами и после первого ташаххуда. Таково мнение (мазхаб) Имама аш-Шафи'и, как указано в его книгие ''Аль-Умм''. Этот взгляд также считали верным соратники Имама аш-Шафи'и, как пояснил ан-Навави в ''Аль-Маджму''' (3/460), выявив его в книге ''Равдат ат -Талибин'' (1/263). Кроме того, подобного взгляда придерживался аль-Вазир ибн Хубайра аль-Ханбали в ''Аль-Ифсах'', о чём передал Ибн Раджаб в своей книге ''Зайль Табакат'' (1/280), также решительно поддержав это мнение.Существует множество хадисов об обращении к Аллаху с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) в ташаххуде; ни в одном из них не сообщается о том, чтобы он конкретно выделил какой-то один из ташаххудов. Наоборот, эти хадисы носят общий характер, включая в себя, таким образом, каждый ташаххуд. Я привёл их (т.е. эти хадисы –прим. переводчика) в оригинале данной книги (''Аль-Асль'') в форме '' та'лик '', но не в тексте ос новной её части, поскольку все они не удовлетворяют нашим требованиям, предъявляемым к достоверности хадисов. Тем не менее, эти хадисы поддерживают друг друга в смысловом значении, а те, кто отвергают и противятся этому, не имеют на то достоверных оснований, которые они могли бы предъявить в качестве доказательства, как я подробно разъяснил в оригинале данной книги (''Аль-Асль''). Точно так же не имеют никаких оснований в Сунне все разговоры о том, что порицаемо добавлять во время призывания на него (да благословит его Аллах и приветствует!) благословений в первом ташаххуде остальные слова к фразе «О Аллах, благослови Мухаммада», ибо не существует ни одного доказательства, которое позволяло бы такого рода рассуждения. Наоборот, мы полагаем, что тот, кто так поступает, не выполняет предыдущее веление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Говорите: ''О Аллах, благослови Мухаммада…''; завершение данного исследования мы привели в оригинале данной книги (''Аль-Асль'').

 

591 Один из наиболее ранних взглядов относительно значения «благословения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!)» передаётся от Абу аль-'Алийи (со ссылкой на 56 аят 33 суры Корана ''Сонмы''): «То, что Аллах благословляет Своего Пророка, означает, что Он превозносит и возвеличивает его; то, что ангелы и остальные (создания) благословляют его, означает, что они просят это для него у Всевышнего Аллаха, т.е. под этой просьбой подразумевается их мольба увеличить ему благословения, а не сама молитва-благословение».Ибн Хаджар привёл эту цитату в ''Фатх аль-Бари'', а затем опроверг широко распространённое мнение, что благословение Господа кому-либо означает Его Милость. Ибн аль-Каййим также прояснил этот вопрос в ''Джаля' аль-Афхам'', практически не оставив места для дальнейших рассуждений на эту тему, поэтому советую обратиться

к этому труду.

592 Слово '' баракат '' означает ''возрастание, увеличение''. Тем самым эта мольба заключает в себе

 

предоставление Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!) таких благ, которое даровал Аллах семейству Ибрахима. Также эта мольба о том, чтобы эти блага были постоянны и непреложны, и чтобы они приумножились и возросли.

 

593 Ахмад и ат-Тахави приводят слова этой мольбы через достоверную цепочку передатчиков. Эта мольба также приводится в ''Сахихах'' Аль-Бухари и Муслима за исключением слов ''ва ‘аля ахли бяйти-хи'' (''и семейство Мухаммада'').

 


Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин [ан-набиййи-ль-уммиййи], ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ‘аля [али] Ибрахима, ва барик ‘аля Мухаммадин [ан-набиййи-ль-уммиййи], ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма баракта ‘аля [али] Ибрахима фи-ль-‘алямин, инна-кя хамидун маджид!

 

4. «О Аллах, благослови Мухаммада [неграмотного598 Пророка] и семейство Мухаммада, как благословил Ты [семейство] Ибрахима, и ниспошли благословения Мухаммаду [неграмотному Пророку] и семейству Мухаммада, как ниспослал Ты

благословения [семейству] Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный!»599.

 

ﻰ ﻠ ﻋ ﻙ ﺭ ﺎ ﺑ ﻭ ، ﻢ ﻴ ﻫ ﺍ ﺮ ﺑ ﺇ [ﻝ ﺁ ] ﻰ ﻠ ﻋ ﺖ ﻴ ﻠ ﺻ ﺎ ﻤ ﻛ ؛ ﻚ ﻟ ﻮ ﺳ ﺭ ﻭ ﻙ ﺪ ﺒ ﻋ ﺪ ﻤ ﺤ ﻣ ﻰ ﻠ ﻋ ﻞ ﺻ! ﻢ ﻬ ﻠ ﻟ ﺍ ّ -5 [ﻢ ﻴ ﻫ ﺍ ﺮ ﺑ ﺇ ﻝ ﺁ ﻰ ﻠ ﻋ ﻭ ] ﻢ ﻴ ﻫ ﺍ ﺮ ﺑ ﺇ ﻰ ﻠ ﻋ ﺎ ﻨ ﻛ ﺭ ﺎ ﺑ ﺎ ﻤ ﻛ ؛ [ﺪ ﻤ ﺤ ﻣ ﻝ ﺁ ﻰ ﻠ ﻋ ﻭ ] ، [ﻚ ﻟ ﻮ ﺳ ﺭ ﻭ ﻙ ﺪ ﺒ ﻋ ] ﺪ ﻤ ﺤ ﻣ

 

Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, ‘абди-кя ва расули-кя, кя-ма салляйта ‘аля [али] Ибрахима, ва барик ‘аля Мухаммадин, [‘абди-кя ва расули-кя ], [ва ‘аля али Мухаммадин], кя-ма баракта ‘аля Ибрахима [, ва‘аля али Ибрахима]

 

5. «О Аллах, благослови Мухаммада, Твоего раба и Твоего Посланника, как благословил Ты [семейство] Ибрахима, и ниспошли благословения Мухаммаду, [Твоему рабу и Твоему Посланнику, ] [и семейству Мухаммада] как ниспослал Ты благословения Ибрахиму [и семейству Ибрахима]!» 600.

 

ﻙ ﺭ ﺎ ﺑ ﻭ ، ﻢ ﻴ ﻫ ﺍ ﺮ ﺑ ﺇ [ ﻝ ﺁ ] ﻰ ﻠ ﻋ ﺖ ﻴ ﻠ ﺻ ﺎ ﻤ ﻛ ؛ ﻪ ﺘ ﻳ ﺭ ﺫ ﻭ ﻪ ﺟ ﺍ ﻭ ﺯ ﺃ [ﻰ ﻠ ﻋ ] ﻭ ﺪ ﻤ ﺤ ﻣ ﻰ ﻠ ﻋ ﻞ ﺻ! ﻢ ﻬ ﻠ ﻟ ﺍ -6 ﺪ ﻴ ﺠ ﻣ ﺪ ﻴ ﻤ ﺣ ﻚ ﻧ ﺇ ، ﻢ ﻴ ﻫ ﺍ ﺮ ﺑ ﺇ [ﻝ ﺁ ] ﻰ ﻠ ﻋ ﺖ ﻛ ﺭ ﺎ ﺑ ﺎ ﻤ ﻛ ؛ ﻪ ﺘ ﻳ ﺭ ﺫ ﻭ ﻪ ﺟ ﺍ ﻭ ﺯ ﺃ [ﻰ ﻠ ﻋ ]ﻭ ﺪ ﻤ ﺤ ﻣ ٍ ﻰ ﻠ ﻋ

 

Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, ва [‘аля] азваджи-хи, ва зурриййати-хи, кя-ма салляйта ‘аля [ али] Ибрахима, ва барик ‘аля Мухаммадин, ва [‘аля] азваджи-хи ва зурриййати-хи, кя-ма баракта ‘аля [али] Ибрахима, инна-кя хамидун маджид!

 

6. «О Аллах, благослови Мухаммада и его жен, и его потомство, как благословил Ты [семейство] Ибрахима, и ниспошли благословения Мухаммаду и его женам, и его потомству, как ниспослал Ты благословения [семейству] Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный!» 601.

 

ﺎ ﻤ ﻛ ، ﺪ ﻤ ﺤ ﻣ ﻝ ﺁ ﻰ ﻠ ﻋ ﻭ ، ﺪ ﻤ ﺤ ﻣ ﻰ ﻠ ﻋ ﻙ ﺭ ﺎ ﺑ ﻭ ، ﺪ ﻤ ﺤ ﻣ ﻝ ﺁ ﻰ ﻠ ﻋ ﻭ ، ﺪ ﻤ ﺤ ﻣ ﻰ ﻠ ﻋ ﻞ ﺻ ّ! ﻢ ﻬ ﻠ ﻟ ﺍ -7 ﺪ ﻴ ﺠ ﻣ ﺪ ﻴ ﻤ ﺣ ﻚ ﻧ ﺇ ، ﻢ ﻴ ﻫ ﺍ ﺮ ﺑ ﺇ ﻝ ﺁ ﻭ ﻢ ﻴ ﻫ ﺍ ﺮ ﺑ ﺇ ﻰ ﻠ ﻋ ﺖ ﻛ ﺭ ﺎ ﺑ ﻭ ﺖ ﻴ ﻠ ﺻ

 

Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али Мухаммадин, ва барик ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ва баракта ‘аля Ибрахима, ва али Ибрахима, инна-кя хамидун маджид!

 

598 Прим. переводчика: как известно, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) не умел ни читать, ни писать.

599 Передали Муслим, Абу ‘Авана, Ибн Аби Шайба в книге ''Аль-Мусаннаф'' (2/132/1), Абу Дауд и ан-Наса'и. Достоверность этого хадиса подтвердил аль-Хаким.

600 Передали Аль-Бухари, ан-Наса'и, ат-Тахави, Ахмад и Исма‘ил аль-Кади в ''Фадль ас-Салят ‘аля-н-

Набиййи, салла Ллаху 'алейхи ва саллям'' (стр.28 – 1-ое издание; стр.62 – 2-ое издание, хадисы

которого я проверил на достоверность). 601 Аль-Бухари, Муслим и ан-Наса'и.

 


7. «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада и ниспошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как Ты благословил и ниспослал благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный!» 602.
Полезные и важные выводы относительно молитвы за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!)
Польза первая:
Можно заметить, что в большинстве из вышеприведённых молитв за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) Ибрахим не упоминается отдельно от своего семейства, ибо в них говорится: “…как благословил Ты семейство Ибрахима”. Причина этого заключается в том, что согласно нормам арабского языка семейство (семья, род) какого-либо человека включает в себя как его самого, так и находящихся на его попечении, о чём, например, свидетельствуют
следующие слова Всевышнего: ﻰ ﻠ ﻋ ﻥ ﺍ ﺮ ﻤ ﻋ ﻝ ﺁ ﻭ ﻢ ﻴ ﻫ ﺍ ﺮ ﺑ ﺇ ﻝ ﺁ ﻭ ً ﺎ ﺣ ﻮ ﻧ ﻭ ﻡ ﺩ ﺁ ﻰ ﻔ ﻄ ﺻ ﺍ ﷲ ﻥ ﺇ ﻦ ﻴ ﻤ ﻟ ﺎ ﻌ ﻟ ﺍ
“Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха (Ноя) и род Ибрахима (Авраама) и
род ‘Имрана пред мирами”(Сура''Семейство Имрана'', аят33), а также: ﻁ ﻮ ﻟ ﻝ ﺁ ﻻ ﺇ
ﺮ ﺤ ﺴ ﺑ ﻢ ﻫ ﺎ ﻨ ﻴ ﺠ ﻧ
“… и только семью Лута (Лота) Мы Мы спасли на заре”(Сура''Месяц'', аят
34); схожим по смыслу является следующее высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): “О Аллах, благослови семью Абу Ауфы! ”. Выражение “Ахль аль-Байт” (досл. “Люди Дома”) также относится к этой категории, например:
ﺖ ﻴ ﺒ ﻟ ﺍ ﻞ ﻫ ﺃ ﻢ ﻜ ﻴ ﻠ ﻋ ﻪ ﺗ ﺎ ﻛ ﺮ ﺑ ﻭ ﷲ ﺔ ﻤ ﺣ ﺭ
“Милосердие Аллаха и Его благословения да пребудут над вами, людьми дома сего”(Сура''Худ'', аят73).Таким образом, ''семейство Ибрахима''включает всебя и самого Ибрахима.
Шейх-уль-Ислам (Ибн Таймиййа) сказал:
«Поэтому в большинстве версий (хадисов) передаётся ''…как благословил Ты семейство Ибрахима'' и ''…как ниспослал ты благословения семейству Ибрахима'', а в некоторых их них упоминается только ''Ибрахим''. Так дело обстоит потому, что он является причиной ниспосылания всех молитв и благословений, а остальные члены его семейства, разумеется, также получают это. Для того, чтобы указать на два этих обстоятельства, и были использованы обе формулировки отдельно друг от друга».
Зная об этом, учёные задаются широко известным вопросом о сущности сравнения, содержащегося в его словах ''…как благословил Ты…'', ибо истинным является тот факт, что образец для сравнения превосходит того, кого сравнивают. В данном же случае имеет место обратное, поскольку Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) превосходит Ибрахима, и его более высокий статус тем самым диктует то, что благословения, о которых молят Аллаха, весомее любых ниспосланных благословений или тех, которые ещё только будут ниспосланы кому-

 

602 Ан-Наса'и, ат-Тахави, Абу Саид ибн аль-'Араби в книге ''Аль-Му'джам '' (79/2) передали слова этой мольбы через достоверную цепочку передатчиков. Ибн аль-Каййим в книге ''Джаля' аль-Афхам'' (стр.14-15) назвал этот хадис достоверным, а в качестве источника его передачи указал на Мухаммада ибн Исхака ас-Сираджа. Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. переводчика) говорю: эта мольба включает в себя как слова ''Ибрахим'', так и ''семейство Ибрахима'', что отрицали Ибн аль-Каййим и его учитель Ибн Таймиййа, а их мнение было разъяснено ранее.

 


 
Всевывшнего:

либо иному (помимо Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!)). Учёные давали разные ответы на этот вопрос, каждый из которых приводится в «Фатх аль-Бари» и «Джаля' аль-Ифхам». Все они сводятся к десяти взглядам – некоторые из них слабее, чем другие – за исключением одного-единственного, хорошо аргументированного, принятого Шейх-уль-Исламом (Ибн Таймиййей) и (его учеником) Ибн аль-Каййимом. Этот взгляд состоит в следующем: «Поистине, семейство Ибрахима включает в себя многих пророков, а в семействе Мухаммада нет никого (, кроме самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!)), кто был бы подобен им (по статусу). Поэтому при обращении к Аллаху с молитвами ниспослать Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) и его семейству те же благословения, которые были дарованы Ибрахиму и его семейству, включающему в себя и пророков, члены семьи Мухаммада получают из них (т.е. благословений) то, что им полагается. А поскольку для членов семьи Мухаммада недостижим статус пророков, дополнительные благословения и блага, дарованные пророкам, включая самого Ибрахима, достаются Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!). Тем самым он обретает выдающееся положение, которого все остальные не в состоянии достичь».

Ибн аль-Каййим сказал:

«Это самый превосходный из всех предыдущих взглядов, который состоит в следующем: Мухаммад – один из членов семейства Ибрахима, по сути, он – наилучший из числа семейства Ибрахима, как передал ‘Али ибн Тальха от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими!) относительно высказываниия

 

ﻦ ﻴ ﻤ ﻟ ﺎ ﻌ ﻟ ﺍ ﻰ ﻠ ﻋ ﻥ ﺍ ﺮ ﻤ ﻋ ﻝ ﺁ ﻭ ﻢ ﻴ ﻫ ﺍ ﺮ ﺑ ﺇ ﻝ ﺁ ﻭ ً ﺎ ﺣ ﻮ ﻧ ﻭ ﻡ ﺩ ﺁ ﻰ ﻔ ﻄ ﺻ ﺍ ﷲ ﻥ ﺇ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.