Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания к главе 3






1 Куманн на Гэл позднее стала называться Фине гэл (Объединенная партия).

2 Земельные выплаты представляли собой перевод ежегодных платежей в размере 5 миллионов ф. ст. правительству Великобритании в качестве компенсации за земли, реквизированные у английских лендлордов, которые после жестокой Земельной войны

были вынуждены разрешить арендаторам выкупить свои фермы. Когда в 1932 году правительство Де Валера прекратило выплату этих денег, то в качестве ответной меры английское правительство прибегло к «экономической войне», установив обременительную пошлину на экспорт крупного рогатого скота из Ирландии.

3 Правительство Косгрейва и епископы не были заинтересованы в какой бы то ни было форме прямого государственного социального обеспечения. Правительство считало, что оказание помощи беднякам — удел благотворительных церковных учреждений. Когда в некоторых школах были введены бесплатные завтраки, священник Хегарти из Белмуллета выступил с резкой критикой «детских очередей», которые, по его мнению, «несли в себе угрозу коммунизма» (см.: Айриш тайме, 1935, 19 ноября).

4 «Юнайтед айришмен» (орган партии Куманн на Гэл) в передовой статье от 10 декабря 1932 года заявила: «Не вызывает ни малейшего сомнения тот факт, что Де Валера прямым путем ведет страну к тому, чтобы поставить ее в зависимость от большевиков. Мы не утверждаем, что он поставил своей целью создать коммунистическое государство... но, каковы бы ни были его намерения в прошлом и настоящем, он идет по большевистской дороге с такой точностью, словно получает ежедневные приказы из Москвы. Его правительство явно пытается деморализовать нашу полицию до такой степени, чтобы она не могла справиться с вооруженными террористами. Его финансовая политика неизбежно приведет нас к грабительскому налогообложению, который вместо с известной дозой инфляции наверняка истребит наших ирландских кулаков».

5 Айриш тайме, 1934, 9 февраля.

6 Песня «синерубашечников» «О'Даффи Абу» исполнялась на мотив старинного ирландского марша «О'Доннелл Абу». В своем стихотворении «Три песни на один мотив» У. Б. Йитс писал:

Долой фанатика, долой клоуна, Долой, долой, разделаемся с ними Под мотив «О'Доннелл Абу». Когда глава нации скуден умом, Когда порядок слаб, а распри сильны, Пора нам, ребята, запеть эту песню, Выйти на дороги и маршировать.

7 Айриш тайме, 1932, 16 августа.

8 В 1969 году воинствующая ирландская клерикальная организация католиков «Легион Марии», которая в 30-х годах активно выступала против социализма, организовала поездку по Советскому Союзу. По возвращении в Ирландию члены делегации не сделали никаких заявлений в опровержение или в подтверждение того, что писалось в «Килкенни пипл».

Что касается отношений с СССР, то следует отметить, что в 1920 году между Советской Россией и Республикой Ирландия начались переговоры и был выработан проект договора о дружбе, предусматривавший взаимное признание, развитие торговли и совместные действия в интересах мира. Но, несмотря на продолжительные переговоры, проект договора о дружбе так и не был подписан (см. приложение «История двух договоров»).

Только в 1973 году было достигнуто соглашение об установлении дипломатических отношений между Ирландией и СССР.

8 Эрнст Тельман, руководитель Коммунистической партии Германии, был арестован нацистами в марте 1933 года по сфабрикованным обвинениям. Международное движение протеста сорвало намерение нацистов немедленно расправиться с ним. Они бросили его в тюрьму и убили в августе 1944 года в концентрационном лагере Бухенвальд.

10 Во время испанской войны большинство поэтов, писателей и драматургов были на стороне Испанской республики. В 1937 году журнал «Лефт ревью» провел специальный опрос. 100 человек — и среди них Шон О'Кейси — высказались за республику. 16 человек, в том числе Т. С. Эллиот, Эвра Паунд, Чарльз Морган, Алек Во, Герберт Уэллс, Вита Саквиль и Шон О'Фолиэн (его политические взгляды претерпели изменения после 1934 года; он заявил, что «политика не является делом художника»), Мэриан Митчелл, автор книги «Буря над Испанией» (Лондон, 1937), назвали себя нейтральными, но выразили сочувствие республиканской Испании. Оливер Сент Джон Гогарти был «поклонником Гитлера и Муссолини, близким другом Ротермира, Йитса и генерала О'Даффи и ярым антисемитом», как явствует из статьи Грэт-тана Фрейера, опубликованной в «Скрутини», литературном журнале Кэмбриджа, том 6.

11 В феврале 1936 года в ирландских газетах появилось сообщение о проведении в Москве «Международного конгресса безбожников». «Айриш индепендент» даже писала о выступлении на конгрессе Георгия Димитрова. Но такого конгресса вообще никогда не было! Советское агентство печати ТАСС немедленно выступило с опровержением как факта созыва конгресса, так и самой идеи его созыва. Единственная газета, поместившая опровержение ТАСС, была «Корк экземинер». Впоследствии стало известно, что вся эта затея с конгрессом была организована нацистским министерством пропаганды Геббельса. Однако, к сожалению, несмотря на это, все те, кто призывал разделаться с большевизмом и республиканской Испанией и добиться победы Франко, начинали свои речи со ссылки на это сообщение.

12 Питер Кемп, участник профранкистского испанского Иностранного легиона, в своей книге «Mine Were of Trouble* признавал, что О'Даффи использовал испанскую войну «для укрепления своего собственного политического влияния в Ирландии» (Лондон, 1937). С аналогичным, хотя и весьма запоздалым, признанием выступил 38 лет спустя бывший министр — «синерубашечник» Эрнест Блайт... «О'Даффи хотел привезти в Испанию тысячи ирландцев, чтобы они прошли там военную выучку, немного повоевали и по возвращении домой привели бы его к власти... Он был совершенно необузданным человеком, полным чванства и самодовольства, и считал, что равных ему нет... Тысячи идиотов готовы были отправиться в Испанию «сражаться за бога». Олухи и болваны по всей Ирландии думали бы, что они защищают свою веру» (Айриш тайме, 1974, 22 апреля).

13 Шон Мэррей (1898—1961)—сын мелкого фермера из Кушендолла (графство Антрим). Его прадед был членом общества «Объединенный ирландец» в 1798 году. Три поколения в его родословной были свидетелями самых бурных лет ирландской истории: 1798, 1848, 1867, «Земельной лиги» и 1916—1923 годы. Несмотря на блестящие способности, ему пришлось прервать образование и в возрасте 14 лет начать работать на ферме своего отца и дяди. Однако его учитель и «духовный наставник» Маннами про-

должал следить за его образованием и привил мальчику любовь к классической литературе. В ранние годы он уже проявил интерес к национальному и рабочему движению. Он вступил в ИРА (Ирландская республиканская армия), был назначен командиром батальона Антрима, который участвовал в нападениях на полицейские казармы. В 1920 году, когда Мэррей вместе со своим адъютантом Малколмом Маккиганом направлялся в расположение партизанской «летучей колонны», он был арестован английскими солдатами и брошен в тюрьму на Крамлин-роуд в Белфасте. Оттуда его перевели в Кэрра — лагерь для интернированных, из которого он был освобожден лишь после провозглашения перемирия, предшествовавшего Англо-ирландскому договору 1921 года. В декабре 1922 года Мэррей впервые встретился с Пэдаром О'Доннеллом, и с тех пор они были неразлучными друзьями и боевыми соратниками в Гражданской войне на стороне республиканцев — противников «режима Договора». Затем Мэррей эмигрировал в Англию, был делегатом в Лондонском совете тред-юнионов и секретарем английского филиала организации «Ирландской рабочей лиги», созданной в Ирландии Большим Джимом Ларкином. В 1928—1931 годах он являлся слушателем Международной ленинской школы в Москве и по возвращении в Ирландию стал организатором «Революционных групп ирландских рабочих». Он чуть не сгорел, когда в марте 1933 года толпа религиозных фанатиков подожгла штаб-квартиру этой организации в Коннолли-хаус на Грейт Стрэнд-стрит в Дублине. В июне того же года была создана Коммунистическая партия Ирландии, и Шон Мэррей был избран ее Генеральным секретарем. В октябре 1933 года по специальному распоряжению властей его выслали из Северной Ирландии, однако он продолжал нелегально совершать туда поездки, в результате чего был арестован и заключен в тюрьму. Это был человек огромного ума, видный марксист-ленинец, который талантливо применял революционное учение к специфическим условиям Ирландии. Он вел также плодотворную работу в качестве журналиста и редактора.

14 Уоркер, 1936, 27 августа.

15 В той части страны, которая называется Республика Ирландия и где произошли главные события, описанные в этой книге, католики составляют 94, 9% населения, в Северной Ирландии— 34, 9%. В 30-х годах посещаемость воскресных месс составляла 100%. По данным опроса 1971 года, проведенного Ирландским бюро изучения рынка, во многих странах посещаемость месс резко сократилась, а в самой Ирландии она составляла 94%.

16 Сэр Эдвард Карсон был министром юстиции в кабинете тори в 1900—1906 годах. В 1912 году он создал вооруженные подразделения «ольстерских волонтеров», чтобы воспрепятствовать предоставлению самоуправления Ирландии, что намеревалось сделать тогдашнее правительство либеральной партии. Ленин назвал Карсона «английским Пуришкевичем». Лорд Крэгавон (сэр Джеймс Крог) — представитель земельной аристократии, лидер «ольстерских волонтеров», первый премьер-министр Северной Ирландии. Бригадный генерал Хуберт Гоф — руководитель «мятежа в Кэрра», поднятого английскими офицерами, которые отказались разоружить «ольстерских волонтеров» из-за общей с ними классовой приверженности к интересам тори.

(Об отношении В. И. Ленина к этому мятежу см.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 402; т. 24, с. 367; т. 25, с. 73—76.)

17 «Salud!» by Peadar O'Donnell. London, 1937, May.

18 Фении, фенианство — политическое течение, сложившееся к середине 60-х годов XIX века как форма борьбы за освобождение Ирландии от господства английских землевладельцев и капиталистов путем вооруженной борьбы.

19 Уоркер, 1936, 12 декабря.

20 О той атмосфере, в которой рекруты О'Даффи уезжали в Испанию, можно судить по заявлению католического декана Кешела монсиньора Райена:

«Ирландская бригада отправляется бороться за христианство против коммунизма. Солдат генерала О'Даффи ожидают огромные трудности и испытания, которые могут преодолеть только герои. Те, кто остается дома, могут помочь святому делу молитвами; молитвенник может оказаться сильнее оружия; перед ликом нашего господа Иисуса Христа дадим клятву в том, что каждая семья будет ежедневно читать десять молитв за здоровье и благополучие отсутствующих... помолимся о спасении цивилизации от гибели, чтобы Христос мог опять жить и властвовать, а коммунизм и его черные силы канули бы в небытие».

В передаче Ирландского радио от 26 мая 1974 года, основанной на документах, «В Испании есть долина под названием Харама» есть рассказ об отъезде этой бригады: «Одна за другой группы волонтеров покидали Дублин под восторженные крики провожавших, которые размахивали флагами Ирландии, Испании и папы римского; провожавшим раздавали религиозные значки; вся обстановка напоминала средневековый поход крестоносцев. Однако наиболее драматическим моментом был отъезд волонтеров из Голуэя в начале декабря, когда на борту небольшого судна «Дан Ангус» они ожидали, когда за ними придет немецкий пароход. Сначала они коротали время за пением «Веры наших отцов» и «Солдатской песни». Однако, когда они прибыли в Испанию, им было не до пения. Один из волонтеров О'Даффи, прибывших в числе первых через Португалию, так описывает это событие: «Мы были на мессе в Касересе — в небольшом городке в центре Испании, в семи-восьми милях от Мадрида, или что-то в этом роде. Когда мы увидели вновь прибывших — некоторых мы знали очень хорошо, — их с трудом можно было узнать: они едва держались на ногах и обросли бородами. Их немилосердно потрепало в море. Так как пароход был немецкий, он не имел права нарушать запретную трехмильную зону. Поэтому пришлось выйти в море на небольшом судне и ждать отправки два дня и две ночи. Когда наконец-то немецкий пароход подошел к борту суденышка, все уже перемерзли, а многих укачало, и далеко не каждый отважился карабкаться на борт по веревочному трапу. Вот почему только половина волонтеров из ожидавших отправки поднялись на пароход, остальные вернулись».

21 Ссылка на руководителя «христианского фронта» Пэдди Бэлтона.

22 Личность Шорла Макалистера оставалась анонимной по его личной просьбе. О нем ошибочно упоминается как о Десмонде Фицджеральде в книге X. Форда «Война поэта» (Оксфорд, 1965).

23 Уоркер, 1937, 23 января.

 

Глава 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.