Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отказ от следования некоторым высказываниям своих Имамов ради следования Сунне






 

Ввиду всего вышеизложенного разумное следование (иттиба') за Имамами стало уделом «многих из первых поколений, и лишь немногих – из последних» 54,

которые не принимают абсолютно все высказывания своих Имамов, отвергая многие из них, если выясняется, что они расходятся с Сунной. Так, два имама – Мухаммад ибн аль-Хасан и Абу Йусуф (да будет милостив к ним Аллах!) – расходились со своим учителем Абу Ханифой в ''приблизительно одной трети мазхаба''55, как разъясняется во многих книгах, посвященных рассмотрению второстепенных вопросов (фуру').

 

То же самое говорят и об имаме аль-Музани56 и других последователях Имама аш-Шафи'и, а также о последователях других Имамов (да будет милостив к ним Аллах!). Если мы станем приводить примеры в доказательство нашего утверждения, то это займет много места и мы выйдем за пределы поставленной в данном исследовании цели. Поэтому ограничимся лишь двумя примерами:

1. Имам Мухаммад в своей книге «Аль-Муватта'»57 (стр.158) сказал: «Сказал Мухаммад: ''Что касается Абу Ханифы (да будет милостив к нему Аллах!), то он не считал, что существует намаз о ниспослании дождя. А по нашему мнению, имам, поистине, совершает во главе людей два рак‘ата, затем произносит мольбу (ду‘а) и надевает свой плащ по-другому58…»

53Передал Аль-Фулани (стр. 99).

54Сура ''Событие'', аяты 13, 14.

55 Передали Ибн 'Абидин в " Аль-Хашийя" (1/62) и аль-Лукнави в ''Ан-Нафи' аль-Кябир'', относивший это высказывание к аль-Газали.

Прим. переводчика: к примеру, в переведенной на русский язык книге Абу Йусуфа ''Китаб ал-Харадж'' (Книга о мусульманском налогообложении), выпущенной Санкт-Петербургским филиалом Института востоковедения РАН в 2001 г., мнение Абу Йусуфа часто расходится с мнением его учителей Абу Ханифы и Ибн Аби Лайлы либо с мнением кого-то одного из них, что автор ''Китаб ал-Харадж'' отмечает в выражениях типа: '' Я же, Абу Йусуф, утверждаю, что…'', ''Я, Абу Йусуф, считаю, что… '' и т.д.

56Он сам указывает во введении к написанной им книге ''Краткий Обзор Фикха (Имама) аш-Шафи'и '' следующее:

''Эта книга является сборником знаний Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи'и (да будет милостив к нему Аллах!) и толкования его высказываний, чтобы помочь желающему уразуметь это, не забывая при этом о запрете (Имама) следовать его или чьему-либо еще мнению, дабы такой человек мог со всем тщанием сверить с ней свою Веру (дин) ''.

57 Он в ней разъянил свои расхождения с Имамом (Абу Ханифой) по приблизительно двадцати вопросам (№ 42, 44, 103, 120, 158, 169, 172, 173, 228, 230, 240, 244, 274, 275, 284,, 314, 331, 338, 355,

356 – приводится по ''Та'лик аль-Мумаджид 'аля Муватта' Мухаммад''(«Значимые замечания к труду имама Мухаммада ''Аль-Муватта'»).

58 Прим переводчика: в комментарии к переводу на русский язык краткого изложения ''Сахиха аль-Бухари'' в главе ''Моление о ниспослании дождя'', где приводится соответствующий хадис, говорится: '' то есть изнаночной стороной наверх, наизнанку, в результате чего правая его сторона оказалась слева''.

 


2. Исам ибн Йусуф аль-Бальхи59, один из соратников имама Мухаммада, и последователь имама Абу Йусуфа ''издавал фетвы, которые во-многом противоречили (словам) Абу Ханифы, поскольку он не знал о доводах

последнего, в то время как ему представлялись другие доказательства, на основании которых он выносил фетвы'' 60. Поэтому ''перед совершением поясного поклона (руку') и, вставая после него, он поднимал руки (до уровня плеч)'' 61, как об этом сообщается во множестве (мутаватир) достоверных хадисов, являющихся Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). И он не запрещал это, тогда как три имама (т.е. Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад – прим. переводчика) расходились с ним по этому вопросу. Подобным образом и должен поступать каждый мусульманин согласно свидетельствам четырех Имамов и других (авторитетных знатоков религии), как об этом было упомянуто выше.

Подводя итог, поистине, я выражаю искреннюю надежду, что никто из подражателей (мукаллидов) не бросится осуждать принципы этой книги и отказываться от содержащейся в ней пользы, относящейся к суннам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) лишь на том основании, что они противоречат их мазхабу. Наоборот, я надеюсь, что такой человек, задумается над вышеприведенными высказываниями Имамов об обязательности поступать согласно Сунне и отказаться от их высказываний, если они противоречат ей. И пусть этот человек знает, что осуждение подобной методологии (машраб) является осуждением любого из Имамов, которому он так подражает, ибо, поистине, мы взяли эту методологию от самих Имамов, как было уже разъяснено ранее. Тот же, кто отказывается следовать за ними по этому пути, подвергает себя большой опасности, ибо он тем самым отказывается от Сунны, а ведь нам было велено в случае разногласий обращаться к ней, ведь Всевышний Аллах сказал:

 

ً   ّ    
ﺎ ﻤ ﻣ ﺎ ﺟ ﺮ ﺣ ﻢ ﻬ ﺴ ﻔ ﻧ ﺃ ﻲ ﻓ ﺍ ﻭ ﺪ ﺠ ﻳ ﻻ ﻢ ﺛ ﻢ ﻬ ﻨ ﻴ ﺑ ﺮ ﺠ ﺷ ﺎ ﻤ ﻴ ﻓ ﻙ ﻮ ﻤ ﻜ ﺤ ُ ﻳ ﻰ ﺘ ﺣ ﻥ ﻮ ﻨ ﻣ ﺆ ﻳ ﻻ ﻚ ﺑ ﺭ ﻭ ﻼ ﻓ  
[65: ء ﺎ ﺴ ﻨ ﻟ ﺍ ] ّ ً ﻮ ﻤ ﻠ ﺴ ﻳ ﻭ ﺖ ﻴ ﻀ ﻗ  
  ﺎ ﻤ ﻴ ﻠ ﺴ ﺗ ﺍ  

59 Ибн 'Абидин упомянул его среди них в ''Аль-Хашийя'' (1/74) и в ''Расм аль-Муфти'' (1/17). Аль-Кураши упомянул его в ''Аль-Джавахир аль-Мадийа фи Табакат аль-Ханафийа'' (стр. 347) и сказал о нем: ''Он является надежным передатчиком хадисов. Он и его брат Ибрахим были двумя шейхами Балха в свое время''.

60''Аль-Бахр ар-Ра'ик '' (6/93) и ''Расм аль-Муфти'' (1/28).

61 ''Аль-Фава'ид аль-Бахийа фи Тараджум аль-Ханафийа'' (стр. 116). Далее автор ''Аль-Фава'ид'' добавляет следующее полезное замечание: «Это сообщение выявляет ложность рассказа Макхуля, который передал, что Абу Ханифа сказал: ''Тот, кто поднимает руки во время намаза, его намаз стал недействителен''. Этим (приписываемым Абу Ханифе) высказыванием Верховный Писарь аль-Иткани, был введен в заблуждение, как на то указывается в его автобиографии. А Исам бин Йусуф, который неотлучно находился рядом с Абу Йусуфом, поднимал свои руки (во время намаза), поэтому если бы вышеупомянутое высказывание (Абу Ханифы) имело какую-либо основу, то Абу Йусуфу и Исаму было бы о том известно. Также следует знать, что если бы ханифит оставил мазхаб своего имама по какому-либо вопросу ввиду силы свидетельства (из Сунны), расходящееся (с его мазхабом), то он не вышел бы за рамки таклида. Наоборот, это был бы надлежащий (разумный) таклид в форме отказа от (слепого) таклида. Разве ты не видишь, что Исам бин Йусуф оставил мнение (мазхаб) Абу

 

Ханифы, касающееся неподнятия рук (в намазе), и при этом он считается последователем ханифитского мазхаба? Я жалуюсь Аллаху на невежество (людей) нашего времени, когда они порицают любого, кто отказывается от подражания (таклид) своему Имаму по какому-либо вопросу ввиду силы свидетельства (из Сунны), расходящееся (с его мазхабом), и исключают такого человека из числа последователей Имама! Неудивительно, когда это исходит от простых людей, однако вызывает удивление, когда это исходит от тех, кто уподобляет себя ученым, а сам идет по стопам (этих людей) подобно скоту!».

Прим. переводчика: более подробно см. Приложение № 3, комментарий к хадису № 2.

 


Некоторые сомнения и ответы на них

 

 

Вышеизложенное является тем, что я написал в предисловии данной книги десять лет тому назад. За прошедшее время нам стало очевидно, что наши слова возымели положительное влияние на ряды верующей молодежи, указав ей на обязательность обращения в делах религии и поклонения к пречистым источникам Ислама: Книге Аллаха и Сунне. Среди них возросло число тех, хвала Аллаху, кто начал претворять Сунну в жизнь и посвящать себя ей так, что стали известны этой (приверженностью Сунне). Однако со стороны некоторых из них я заметил отказ в стремлении поступать в соответствии с Сунной.

Это произошло не вследсвие каких-либо сомнений относительно обязательности ее выполнения после приведения нами аятов Корана и высказываний Имамов, содержащих повеление обращаться к Сунне, а вследствие различных сомнений, которые они слышали от некоторых шейхов- мукаллидов. Поэтому я счел целесообразным привести эти сомнения и опровергнуть их, дабы это могло побудить больше людей выполнять Сунну вмести с теми, кто уже поступает в соответствии с ней, оказавшись тем самым в числе Спасшейся Группы (аль-фирка ан-наджийа) с дозволения Всевышнего Аллаха!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.