Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великий сын ирландского народа






(Предисловие к книге Джеймса Коннолли «Рабочий класс в истории Ирландии. Отвоевание Ирландии»)

Ирландский рабочий класс гордится тем, что Джеймс Коннолли вышел из его рядов. Это чувство гордости усилится еще больше после опубликования на русском языке

классического исследования Коннолли о роли трудящихся масс Ирландии в длительной и еще не завершенной борьбе за национальное освобождение.

Знаменательно, что первый перевод работ Дж. Коннолли на иностранный язык осуществлен в СССР, стране Великой Октябрьской революции, доказавшей спустя 17 месяцев после казни Дж. Коннолли британскими империалистами способность рабочего класса уничтожить капиталистическую систему и приступить к созданию социалистического общества. Ради осуществления этой цели боролся и Коннолли.

Весьма знаменательно, что опубликование в Советском Союзе этой книги Коннолли имеет место в период празднования столетней годовщины со дня рождения В. И. Ленина; оба они в решающий для международного социалистического движения момент заняли по отношению к империалистической войне 1914—1918 годов идентичную позицию; призыв В. И. Ленина к «превращению войны империалистической в войну гражданскую» нашел отклик в руководимом Дж. Коннолли ирландском восстании 1916 года.

Джеймс Коннолли родился в июне 1868 года. В десятилетнем возрасте он начал свою трудовую жизнь, а в 21 год стал принимать участие в социалистическом движении. С этого времени происходит формирование многогранного таланта Коннолли: он проявил себя как историк, экономист, литературовед, поэт и даже драматург. Но сам Коннолли прежде всего стремился к активной революционной борьбе, выступая как профсоюзный организатор, оратор на массовых митингах, журналист, которому часто приходилось самому печатать свою газету «Уоркерс рипаблик» («Рабочая республика»).

Создав в 1896 году Ирландскую социалистическую республиканскую партию в целях «установления Ирландской социалистической республики, основанной на общественной собственности ирландского народа на землю и средства производства, распределения и обмена», Коннолли тем самым придал новый идеологический аспект многовековой борьбе ирландского народа. Спустя четыре года участие этой партии в работе Парижского международного социалистического конгресса углубило ее интернационалистский характер.

Когда в связи с возникновением империалистической войны лидеры II Интернационала предали рабочих и стали на позиции социал-шовинизма, Коннолли назвал их

«трусливыми приспособленцами и соглашателями в мире империалистического и финансового разбоя». 8 августа 1914 года он писал в «Айриш уоркер»: «Если бы европейские рабочие, вместо того чтобы убивать друг друга ради прибылей королей и финансистов, начали завтра воздвигать по всей Европе баррикады, разрушать мосты и уничтожать средства транспорта, чтобы можно было покончить с войной, мы были бы вправе последовать их славному примеру и принять участие в окончательном свержении хищных классов, которые правят миром и грабят его».

К тому времени Копнолли преобразовал Ирландскую гражданскую армию, первоначально созданную рабочими в целях обороны во время знаменитой дублинской стачки 1913 года, в наступательную революционную силу. Он руководил ею во время того восстания 1916 года, которое «левые» осуждали как «путч», а социал-шовинисты — как «удар ножом в спину». Задачу защиты этого восстания, определения его характера и социального содержания выполнил В. И. Ленин, чье имя будет навсегда связано благодаря его заступничеству с этой славной страницей в истории нашего народа.

Коннолли служил делу борьбы рабочего класса многими путями. Как историк, он внес наиболее значительный вклад, написав исследование «Рабочий класс в истории Ирландии». До этой книги все ранее публиковавшиеся работы по истории борьбы ирландцев были украшены романтическими легендами и преувеличивали роль отдельных личностей. Коннолли отметил, что «ирландский вопрос — вопрос социальный и вся многовековая борьба ирландского народа против своих угнетателей оказывается в конечном счете борьбой за обладание в Ирландии средствами к жизни и источниками производства».

Этот вывод он сделал в результате применения при толковании ирландской истории положения, сформулированного Карлом Марксом, «величайшим из современных мыслителей и первым представителем научного социализма», и состоящего в том, что экономическое производство и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образуют основу ее политической и умственной истории.

Работа Коннолли содержит много поучительного не только для повседневной борьбы ирландского рабочего класса, но и для любой национально-освободительной борьбы. Он ясно определил руководящую роль рабочего класса в борьбе за национальное освобождение, не раз отмечал,

что представители национальной буржуазии, возглавлявшие восстания ирландского народа, всегда стремились к компромиссному исходу борьбы, в основе которого лежало бы лишь удовлетворение в той или иной степени их собственных классовых интересов. Коннолли иллюстрировал это горьким возгласом одного из казненных участников восстания 1798 года: «Богатый всегда предает бедного!» Что касается нашей борьбы за освобождение, то, как указывал Коннолли, «только ирландский рабочий класс остается неподкупным продолжателем борьбы за свободу Ирландии».

Ненадежность буржуазии как лидера в национальной борьбе была наглядно подтверждена спустя пять лет после казни Коннолли. После подавления восстания 1916 года ирландские массы возобновили борьбу за национальное освобождение (подтвердив, таким образом, слова Ленина о том, что восстание не было «путчем»). В 1917 году в результате массовых действий парода и всеобщей стачки была сорвана попытка проведения принудительной мобилизации в стране для участия ее в империалистической войне. В 1919 году во время выборов в британскую палату общин подавляющее большинство мест получили представители ирландских национальных сил. И вместо того чтобы направить их в Вестминстер, где заседала «мать всех парламентов», наш народ учредил свой собственный независимый парламент. В стране существовало двоевластие. «Незаконный», но активно действующий ирландский парламент с гэльским названием «Ирландский дойл» старался добиться международного признания де-факто и де-юре.

Наличие в Америке большого числа ирландских иммигрантов и их заметное влияние в политической жизни страны порождали большие надежды на признание со стороны США. Однако эти надежды вскоре исчезли.

Лишь одно государство было готово признать только что рожденную Ирландскую Республику, и этим государством явилась Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Ирландский дойл установил с нею дипломатические связи; был составлен проект Договора о дружбе, но вновь, как и в прошлом, ирландские буржуазные национальные лидеры проявили колебания; несмотря на готовность Страны Советов, договор этот так и не был подписан. Ирландские буржуазные лидеры больше заботились о соглашении с империализмом, который мог обеспечить им «независимость» для защиты своих классовых интересов, нежели об интересах ирландской нации.

В результате в 1921 году был подписан Англо-ирландский договор, расчленивший Ирландию на два государства: полуколониальное государство — Северную Ирландию и неоколониальное государство — Ирландский доминион. Еще раз «богатый предал бедного».

Другой договор — Договор о дружбе между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Ирландской Республикой — дал бы Ирландии надежного союзника в антиимпериалистической борьбе и создал бы совершенно иные условия для борьбы за национальное освобождение.

Дж. Коннолли был не только великим ирландским патриотом, но и замечательным интернационалистом. Он полностью отвергал узкий национализм и всегда отстаивал интернациональный характер борьбы и за национальное освобождение, и за социализм. Его идеи не потеряли свою силу и сегодня, когда империалисты, применяя новую стратегию, стараются вбить клип между социалистическими государствами, рабочими капиталистических стран и национально-освободительным движением.

Советским читателям будет интересен пример, приведенный Коннолли для раскрытия классового понимания характера интернационализма. В памфлете «Легко осуществимый социализм», изданном в 1908 году, он упоминает, что 12 июня 1899 года дублинские газеты опубликовали проект строительства железной дороги в России. Капиталистам в Ирландии представлялась, таким образом, возможность нажиться за счет русского народа. Здесь проявился, как отметил Коннолли, «интернациональный характер капитала и капитализма». Чтобы противостоять этому, подчеркивал он, ирландские рабочие также должны быть интернационалистами и, «следовательно, интересоваться каждым выступлением рабочего класса во всем миро, так как те же самые лица, против которых направлено восстание, могут с помощью удивительного механизма капиталистической системы — через акции, облигации, используя национальные и муниципальные долги, — оказаться паразитами, сосущими кровь у ирландских рабочих».

Это подчеркивание принципа интернационализма чрезвычайно важно для всех отрядов международного рабочего класса и антиимпериалистического движения и сегодня, когда империализм хотя и ослаб, но стал еще более агрессивным в своей политике и более коварным в тактике. Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» сегодня еще более необходим, чем когда-либо.

Как жаль, что Коннолли не дожил до того времени, когда бы он мог стать свидетелем величайшего восстании рабочего класса в октябре 1917 года, руководимого В. И. Лениным и партией большевиков.

Он увидел бы событие, потрясшее мир капитализма и империализма до основания; событие, сделавшее возможным возникновение других социалистических стран и обеспечившее для них возможность коллективно защищать свои революционные завоевания; событие, изменившее соотношение сил в мире в пользу национально-освободительного движения во всех колониальных странах и ускорившее успешное продвижение к социализму всюду, включая Ирландию Джеймса Коннолли.

Издание в Советском Союзе книги одного из наиболее прославленных сынов Ирландии, ее выдающегося марксиста, — это не только проявление обычного для советских людей чувства интернациональной солидарности, но и большая честь для ирландского народа. Оно, несомненно, еще более укрепит узы дружбы и братства между ирландским народом и великим советским народом, который является главной опорой в борьбе против той империалистической системы, против которой боролся и Джеймс Коннолли.

Печатается по: О'Риордан М. Классовая борьба и национальный вопрос. М., 1983, с. 96-101.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.