Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вы за пределами пространства и времени






 

Вопрос: Вы всё время говорите, что я никогда не рождался и никогда не умру. Если так, то почему я вижу мир как человек, который был рождён и обязательно умрёт?

Махарадж: Вы верите в это, потому что никогда не ставили под сомнение свою веру в то, что являетесь телом, которое, очевидно, было рождено и умрёт. Пока оно живо, оно привлекает внимание и пленяет так сильно, что собственная истинная природа перестаёт восприниматься. Это всё равно что смотреть на поверхность океана и совершенно не помнить о его бездонных глубинах. Мир – всего лишь поверхность ума, а ум бесконечен. То, что мы называем мыслями, просто рябь в уме. Когда ум спокоен, он отражает реальность. Когда он полностью обездвижен, он растворяется, и только реальность остаётся. Эта реальность так прочна, так действительна, настолько более реальна, чем ум и материя, что в сравнении с ней даже алмаз мягок, как масло. Эта всепоглощающая действительность делает мир подобным сну, туманным и неуместным.

В: Этот мир, в котором столько страдания, – как вы можете говорить, что он неуместен? Какая жестокость!

М: Это вы жестоки, а не я. Если ваш мир так переполнен страданием, сделайте с этим что‑ нибудь, не усугубляйте всё своей жадностью или ленью. Я не связан вашим сноподобным миром. В моём мире семя страдания, желания и страха не сеется и страдание не всходит. Мой мир свободен от противоположностей, от взаиморазрушающих несоответствий. Он пропитан гармонией, его покой подобен скале, этот покой и безмолвие и являются моим телом.

В: То, что вы говорите, напоминает мне о дхармакайе в буддизме.

М: Может быть. Не отвлекайтесь на терминологию. Просто воспринимайте личность, которую считаете собой, как часть мира, воспринимаемого вами в вашем уме, и наблюдайте этот ум снаружи, потому что вы не являетесь умом. В конце концов, вашей единственной проблемой является ваша готовность отождествлять себя со всем, что вы воспринимаете. Бросьте эту привычку, помните, что вы не то, что вы воспринимаете, используйте силу бдительной невовлечённости. Видьте себя во всём, что живёт, и ваше поведение будет выражать ваше видение. Осознав однажды, что в мире нет ничего, что вы могли бы назвать своим, вы будете смотреть на него со стороны, как смотрите на игру на сцене или на фильм на экране – восхищаясь и наслаждаясь, но оставаясь невовлечённым. Пока вы воображаете себя чем‑ то реальным и твёрдым, вещью среди вещей, реально существующей в пространстве и времени, недолговечной и уязвимой, вы, естественно, будете беспокоиться о выживании и размножении. Но когда вы познаете себя как нечто за пределами пространства и времени – прикасающимся к ним только в точке здесь и сейчас, а на самом деле всепроникающим и содержащим в себе всё, недостижимым, неприступным, неуязвимым – вы больше не будете бояться. Познайте себя таким, какой вы есть, – другого лекарства от страха нет.

Вы должны научиться думать и чувствовать в этом направлении или будете бесконечно оставаться на личностном уровне желаний и страхов, приобретений и потерь, роста и угасания. Личная проблема не может быть решена на своём собственном уровне. Само желание жить является посланником смерти, как желание быть счастливым очерчивает несчастье. Мир – это океан боли и страха, беспокойства и отчаяния. Удовольствия – как рыбы, их мало и они очень юрки, редко приходят, быстро уходят. Человек с неразвитым умом верит, несмотря на все основания, что является чем‑ то исключительным и что мир обязан дать ему счастье. Но мир не может дать то, чего у него нет. Будучи полностью иллюзорным, он не поможет обрести истинное счастье. По‑ другому и быть не может. Мы ищем реальное, потому что несчастливы с нереальным. Счастье – наша истинная природа, и мы не успокоимся, пока не найдём его. Но мы редко знаем, где искать. Поняв, что мир – не что иное, как ошибочная видимость реальности, и не является тем, чем кажется, вы свободны от его наваждений. Только то, что совместимо с вашим истинным бытием, может сделать вас счастливыми, а мир – такой, каким вы его воспринимаете, – это его полное отрицание.

Пребывайте в полном покое и наблюдайте всё, что появляется на поверхности ума. Отвергайте известное, принимайте пока ещё неизвестное и затем отвергайте также и его. Так вы придёте к состоянию, в котором нет знания, а только бытие, в котором само бытие является знанием. Знать посредством бытия – это прямое знание. Оно основано на тождественности видящего и видимого. Непрямое знание основано на ощущении и памяти, на близости воспринимающего и воспринимаемого, ограниченное их контрастом. То же и со счастьем. Обычно вы должны быть печальными, чтобы познать радость, и радостными, чтобы познать печаль. Истинное счастье беспричинно и поэтому не может исчезнуть из‑ за отсутствия стимулов. Это не противоположность несчастью, оно включает в себя все несчастья и страдания.

В: Как можно оставаться счастливым среди всего этого страдания?

М: С этим нельзя ничего поделать – внутреннее счастье всепоглощающе реально. Подобно солнцу в небе, его выражения могут быть скрыты облаками, но оно никогда не исчезает.

В: Когда у нас проблемы, мы вынуждены быть несчастными.

М: Страх – единственная проблема. Осознайте, что вы независимы, и будете свободны от страха и его теней.

В: В чём разница между счастьем и удовольствием?

М: Удовольствие зависит от вещей, счастье не зависит ни от чего.

В: Если счастье независимо, почему мы не счастливы всегда?

М: Пока мы верим, что нам для счастья нужны вещи, мы будем также верить, что их отсутствие делает нас несчастными. Ум всегда принимает форму в соответствии с тем, во что верит. Поэтому так важно убедить себя, что вас не нужно подгонять к счастью, что, напротив, удовольствие отвлекает и мешает, поскольку оно просто усиливает ложную убеждённость, что для счастья нужно иметь и делать вещи, когда в действительности всё как раз наоборот.

Но зачем вообще говорить о счастье? Вы думаете о счастье только когда несчастны. Человек, который говорит: «Сейчас я счастлив», – находится между двумя несчастьями – прошлым и будущим. Это счастье – просто восторг, вызванный временным отсутствием боли. Истинное счастье абсолютно бессознательно. Его лучше всего выразить так: «Со мной всё в порядке. Мне не о чем беспокоиться». В конце концов, конечная цель всех садхан – достижение точки, в которой это убеждение перестаёт быть чисто вербальным, а основывается на действительном, всегда присутствующем опыте.

В: Каком опыте?

М: Опыте переживания себя пустым, не заваленным воспоминаниями и ожиданиями. Это подобно ощущению счастья от пребывания на открытых пространствах, от ощущения молодости, от обладания всем временем и энергией для действий, открытий, приключений.

В: Что ещё надо открывать?

М: Вселенную снаружи и необъятность внутри, какие они в реальности, в великом уме и в сердце Бога. Смысл и цель существования, секрет страдания, избавление жизни от неведения.

В: Если быть счастливым – то же самое, что и быть свободным от страха и беспокойства, нельзя ли сказать, что отсутствие проблем – это причина счастья?

М: Состояние отсутствия, не‑ существования, не может быть причиной, в этом понятии содержится предвосхищение причины. Ваше естественное состояние, в котором ничего не существует, не может быть причиной возникновения чего‑ либо. Причины сокрыты в великой и таинственной силе памяти. Но ваш истинный дом – это ничто, пустота, отсутствие любого содержимого.

В: Пустота и ничто – как ужасно!

М: С какой радостью вы погружаетесь в это, когда идёте спать! Откройте для себя состояние пробужденного сна, и вы обнаружите, что он гармонично сочетается с вашей истинной природой. Слова могут только дать вам идею, а идея – это не опыт. Всё, что я могу сказать, – это то, что истинное счастье не имеет причин, и что то, что не имеет причин, неизменно. Это не означает, что его можно воспринимать как удовольствие. Воспринимать можно только боль и удовольствие, а состояние свободы от печалей можно описать только опосредованно. Чтобы познать его напрямую, вы должны выйти за пределы причинно‑ зависимого ума и тирании времени.

В: Если счастье не сознательно, а сознание не счастливо, какая между ними связь?

М: Сознание является продуктом условностей и обстоятельств, зависит от них и изменяется вместе с ними. То, что независимо, несотворимо, безвременно и неизменно и в то же время всегда ново и свежо, находится за пределами ума. Когда ум думает об этом, он растворяется, и остаётся только счастье.

В: Когда всё уходит, остаётся ничто.

М: Как может существовать ничто без чего‑ то? Ничто – это просто концепция, она зависит от воспоминаний о чём‑ то. Чистое бытие совершенно не зависит от существования, которое определимо и описуемо.

В: Пожалуйста, расскажите нам, продолжается ли сознание за пределами ума, или оно заканчивается с умом?

М: Сознание приходит и уходит, осознание сияет неизменно.

В: Кто осознаёт в осознании?

М: Там, где есть личность, есть и сознание. «Я есть», ум, сознание означают одно и то же состояние. Если вы говорите «я осознаю», это будет только означать: «Я сознаю, что думаю об осознании». В осознании нет никакого «я есть».

В: А свидетельствование?

М: Свидетельствование существует в уме. Свидетель связан с наблюдаемым. В состоянии недвойственности все разделения исчезают.

В: А вы? Вы продолжаете осознавать?

М: Личность, концепция «я есть это тело, этот ум, эта цепочка воспоминаний, эта связка желаний и страхов» исчезает, но нечто, что вы могли бы назвать индивидуальностью, остаётся. Она позволяет мне становиться личностью, когда это требуется. Любовь создаёт свои собственные необходимости, даже пребывание личностью.

В: Говорится, что Реальность проявляется как существование‑ сознание‑ блаженство. Они абсолютны или относительны?

М: Они относительны и зависят друг от друга. Реальность не зависит от своих выражений.

В: Какова связь между реальностью и её выражениями?

М: Никакой. В реальности всё реально и тождественно. Как мы говорим об этом, сагуна и ниргуна едины в Парабрахмане. Есть только Высшее. В движении – это сагуна. Без движения – это ниргуна. Но это только ум движется или не движется. Реальное находится за пределами, вы находитесь за пределами. Поняв однажды, что ничто воспринимаемое или мыслимое не может быть вами, вы свободны от своих представлений. Видеть всё как воображаемое, порождённое желанием, необходимо для самореализации. Мы упускаем реальное из‑ за недостатка внимания и создаём нереальное избытком воображения.

Вы должны посвятить свои сердце и ум этим вещам и постоянно размышлять о них. Это похоже на приготовление еды. Вы должны держать её на огне какое‑ то время, прежде чем она приготовится.

В: Разве я не связан судьбой, кармой? Что я могу сделать против неё? То, чем я являюсь и что делаю, предопределено. Даже моя так называемая свобода выбора предопределена, только я не осознаю этого и воображаю себя свободным.

М: Это тоже зависит от того, как вы на это смотрите. Неведение подобно жару – оно вынуждает вас видеть вещи, которых на самом деле нет. Карма – это предписанное божественностью лекарство. Примите его и точно следуйте инструкциям – и выздоровеете. Пациент покидает больницу после своего выздоровления. Настаивать на немедленной свободе выбора и действия – значит только отодвинуть выздоровление. Примите свою судьбу и осуществите её – это кратчайший путь к свободе от судьбы, но не от любви и её влечений. Действовать из желания и страха – это связанность, действовать из любви – свобода.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.