Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительный ночной намаз






 

Что касается дополнительного ночного намаза, то иногда во время его совершения он (да благословит его Аллах и приветствует!) читал Коран вслух, а иногда про себя319. Он (да благословит его Аллах и приветствует!) иногда читал короткие суры, а иногда длинные, порой читая столь долго, что Абдуллах ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах!) однажды сказал:

«''(Как-то раз, когда) я совершал ночной намаз вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) он стоял так долго, что мне даже захотелось сделать нечто дурное''. Мы спросили: ''Что же? '' Он ответил: ''Мне захотелось сесть,

оставив Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) стоять (в одиночестве)''

»320.

Также Хузайфа ибн аль-Йаман сказал:

«Однажды ночью я молился вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!). (Когда) он начал читать (суру) «Корова» (2: 286), я подумал: «Он совершит поясной поклон после ста (аятов)», - однако он продолжал (читать). Тогда

я подумал: «Он прочтет её полностью [за два рак'ата]», - он же продолжал (читать), и

я сказал себе: «Он совершит поясной поклон, закончив её». Однако потом он начал читать суру Женщины» (4: 176) и прочёл её (полностью,) а потом приступил к (чтению суры) «Семейство Имрана» (3: 200)321, которую (также) прочёл (полностью), чётко произнося каждую букву, и (каждый раз), когда доходил до такого аята, в котором содержалось веление прославлять Аллаха, он произносил слова «Безупречен Аллах!» (Субхана Ллах!), (прочитав такой аят, в котором говорилось о необходимости) обращения (к Аллаху) с мольбами, обращался к Нему с такой мольбой, а (прочитав такой аят, в котором говорилось о необходимости) прибегать к

защите (Аллаха), прибегал к (Его) защите. Затем он склонился в поясном поклоне…» и до конца хадиса322.

 

Также «однажды ночью, когда он болел, им были прочитаны Семь Длинных сур»323.

 

Также «иногда он читал в каждом рак‘ате одну из этих (Семи Длинных) сур»324. «[Никогда] не было такого случая, чтобы он прочитывал полностью Коран за одну ночь»325. Более того, он не рекомендовал это делать Абдуллаху ибн 'Амру (да

 

будет доволен им Аллах!), сказав ему:

318 Там же. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге

''Аль-Ирва' '' (295).

319 Ан-Наса'и приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

320 Аль-Бухари и Муслим.

321Так указано в хадисе: сура «Женщины» (№4) предшествует суре «Семейство Имрана» (№3). Это свидетельствует о том, что можно (строго) не соблюдать тот порядок сур во время чтения (Корана), как они расположены в экземпляре Корана в редакции Усмана ибн Аффана. Подобный пример также содержится в разделе «Сочетание сходных (по смыслу) и других сур Корана».

322 Муслим и ан-Наса'и.

323 Передали Абу Йа’ла и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Ибн аль-Асир указал: ''…Семь Длинных сур -это «Корова» (№2), «Семейство Имрана» (№3), «Женщины» (№4), «Трапеза» (№5), «Скот» (№6), «Преграды» (№7) и «Покаяние» (№9)''.

324 Абу Дауд и ан-Наса'и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

325 Муслим и Абу Дауд.


«Прочитывай Коран (полностью) за месяц!» Абдуллах ибн 'Амр рассказывал: «Я сказал: «Я могу (делать) больше этого». Он сказал: «Тогда прочитывай (Коран полностью) за двадцать ночей». Я ответил: «Я могу (делать) больше этого». Он сказал: «Тогда прочитывай (Коран полностью) не менее, чем за семь ночей и не уменьшай (этот срок)!»326.

Затем «он разрешил ему прочитывать (Коран полностью) за пять ночей»327. Затем «он разрешил ему прочитывать (Коран полностью) за три ночи»328.

Наконец, он запретил ему прочитывать (Коран полностью) за более короткий срок329, объяснив это тем, что: «Тот, кто читает Коран менее, чем за три дня, не

 

понимает его»330. А в другой версии этого хадиса сообщается: «Не понимает Коран тот, кто читает его менее, чем за три дня»331. Также он ему сказал: «Каждый

верующий человек испытывает (период) подъема (ширра 332), а за всяким (периодом) подъема следует спад (фатра 333), склоняющий (человека в это время) либо к сунне, либо к какому-нибудь религиозному новшеству (бид 'а). И тот, кого этот спад приводит к сунне, обрел истинное руководство, а тот, кого этот спад приводит к чему-либо иному, обрел свою погибель»334.

 

Именно поэтому «он (да благословит его Аллах и приветствует!) не прочитывал Коран полностью менее, чем за три дня»335.

 

Он также говорил: «Тот, кто молясь ночью, прочитывает двести аятов, будет записан как один из искренне поклоняющихся (рабов Аллаха)»336.

 

Также «каждую ночь он обычно читал суру «Бану Исраиль»337 (17: 111) и «Толпы» (39: 75)»338. Кроме того, он говорил: «Тот, кто молясь ночью, прочитавает сто аятов, не будет записан как один из пренебрегающих (своим намазом)»339.

326 Аль-Бухари и Муслим.

327 Передали ан-Наса'и и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

328 Аль-Бухари и Ахмад.

329 Передал ад-Дарими. Са‘ид ибн Мансур в своей книге ''Ас-Сунан'' приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

330 Ахмад приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

331 Ад-Дарими и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

332Слово '' ширра '' означает воодушевление, энтузиазм, рвение (нашат), а также пыл, энергичность (химма). Ширрой юности является её ранняя стадия и сопутствующее ей рвение (хидда). Имам ат-

 

Тахави сказал: «Здесь (т.е. в этом хадисе) подразумевется рвение (хидда), которое требуют от своих душ мусульмане при совершении дел, посредством которых они приближаются к своему Великому и Всемогущему Господу. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) хотел от них не такого усердия, которое будет непродолжительным и от которого они откажутся в пользу чего-либо иного, а, наоборот, он велел им придерживаться таких праведных дел, которые они будут совершать постоянно и в которых они будут испытывать потребность до тех пор, пока не встретятся со своим Великим и Всемогущим Господом. Именно на этот смысл указывает следующий хадис, передаваемый от него (да благословит его Аллах и приветствует!), в котором он сказал: «Больше всего Аллах любит такие дела, которые совершаются наиболее постоянно, даже если их будет совсем немного».

 

Я (т.е. шейх аль -Албани – прим переводчика) говорю: этот хадис, который предварен словами ''передаваемый (от него)'', является достоверным и согласованным. Его передала Айша (да будет доволен ею Аллах!).

 

333Слово '' фатра '' означает промежуток, перерыв, пауза; в данном случае под ним подразумевается период пониженного энтузиазма.

334 Передали Ахмад и Ибн Хиббан в своей книге ''Ас-Сахих''.

335 Передали Ибн Са'ад (1/376) и Абу аш-Шайх в '' 'Ахлак ан-Набий, салла-Ллаху алейхи уа саллям''

(281).

336 Передали Ад-Дарими и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

337 Прим. переводчика: другое название этой суры «Перенос ночью».

338 Ахмад и Ибн Наср приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

339 Передали ад-Дарими и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

 


«Иногда в каждом рак‘ате он читал около пятидесяти и более аятов»340, а иногда «он читал примерно столько же (аятов), сколько в суре «Закутавшийся» (73: 20)»341.

«Он (да благословит его Аллах и приветствует!) обычно не молился в течение всей ночи»342, поступая так лишь в крайне редких случаях. Так, однажды:

 

«Абдуллах ибн Хаббаб ибн аль-Аратт – участник (битвы при) Бадре наряду с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) – бодрствовал всю ночь вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!)[в другой версии этого хадиса сообщается: ''бодрствовал всю ночь, которую он полностью провёл, совершая намаз''], пока не наступил рассвет. Когда он завершил свой намаз, Хаббаб сказал ему: «О, Посланник Аллаха, да станут мои отец и мать выкупом за тебя! Я не видел, чтобы ты раньше молился так, как в эту ночь!» Он ответил: «Да, это был намаз (, преисполненный) надежды и страха. [Поистине, ] я обратился к своему Всемогущему и Великому Господу с мольбой (даровать мне) три вещи – две из них Он мне даровал, а в третьей отказал. Я попросил своего Господа не губить нас так же, как те народы, что жили до нас [в другой версии этого хадиса сообщается: ''…не губить мою общину голодом''], и Он даровал мне это; я попросил своего Всемогущего и Великого Господа не отдавать нас во власть врагу не из нас самих, и Он даровал мне это; и я попросил своего Господа не ввергать нас во внутренние раздоры, но Он отказал мне в этом»343

 

Также «однажды ночью (во время совершения намаза) он простоял до самого

рассвета, повторяя один и тот же аят: ﺖ ﻧ ﺃ ﻚ ﻧ ﺈ ﻓ ﻢ ﻬ ﻟ ﺮ ﻔ ﻐ ﺗ ﻥ ﺇ ﻭ ﻙ ﺩ ﺎ ﺒ ﻋ ﻢ ﻬ ﻧ ﺈ ﻓ ﻢ ﻬ ﺑ ﺬ ﻌ ﺗ ﻥ ﺇ

 

ﻢ ﻴ ﻜ ﺤ ﻟ ﺍ ﺰ ﻳ ﺰ ﻌ ﻟ ﺍ «Если Ты накажешь их, то ведь они – рабы Твои, а если простишь их, то, поистине, Ты – Всемогущий, Мудрый!» (сура''Трапеза'', аят118). [С этимаятом он совершал поясные поклоны, с ним он совершал земные поклоны, и с ним он обращался к Аллаху с мольбами], [поэтому, когда наступило утро, Абу Зарр (да будет доволен им Аллах!) сказал ему: ''О, Посланник Аллаха! Ты не переставал читать этот аят, пока не наступило утро; ты совершал с ним поясные поклоны, ты совершал с ним земные поклоны, ][, и ты обращался с ним к Аллаху с мольбами, ][а ведь Аллах обучил тебя всему Корану; ][если бы кто-нибудь из нас поступал так же, (следовало ли бы) нам рассердиться на него? ''][Он сказал: ''Поистине, я обратился к своему Всемогущему и Великому Господу с мольбой о заступничестве для моей

 

 

340 Аль-Бухари и Абу Дауд.

341 Ахмад и Абу Дауд приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

342 Муслим и Абу Дауд.

Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. переводчика) говорю: на основании этого и других хадисов считается порицаемым бодрствовать ночь напролёт (, совершая намаз,), будь то постоянно или достаточно часто, поскольку это противоречит примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), даже если кажется, что бодрствование в течение всей ночи (, совершая намаз,) лучше. Ведь наилучшее Руководство – это Руководство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). Не надо вводить себя в заблуждение тем, что рассказывается об Абу Ханифе (да будет милостив к нему Аллах!), который в течение сорока лет читал утренний намаз, сохранив омовение, совершенное накануне перед вечерним намазом ('иша)! Ведь это сообщение о нем не имеет под собой никакой основы. Наоборот, ученый-богослов аль-Файрузабади в книге ''Ар-Радд ‘аля аль-Му'тарид'' (44/1) сказал: «Это предание является столь лживым, что его невозможно приписать Имаму. В том, о чём здесь сообщается, нет добродетели, а ведь людям, подобным Имаму, было присуще оказываться среди первых, кто совершал праведные деяния. Несомненно, что повторное совершение омовения перед каждым намазом является более превосходным, совершенным и лучшим (деянием): так обстоит дело даже в том случае, если бы оказалось правдой, что он бодрствовал (, читая намаз,) ночь напролёт в течение сорока лет подряд! Эта история больше относится к разряду небылиц, выдуманных некоторыми глубоко невежественными фанатиками, которые измышляют подобное об Абу Ханифе и других (великих ученых), тогда как всё это является не более, чем ложью».

343 Ан-Наса'и, Ахмад и ат-Табарани (1/187/2). Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным.

 


общины: Он даровал мне это, и оно станет возможным, если пожелает Аллах, для любого, кто не придает Аллаху сотоварищей'']»344

 

Также «какой-то человек сказал ему: «О Посланник Аллаха! У меня есть сосед, который ночью во время стояния (при совершении намаза) не читает ничего, кроме

 

(суры, начинающейся со слов): ﺪ ﺣ ﺃ ﷲ ﻮ ﻫ ﻞ ﻗ «Скажи: ''Он, Аллах, Один…» (сура ''Искренность (веры), 112: 4)[, повторяя её, ] [и ничего не добавляя к ней], рассказывая ему об этом так, будто он считал это незначительным. (Выслушав его,) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, поистине, она (т.е. эта сура) равняется трети345 Корана»346.

 

7. Намаз ''аль-витр'' 347

 

«Он (да благословит его Аллах и приветствует!) читал (суры, начинающиеся со слов): ﻰ ﻠ ﻋ ﻷ ﺍ ﻚ ﺑ ﺭ ﻢ ﺳ ﺍ ﺢ ﺒ ﺳ «Славь имя Господа твоего Всевышнего…» (сура

''Всевышний'', 87: 19) в первом рак‘ате, «Скажи: ﻥ ﻭ ﺮ ﻓ ﺎ ﻜ ﻟ ﺍ ﺎ ﻬ ﻳ ﺃ ﺎ ﻳ ﻞ ﻗ «О вы,

 

неверные! …» (сура ''Неверные'', 109: 6) во втором рак'ате и ﺪ ﺣ ﺃ ﷲ ﻮ ﻫ ﻞ ﻗ «Скажи: «Он, Аллах, Один…» (сура ''Искренность (веры)'', 112: 4) в третьем рак'ате»348. Иногда в последнем рак'ате (после суры ''Искренность. (веры)'') он дополнительно читал (суры, начинающиеся со слов): ﻖ ﻠ ﻔ ﻟ ﺍ ﺏ ﺮ ﺑ ﺫ ﻮ ﻋ ﺃ ﻞ ﻗ ''Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета…» (сура ''Рассвет'', 113: 5) и ﺱ ﺎ ﻨ ﻟ ﺍ ﺏ ﺮ ﺑ ﺫ ﻮ ﻋ ﺃ ﻞ ﻗ ''Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей…» (сура ''Люди'', 114: 6)349.

 

Однажды «он прочитал сто аятов из суры «Женщины» (4: 176) в третьем рак'ате»350.

 

А что касается двух рак 'атов после витра351, то в них он обычно читал (суры, начинающиеся со слов): ﺽ ﺭ ﻷ ﺍ ﺖ ﻟ ﺰ ﻟ ﺯ ﺍ ﺫ ﺇ «Когда сотрясется земля…» (сура

344Передали ан-Наса'и, Ибн Хузайма (1/70/1), Ахмад, Ибн Наср и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

345Прим. переводчика: как пишет шейх Абд ар-Рахман Ибн Насир ас-Са'ди в своей книге ''Радость сердец благочествиых'': «Улемы много говорили о том, что в этих словах подразумевается под равенством. Лучшим следует считать мнение о том, что данная сура равна трети Корана в том отношении, что она содержит в себе великие принципы, касающиеся единобожия и основ веры».

346 Ахмад и аль-Бухари.

347 Прим. переводчика: дополнительный ночной намаз, состоящий из нечетного числа рак'атов. Само слово '' витр '' в переводе с арабского языка означает ''нечётный''.

348 Передали ан-Наса'и и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным.

349 Передали ат-Тирмизи, Абу аль-Аббас аль-Асамм в своей книге ''Аль-Хадис'' (т. 2, № 117) и аль -

Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

350 Ан-Наса'и и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

351 Свидетельство совершения этих двух рак'атов Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) содержится в ''Сахихе'' Муслима и других сборниках хадисов. Однако совершение этих двух рак'атов противоречит следующему его (да благословит его Аллах и приветствует!) высказыванию: «(Пусть) ваш последний ночной намаз состоит из нечетного (числа рак'атов)» (Аль-Бухари и Муслим). Ученые-богословы разошлись во мнениях относительно согласования этих двух хадисов, но поскольку ни одно из них мне не показалось убедительным, (я посчитал, что) исходя из мер предосторожности, не следует совершать эти два рак'ата, руководствуясь велением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) (о совершении нечетного числа рак'атов). Клянусь Аллахом, некоторое время спустя мне встретился достоверный хадис, в котором содержалось веление совершать два рак'ата после витра, так что веление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) не расходится с его деянием, и эти два рак'ата становятся обоснованными для совершения всеми людьми. Таким образом, первое веление носит лишь рекомендательный характер,

и оно не отрицает совершения двух рак'атов (после витра). Этот хадис приводится в ''Сильсилят аль-

 

Ахадис ас-Сахиха'' (№ 1993).

Прим. переводчика: более подробно см. Приложение № 5 в конце данной книги.

 


''Землетрясение'', 99: 8) и ﻥ ﻭ ﺮ ﻓ ﺎ ﻜ ﻟ ﺍ ﺎ ﻬ ﻳ ﺃ ﺎ ﻳ ﻞ ﻗ «Скажи: «О вы, неверные! …» (сура

''Неверные'', 109: 6)352.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.