Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. А. Кайдановская

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ»

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

 

Ростов-на-Дону

  Кайдановская И.А..
  Мышление и речь: Тестовые задания для итогового контроля по учебной дисциплине для подготовки бакалавров. - Ростов-на-Дону, 2009. - 200 заданий.

Двести тестовых заданий к курсу «Мышление и речь» отражают содержание названного курса, в соответствии с которым подразделяются на следующие разделы: мышление как высшая форма отражения действительности; специфика мышления по сравнению с другими формами психического отражения; теории мышления; виды мышления; развитие мышления.

Форма тестовых заданий удобна для восприятия и анализа суждений, соотнесения их с одним из готовых вариантов ответов. Работа с тестами структурирует самостоятельную работу, обеспечивает самоконтроль и проверку знаний, может использоваться для итогового контроля по данной дисциплине.

Спецификация теста

1. Назначение теста.

Данный тест может использоваться для проведения итогового контроля уровня знаний студентов.

2. Элементы содержания курса «Мышление и речь», включенные в тест:

1) Мышление как высшая форма отражения реальности. Методы исследования.

2) Специфика мышления по сравнению с другими психическими процессами

3) Теории мышления

4) Виды мышления

5) Развитие мышления

3. Перечень объектов контроля. Виды компетенций, знаний, умений, контролируемых заданиями теста.

Объект контроля
  Уровень освоения категориального аппарата по курсу «Мышление и речь».
  Уровень понимания и осмысления отдельных единиц информации и, в целом, значения курса.
  Умение рассуждать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
  Способность к гипотетико-дедуктивной деятельности.
  Умение обобщать эмпирические факты и конкретизировать общие положения и понятия.

4. Распределение заданий по уровню сложности.

Базовый уровень сложности – 200 заданий, 100 %.

5. Уровень сложности определяется содержательной частью задания и количеством действий, которые необходимо выполнить для решения заданий.

6. План теста.

Номер задания Номер элемента содержания Номер объекта контроля Уровень овладения различными видами учебной деятельности
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый
      Базовый

 

7. Структура теста по формам тест-заданий. Примеры инструкций к заданиям.

Общее количество тестов 200. Тест состоит из заданий базового уровня овладения разными видами учебной деятельности.

Задания базового уровня требуют выбора от одного до шести правильных ответов из предложенных вариантов ответов.

 

Инструкция к заданиям.

Внимательно прочтите задание. Затем прочтите все варианты ответов к нему. После этого соотнесите содержание задания с вариантами ответов и отметьте не более чем один из вариантов ответов, который, с вашей точки зрения, является правильным в каждом конкретном случае.

 

Общее время выполнения теста – 200 минут.

1. Метод, разработанный Ж. Пиаже для исследования эгоцентрической речи и мышления в ранний период его творческой деятельности –

1) определения,

2) абстрагирования,

3) диалога,

4) клинической беседы.

2. Метод исследования, разработанный в отечественной психологии П. Я. Гальпериным –

1) тестов,

2) проблемного обучения,

3) поэтапного формирования умственных действий и понятий,

4) проб и ошибок.

3. Метод, разработанный Л. С. Выготским для исследования понятий –

1) сравнения,

2) четвертого лишнего,

3) ассоциаций,

4) двойной стимуляции.

4. Метод, разработанный А. Н. Леонтьевым –

1) контент-анализа,

2) структурного анализа деятельности,

3) анализа речи,

4) подведения под понятие.

5. Метод, разработанный К. Бюлером –

1) аналитической интраспекции,

2) толкования фраз и пословиц,

3) трансактного анализа,

4) решения задач.

6. Стратегия лабораторного исследования, разработанная Л. С. Выготским –

1) экспериментально-генетическая,

2) продольных срезов,

3) поперечных срезов,

4) структурно-функционального анализа.

7. Автор функциональной трактовки мышления –

1) Л. Выготский,

2) Э. Клапаред,

3) П. Жане,

4) У. Джемс.

8. Автор закона «творческого синтеза» –

1) М. Вертгеймер,

2) Р. Арнхейм,

3) В. Вундт,

4) О. Кюльпе.

9. Основной элемент анализа мышления в классическом бихевиоризме–

1) действие,

2) операция,

3) связь идей,

4) стимул - реактивная связь.

10. Единица анализа мышления с позиций теории Л. С. Выготского –

1) ориентировочное действие,

2) целенаправленное действие,

3) значение,

4) смысл.

11. Основное свойство мышления в операциональной теории интеллекта Ж. Пиаже –

1) гибкость,

2) подвижность,

3) целенаправленность,

4) обратимость.

12. Основная операция мышления в концепции М. Вертгеймера –

1) группировка,

2) структурирование,

3) транспозиция,

4) синтез.

13. Элемент анализа мышления в ассоциативной психологии –

1) ощущение,

2) связь идей,

3) понятие,

4) представление.

14. Единица анализа мышления в теории деятельности –

1) предметное действие,

2) умственное действие,

3) схема действия,

4) совместное действие.

15. Соединение элементов сознания разных модальностей –

1) конструкция,

2) комплекс,

3) компликация,

4) композиция.

16. Согласно закону социогенеза, сформулированному Выготским, все высшие психические функции развиваются в направлении…

1) от внешнего к внутреннему,

2) от материального к идеальному,

3) от интерпсихического к интрапсихическому,

4) от действия к образу,

5) от восприятия к мышлению.

17. Согласно учению Гальперина, к первичным параметрам действия относятся…

1) ассоциативность, тождественность, обратимость, композиция;

2) осознанность, разумность, осмысленность, рациональность;

3) форма, развёрнутость, обобщенность, освоенность;

4) целенаправленность, логичность, структурированность, законченность.

18. Экспериментально-генетическое исследование обобщений было предпринято…

1) А. Р. Лурия,

2) В. В. Давыдовым,

3) Л. С. Выготским,

4) П. Я. Гальпериным.

19. Единица анализа мышления в концепции П. Я. Гальперина –

1) целостное действие,

2) ориентировочная основа действия,

3) речевое действие,

4) умственное действие.

20. Соединение множества сходных элементов и одного, незначительно отличающегося от них – это…

1) апперцепция,

2) ассимиляция,

3) аккомодация,

4) агглютинация.

21. Восприятие сходных элементов как разных – это…

1) диссимиляция,

2) диссоциация,

3) децентрация,

4) дезадаптация.

22. Формирование осознанного действия предполагает тщательную проработку…

1) материального действия,

2) материализованного действия,

3) речи для другого,

4) речи для себя,

5) умственного действия.

23. Согласно теории Д. Брунера, основные формы презентации действительности –

1) действие, образ, символ;

2) ощущение, восприятие, понятие;

3) операция, действие, деятельность;

4) восприятие, воображение, мышление.

24. Структурные компоненты действия, по А. Н. Леонтьеву –

1) перцептивный, регулирующий, операционный;

2) материальный, речевой, умственный;

3) когнитивный, операциональный, оценочный;

4) мотивационный, целевой, эмоционально-оценочный;

5) чувственный, познавательный, волевой.

25. Стадии развития понятий, выявленные в эмпирических исследованиях Выготского - Сахарова:

1) аутистическая, эгоцентрическая, социоцентрическая, реалистическая;

2) перцептивных образов, умственных образов, конкретных понятий, абстрактных понятий;

3) визуальных прототипов, синтетических образов, общих понятий, логических понятий;

4) синкретизма, комплексов, псевдопонятий, потенциальных понятий, истинных понятий.

26. Понятие «чувственная ткань сознания» ввёл в психологию…

1) Н. Бернштейн,

2) С. Рубинштейн,

3) А. Н. Леонтьев,

4) Л. С. Выготский.

27. Понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологию…

1) Л. Выготским,

2) П. Гальпериным,

3) В. Штерном,

4) Ж. Пиаже.

28. Понятие «когнитивные карты поведения» было введено в психологию…

1) Э. Торндайком,

2) Э. Толменом,

3) К. Прибрамом,

4) Д. Гриндером,

5) Р. Бендлером.

29. Понятие «оперантное обусловливание» было введено в психологию…

1) Д. Уотсоном,

2) И. Павловым,

3) Б. Скиннером,

4) К. Халлом.

30. Понятие «чистая мысль» было введено в психологию…

1) К. Бюлером,

2) О. Зельцем,

3) Н. Ахом,

4) О. Кюльпе.

31. Феномен «эгоцентризма» был открыт и исследован…

1) З. Фрейдом,

2) П. Жане,

3) Ж. Пиаже,

4) Л. Выготским.

32. Понятие «трансдукция» определяется как переход…

1) от общего к единичному,

2) от единичного к общему,

3) от частного к частному,

4) от рационального к чувственному.

33. Одна из основных особенностей эгоцентрической речи -

1) развернутость,

2) ассоциативность,

3) осознанность,

4) предикативность,

5) метафоричность.

34. «Операция» в концепции Ж. Пиаже – это…

1) автоматизированное действие,

2) компонент действия,

3) сокращенное, интериоризированное действие,

4) интериоризированное обратимое действие,

5) кооперативное действие.

35. Тип обобщения с размытым критерием, по Выготскому, – это…

1) ассоциативный комплекс,

2) цепной комплекс,

3) диффузный комплекс,

4) синкретическое обобщение,

5) псевдопонятие.

36. Согласно теории Выготского, развитие внешней стороны слова осуществляется в направлении «от слова к предложению». С какой функцией речи более всего связан этот процесс:

1) аналитической,

2) абстрагирующей,

3) регулирующей,

4) коннотативной,

5) коммуникативной.

37. Признаки ориентировочной основы действия первого типа:

1) ясная, отчетливая, адекватная;

2) конгруентная, пластичная, произвольная;

3) конкретная, неполная, самостоятельная;

4) статичная, механистичная, ригидная.

38. Признаки ориентировочной основы действия второго типа:

1) ассоциативная, спонтанная, неосознанная;

2) целенаправленная, продуктивная, динамичная;

3) фигуративная, устойчивая, прочная;

4) обобщенная, полная, готовая.

39. Признаки ориентировочной основы действия третьего типа:

1) неосознанная, спонтанная, ассоциативная;

2) обобщённая, полная, самостоятельная;

3) осознанная, разумная, освоенная;

4) гибкая, уравновешенная, подвижная.

40. Теоретическая позиция бихевиористов по проблеме обучения и развития:

1) обучение должно опираться на актуальный уровень развития,

2) обучение должно идти впереди развития,

3) между обучением и развитием нет принципиальной разницы,

4) обучение и развитие – это параллельные процессы.

41. Теоретическая позиция гештальтистов по проблеме обучения и развития:

1) обучение и развитие – это тождественные процессы,

2) обучение и развитие – это параллельные процессы,

3) обучение должно опережать развитие,

4) обучение должно опираться на актуальный уровень развития.

42. Теоретическая позиция Швейцарской психологической школы по вопросу о соотношении процессов обучения и развития:

1) обучение и развитие – параллельные процессы,

2) обучение должно идти впереди развития,

3) обучение и развитие – тождественные процессы,

4) обучение должно опираться на актуальный уровень развития.

43. Теоретическая позиция Московской психологической школы по проблеме обучения и развития:

1) обучение должно опираться на актуальный уровень развития,

2) обучение и развитие – параллельные процессы,

3) обучение должно опережать и идти впереди развития,

4) обучение и развитие – тождественные процессы.

44. Объекты мышления в трактовке О. К. Тихомирова:

1) предмет,

2) свойства предмета,

3) отношения между предметами,

4) межпредметные связи,

5) задача.

45. Характерные особенности «житейских понятий», по Выготскому:

1) спонтанны, синкретичны, трансдуктивны;

2) неосознанны, непроизвольны, индуктивны;

3) интуитивны, алогичны, бессвязны;

4) ассоциативны, конкретны, натуралистичны.

46. Характерные особенности научных понятий, по Выготскому:

1) реалистичность, логичность, отрефлексированность;

2) структурированность, обобщённость, логичность;

3) осознанность, произвольность, дедуктивность;

4) инвариантность, абстрактность, истинность.

47. По данным исследования Выготского, основная функция эгоцентрической речи -

1) сигнификация,

2) коннотация,

3) коммуникация,

4) планирование.

48. Суть теоретической позиции Выготского отражает суждение: «Центральная трасса развития высших психических функций проходит через…»

1) преодоление трудностей,

2) социализацию,

3) индивидуализацию,

4) другого человека.

49. Три образующих человеческого сознания: значение, смысл и…

1) эмоции,

2) разум,

3) чувственная ткань,

4) воля.

50. Генетически исходными являются … значения

1) общественные,

2) вытесненные,

3) нейтральные,

4) индивидуальные,

5) позитивные.

51. Направление предметной деятельности определяет…

1) желание,

2) чувство,

3) мотив,

4) цель.

52. Три основных единицы психологического анализа: деятельность, действие и …

1) поведение,

2) образы,

3) понятия,

4) чувства,

5) операции.

53. «Развитие» рассматривается в отечественной психологии как процесс усвоения, присвоения и … культурно-исторических ценностей.

1) использования,

2) приспособления,

3) переработки,

4) созидания.

54. С позиций бихевиоральной психологии, речь и мышление – это разновидности…

1) действия,

2) деятельности,

3) сознания,

4) поведения.

55. В концепции Д. Брунера центральная роль в развитии мышления отводится…

1) созреванию нейронных структур,

2) нейролингвистическому программированию,

3) символическим структурам,

4) операторному подкреплению.

56. Виды стратегий в концепции Д. Брунера:

1) макро- и микростратегия,

2) перцептивная и интеллектуальная,

3) целостная и парциальная,

4) адекватная и неадекватная.

57. В генетической эпистемологии понятие рассматривается как инвариант, устойчивость которого обратно пропорциональна такому свойству действия как…

1) гибкость,

2) обратимость,

3) целостность,

4) завершенность.

58. В развитии интеллекта Ж. Пиаже выделяет четыре стадии: сенсомоторных действий, интериоризированных действий, … и формальных операций.

1) воображаемых действий,

2) умственных действий,

3) вербальных действий,

4) конкретных операций.

59. Схема – это генетически исходная форма организации сенсомоторных действий, представленная в доктрине Ж. Пиаже как функциональный эквивалент интеллектуальной…

1) деятельности,

2) структуры,

3) активности,

4) саморегуляции.

60. Адаптация осуществляется с помощью механизмов ассимиляции и…

1) диссимиляции,

2) дизъюнкции,

3) ассоциации,

4) аккомодации.

61. В исследованиях Д. Брунера формирование … представлено как процесс переработки информации.

1) навыков,

2) знаний,

3) понятий,

4) действий.

62. В теории Д. Уотсона мышление представлено как …

1) внутреннее действие,

2) внутренняя речь,

3) интериоризированное поведение,

4) операциональный процесс.

63. Согласно Ж. Годфруа, в процессе формирования понятий центральную роль играет способность …

1) абстрагирования,

2) синтезирования,

3) суждения и умозаключения,

4) распознавания сходства и отличий.

64. Процесс решения творческих задач включает четыре этапа: мотивационный, инкубационный, … и воплощения.

1) просветления,

2) планирования действий,

3) этап озарения,

4) этап проб и ошибок.

65. Процесс «вращивания» внешней речи или действия во внутренний план сознания индивида принято называть…

1) запоминание,

2) идеализация,

3) психологизация,

4) интериоризация.

66. Виды мышления, отличающиеся по целям, средствам и способу решения задач:

1) практическое и словесно-логическое,

2) дивергентное и конвергентное,

3) рассудочное и разумное,

4) эмпирическое и теоретическое.

67. Виды мышления, различающиеся по типу решаемых проблем:

1) пралогическое и логическое,

2) эгоцентрическое и социоцентрическое,

3) практическое и теоретическое,

4) абстрактное и конкретное.

68. Функционально различные виды мышления –

1) наглядно-образное и наглядно-действенное,

2) интуитивное и рациональное,

3) вербальное и невербальное,

4) творческое и критическое.

69. Стадии развития «высших психических функций»:

1) восприятия, воображения, мышления;

2) натуральных психических процессов, внешнего знака, вращивания;

3) имитации, символических действий, умственных действий;

4) сенсомоторных действий, умственных действий, конкретных операций, формальных операций.

70. Вид анализа, предпринятый автором культурно-исторической теории для исследования отношений мысли к слову:

1) функциональный,

2) структурный,

3) психологический,

4) каузально-генетический,

5) логический.

71. Слово рассматривается в работах Выготского как единство мышления и речи, общения и …

1) деятельности,

2) сотрудничества,

3) обобщения,

4) коммуникации.

72. Согласно А. Р. Лурия, язык на начальных этапах развития имеет … характер.

1) синкретический,

2) симпрактический,

3) синсемантический,

4) пантомимический.

73. Психологическим орудием мышления в концепции Выготского является …

1) значение,

2) знак,

3) слово,

4) символ.

74. Согласно Выготскому, динамика развития житейских и научных понятий соответствует динамике развития …

1) воображения и мышления,

2) устной и письменной речи,

3) внешних и внутренних действий,

4) лингвистического и логического мышления.

75. Характерной особенностью внутренней речи является преобладание…

1) формы над содержанием,

2) денотата над коннотатом,

3) смысла над значением,

4) синтаксиса над семантикой.

76. Эгоцентризм – это личностная позиция, означающая…

1) ориентацию на субъективный опыт,

2) неспособность встать на точку зрения другого человека,

3) стремление к самореализации,

4) отсутствие способности к социальным контактам.

77. Эгоцентрическая речь не обладает свойством…

1) предикативности,

2) сокращённости,

3) осознанности,

4) спонтанности.

78. Вид мышления, введенный в психологию Э. Блейлером:

1) реалистическое,

2) аутистическое,

3) конвергентное,

4) дивергентное.

79. Аутистическому мышлению не свойственно:

1) направленность на удовлетворение желаний,

2) построение воображаемой действительности,

3) тенденция к ассоциированию,

4) подчинение принципу реальности.

80. Предмет исследований в Швейцарской школе генетической психологии –

1) логическое мышление,

2) творческое мышление,

3) вербальное мышление,

4) понятийное мышление.

81. Теоретическое направление, в рамках которого был подвергнут критике тезис о том, что «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей»:

1) структурная психология,

2) гештальтпсихология,

3) функциональная психология,

4) ассоциативная психология.

82. Школа, в рамках которой исследовалась специфика мышления по сравнению с другими психическими процессами:

1) школа В. Вундта,

2) вюрцбургская школа,

3) гештальтпсихология,

4) функциональная психология.

83. Автор постановки вопроса о необходимости различать связи между мыслями и мыслимые связи:

1) К. Бюлер,

2) М. Вертгеймер,

3) Д. Дьюи,

4) У. Джемс.

84. В работах Выготского Слово рассматривается как … мышления.

1) средство,

2) орудие,

3) клеточка,

4) единица.

85. Функция, не свойственная речи –

1) сигнификативная,

2) номинативная,

3) коммуникативная,

4) экспрессивная,

5) операциональная,

6) магическая.

86. В концепции Выготского научные понятия определяются как осознанные, произвольные и …

1) развивающиеся снизу вверх,

2) развивающиеся сверху вниз,

3) истинные,

4) теоретические.

87. Суждение по проблеме развития мышления и речи в культурно-исторической психологии:

1) развиваются параллельно и независимо друг от друга;

2) речь не оказывает существенного влияния на развитие мышления;

3) имеют разные генетические корни, но пути их развития в критических точках сходятся, в результате чего мышление становится речевым, а речь интеллектуальной;

4) тождественные процессы.

88. Эгоцентрическому мышлению не свойственна…

1) синкретичность,

2) партиципация,

3) осознанность,

4) трансдукция.

89. Виды умственных образов в концепции Ж. Пиаже:

1) визуальные, аудиальные, кинестетические;

2) действия, речи, деятельности;

3) реалистические, фантастические, сюрреалистические;

4) статические, кинетические, трансформационные.

90. Первичные параметры действия, по Гальперину:

1) разумность, осознанность, осмысленность;

2) форма, развёрнутость, обобщенность – освоенность;

3) предметность, опосредованность, целенаправленность;

4) интенциональность, непосредственность, спонтанность.

91. Процессы, обеспечивающие прогрессивное развитие интеллекта в концепции Ж. Пиаже:

1) ассоциация, диссоциация, компликация;

2) анализ, синтез, абстрагирование;

3) соединение, разделение, обобщение;

4) ассимиляция, аккомодация, адаптация.

92. Свойства когнитивных структур, составляющих генетическую основу интеллекта:

1) композиция, ассоциативность, обратимость, идентичность;

2) образная гибкость, семантическая гибкость, пластичность, уникальность;

3) целостность, уравновешенность, гибкость, подвижность

4) пространственная организованность, временная упорядоченность, коррелятивность, реципрокность.

93. Уровни мышления, выявленные в исследованиях И. Н. Семёнова:

1) внешних действий, речи-для-другого, речи-для-себя, внутренних действий;

2) предметных действий, операций, рефлексии, личностной рефлексии;

3) невербальных действий, вербальных действий, умственных действий, рефлексии;

4) сенсомоторный, репродуктивный, продуктивный, антиципирующий.

94. Модель мышления, разработанная Г. Уоллесом, включает фазы:

1) мотивации, семантической записи, внутренней речи, внешней речи;

2) подготовки, созревания, вдохновения, оформления;

3) аналитическую, алгоритмическую, синтетическую, теоретическую;

4) установки, выработки гипотез, оценки гипотез, вывода.

95. Действие закона «прегнантности» проявляется в стремлении…

1) к постижению истины,

2) к самореализации,

3) действовать в соответствии с требованиями ситуации,

4) к хорошей форме и устойчивому равновесию.

96. Успешность адаптации коррелирует с уровнем развития…

1) высших психических функций,

2) способности решения проблем,

3) сенсомоторного интеллекта,

4) житейских понятий.

97. Когнитивные структуры, отражающие последовательность событий:

1) когниции,

2) скрипты,

3) слоты,

4) карты,

5) фреймы.

98. Условием лингвистической … служит знание закономерностей языка.

1) относительности,

2) определённости,

3) компетентности,

4) независимости.

99. Релятивистские теории строятся на предположении о существовании в каждой культуре «лингвистической матрицы», определяющей развитие не только языка, но и …

1) поведения,

2) деятельности,

3) мышления,

4) общения.

100. В конструктивистских теориях субъект сам строит представления и понятия об окружающем мире с помощью действий, а речь только … продукты действий и мышления.

1) корректирует,

2) оформляет,

3) отражает,

4) консервирует.

101. Согласно преформистской теории, языковые структуры являются…

1) приобретёнными,

2) врождёнными,

3) поверхностными,

4) глубинными.

102. В теориях научения основное внимание уделяется … в процессе развития речи

1) обучению,

2) подражанию,

3) интуиции,

4) общению.

103. Понятие определяется через признаки, число которых должно быть…

1) не менее двух,

2) не более трёх,

3) минимальным,

4) необходимым и достаточным.

104. Наиболее сложными для усвоения являются … понятия

1) эмпирические,

2) научные,

3) дизъюнктивные,

4) конъюнктивные.

105. Части слова в речи детей, свидетельствующие о начале усвоения морфологии языка:

1) окончания,

2) префиксы,

3) суффиксы,

4) слоги.

106. Случайный перебор – это стратегия мышления, при которой процесс формулирования … не контролируется.

1) задач,

2) вопросов,

3) гипотез,

4) суждений.

107. Систематический перебор в отличие от … гарантирует достижение цели, но утомителен.

1) эвристического,

2) стохастического,

3) рационального,

4) интуитивного.

108. На стадии формальных операций в развитии интеллекта открывается возможность…

1) теоретической деятельности,

2) символического мышления,

3) художественного творчества,

4) гипотетико-дедуктивной деятельности.

109. Уровень потенциальных возможностей интеллекта в генетической психологии определяется структурой…

1) речи,

2) группировки,

3) инвариантов,

4) деятельности.

110. Важнейшим условием развития речи и мышления является…

1) социализация,

2) интериоризация,

3) сублимация,

4) вербализация.

111. Преформистская позиция в вопросе о генезисе речи и мышления строится на постулате…

1) существования априорных структур,

2) формирования методом обусловливания,

3) целевой детерминанты развития,

4) поглощения индивидуального социальным.

112. Различаются ттри основных разновидности научения: реактивное, оперантное и …

1) програмированное,

2) проблемное,

3) когнитивное,

4) директивное.

113. В основе классического обусловливания лежат … реакции, содержащиеся в репертуаре субъекта.

1) привычные,

2) врождённые,

3) приобретённые,

4) сформированные.

114. Врождённые рефлексы отличаются тем, что для их активации не требуется ничего, кроме…

1) лабораторных условий,

2) определённого стимула,

3) оптимума мотивации,

4) времени для научения.

115. Формирование оперантного поведения строится на подкреплении … операций из репертуара индивида.

1) приобретённых,

2) спонтанных,

3) желаемых,

4) выраженных.

116. Условным называется раздражитель, который до формирования был индифферентным, но в результате многократного подкрепления приобрёл …

1) смысл,

2) значение,

3) ценность,

4) силу.

117. Когнитивное научение требует оценивания ситуации, воздействия и собственных возможностей с целью выбора … действия.

1) адекватного,

2) наиболее простого,

3) эффективного,

4) целевого.

118. Научение методом проб и ошибок состоит в том, что полезные реакции закрепляются, а бесполезные…

1) подавляются,

2) угасают,

3) вытесняются,

4) исчезают.

119. Подкрепление – это воздействие, которое … вероятность того, что данное поведение будет повторяться.

1) изменяет,

2) определяет,

3) понижает,

4) повышает.

120. Выработка сложных паттернов поведения осуществляется методом…

1) упражнений,

2) тренинга,

3) последовательных приближений,

4) сенсибилизации.

121. Избавление от неприятных воздействий, повышающее вероятность формирования желаемых форм поведения называется…

1) поощрением,

2) одобрением,

3) негативным подкреплением,

4) классическим подкреплением.

122. Наказание приводит к … поведения с неприятными последствиями.

1) усилению,

2) закреплению,

3) подавлению,

4) регенерации.

123. Биологически значимые раздражители относятся к категории … подкреплений.

1) продуктивных,

2) репродуктивных,

3) базовых,

4) первичных.

124. Общественно значимые факторы, воздействующие на человека, относятся к разряду … подкреплений.

1) социальных,

2) вторичных,

3) производных,

4) индивидуальных.

125. Если безусловный раздражитель устраняется, условные связи…

1) исчезают,

2) прерываются,

3) блокируются,

4) угасают.

126. Распространение сформированного поведения на новые стимулы называется…

1) спецификация,

2) интеграция,

3) иррадиация,

4) генерализация.

127. Когнитивные порты поведения формируются в ситуации…

1) Отсроченного подкрепления,

2) Отсутствия подкрепления,

3) латентного научения,

4) адекватного подкрепления.

128. Чередование подкрепляемых реакций и игнорируемых приводит к дифференцировке…

1) безусловных реакций,

2) условных рефлексов,

3) паттернов поведения,

4) навыков.

129. Когнитивное научение способствует формированию соответствующих…

1) паттернов движения,

2) элементов поведения,

3) стратегий поведения,

4) качественных новообразований.

130. Центрация на условиях и требованиях задачи, структурирование действий в проблемной ситуации способствует…

1) сенсибилизации,

2) десенсибилизации,

3) выходу из проблемной ситуации,

4) открытию способа решения.

131. Решение на основе анализа условий и требований проблемной ситуации, выдвижения, опробования и оценки гипотез составляет содержание…

1) учебной деятельности,

2) творческой деятельности,

3) всякой деятельности,

4) гипотетико-дедуктивной деятельности.

132. Процессы … не участвуют в решении эмпирических задач.

1) анализа и синтеза,

2) сравнения и абстрагирования,

3) обобщения и конкретизации,

4) гиперболизации и мультиплицирования.

133. Созревание – это процесс достижения стадии … зрелости.

1) ментальной,

2) личностной,

3) нейрофизиологической,

4) социальной.

134. Периоды, во время которых организм наиболее подвержен влияниям окружающей среды, называются…

1) стабильными,

2) критическими,

3) кризисными,

4) травматическими.

135. Если человек находится под действием психотропных препаратов, способности, сформированные ранее в ходе научения…

1) не сохраняются,

2) сохраняются,

3) не претерпевают никаких изменений,

4) разрушаются.

136. Перенос приобретённых знаний в новую ситуацию…

1) всегда возможен,

2) невозможен,

3) возможен при условии сходства ситуаций,

4) возможен при условии сильной мотивации.

137. Процесс повышения чувствительности организма при воздействии на него какого-либо фактора называется…

1) ассимиляцией,

2) активацией,

3) раздражительностью,

4) сенсибилизацией.

138. Решение проблемы наугад более всего характерно для…

1) метода проб и ошибок,

2) стратегии одновременного сканирования,

3) идеальной стратегии,

4) формирования по образцу.

139. Бихевиористы рассматривают «импринтинг» как…

1) респондентное поведение,

2) оперантное поведение,

3) когнитивное научение,

4) научение путём проб и ошибок.

140. Три закона научения, сформулированных Э. Торндайком: закон готовности, закон упражнения и закон…

1) прегнантности,

2) равновесия,

3) эффекта,

4) гетерогонии целей.

141. Процесс, при котором угасают неподкрепляемые реакции, но сохраняются подкрепляемые называется…

1) калибровкой,

2) дифференцировкой,

3) корректировкой,

4) иррадиацией.

142. Согласно В. Кёлеру, инсайт – это…

1) непосредственное запечатление,

2) выход из проблемной ситуации,

3) акт открытия существенных для решения проблемы отношений,

4) резкое обострение состояния организма.

143. Генетическая психология изучает процесс развития…

1) детей,

2) взрослых,

3) животных,

4) психических функций.

144. Преимущество метода корреляционного анализа обусловлено его адекватностью для установления … между двумя переменными.

1) зависимости,

2) связи,

3) генетических отношений,

4) каузальных отношений.

145. Согласно Б. Скиннеру, поведение детерминировано…

1) внешними факторами,

2) внутренними факторами,

3) конвергенцией двух факторов,

4) своими последствиями.

146. Теория социального научения строится на том, что основным способом приобретения знаний является…

1) оперантное обусловливание,

2) респондентное обусловливание,

3) подражание,

4) поэтапное формирование.

147. Правила, которые генерируют полное предложение и его фразовую структуру получили название…

1) правил умозаключения,

2) правил вывода,

3) правил грамматики,

4) правил поведения.

148. Правила типа «условия-действия», кодирующие ситуации, в которых следует применить конкретный оператор для решения проблем, определяются в когнитивной психологии как…

1) правила постановки проблем,

2) правила решения силлогизмов,

3) правила продукции,

4) правила решения задач.

149. Когнитивная психология – это наука о…

1) психических процессах,

2) психических функциях,

3) закономерностях приобретения, сохранения и использования знаний,

4) о структурах и закономерностях сознания.

150. Единица анализа знания в когнитивной психологии:

1) действие,

2) слово,

3) пропозиция,

4) «циркулярная схема».

151. Знание о том, как решать различные задачи –

1) компетентность,

2) процедурное знание,

3) одарённость,

4) практическое знание.

152. Элементы репрезентации схемы, указывающие на различные аспекты понятия:

1) скрипты,

2) рема,

3) слоты,

4) атрибуты.

153. Репрезентация знаний в терминах объектов, их частей и типичных свойств когнитивисты определяют как…

1) статический образ,

2) карта поведения,

3) сцена,

4) схема.

154. Внутренние репрезентации визуальной и пространственной информации принято называть…

1) наглядным мышлением,

2) умственными образами,

3) интроспекциями,

4) фигуративными структурами.

155. Характеристики, присущие всем естественным языкам, определяются как…

1) функции,

2) принципы,

3) законы,

4) универсалии.

156. Термин, обозначающий абстрактное знание языка, не всегда выражающееся в действии:

1) компетентность,

2) осведомлённость,

3) эрудированность,

4) логичность.

157. Тип связи слов в предложении: «Солнце светит» -

1) симпрактический,

2) синсемантический,

3) парадигматический,

4) синтагматический.

158. Свойство предмета, на которое указывает суффикс «ниц»:

1) орудийности,

2) вместилища,

3) принадлежности,

4) включенности.

159. Что представляет собой денотат первых слов у детей?

1) проблемная ситуация,

2) эмоциональные состояния,

3) внешний предмет,

4) собственное действие.

160. Тип связи слов в предложении: «Сократ человек» -

1) предикативный,

2) синсемантический,

3) парадигматический,

4) синкретический.

161. В концепции Н. Хомского центральная роль в процессе порождения и понимания речи отводится…

1) мышлению,

2) восприятию,

3) предвосхищению,

4) правилу.

162. Отличительной особенностью мышления по сравнению с другими психическими процессами является…

1) опосредованность,

2) обобщение,

3) бессознательное умозаключение,

4) выход за пределы непосредственной информации.

163. Образы, содержащие информацию о том, что было воспринято ранее определяются как…

1) перцептивные,

2) антиципирующие,

3) репродуктивные,

4) статические.

164. Функциональной особенностью мышления по сравнению с другими психическими процессами является…

1) решение задач,

2) переработка информации,

3) познание мира,

4) понимание мира.

165. Автор суждения: «Язык – это то, в чём и при помощи чего существует сознание» -

1) Выготский Л. С.,

2) Хомский Н.,

3) Брунер Д.,

4) Леонтьев А. Н.

166. Ткань мозга соотносится с чувственной тканью сознания так же, как знак соотносится…

1) с объектом,

2) со значением,

3) с субъектом,

4) с внешним миром.

167. Детский лепет – это…

1) чисто физиологический процесс,

2) соматическая реакция,

3) прототип общения,

4) прототип речи.

168. Первое Слово появляется тогда, когда звукоряд, произнесённый ребёнком, приобретает предметное значение для…

1) ребёнка,

2) окружающих,

3) другого человека,

4) для того, кто угадывает и подкрепляет его значение.

169. Первоисточником индивидуальных значений является…

1) слово,

2) знак,

3) значение,

4) диалог.

170. Слова, относящиеся к категории глаголов, осознаются позже, чем слова, относящиеся к категории…

1) прилагательных,

2) существительных,

3) наречий,

4) союзов.

171. Слово, воспринимаемое на слух, презентируется сознанию ребёнка…

1) в возрасте от 4-х до 5-ти лет,

2) после пяти лет,

3) в первом классе,

4) в период освоения письменной речи.

172. Динамика отношений между письменной и устной речью та же, что и отношений между научными и … понятиями.

1) визуальными,

2) интуитивными,

3) житейскими,

4) эмпирическими,

5) теоретическими.

173. Категориальный принцип построения языка и сознания предполагает…

1) обобщение житейского опыта,

2) детальный анализ ситуации,

3) операцию подведения под категорию,

4) способность синтезирования элементов сознания.

174. Наивные ответы детей на тестовые задания означают…

1) проблему у ребёнка с вниманием,

2) проблему у ребёнка с памятью,

3) проблему у ребёнка с мышлением,

4) проблему у взрослого, предлагающего задачу, не соответствующую интеллектуальным возможностям ребёнка.

175. В концепции Ж. Пиаже различается операторная составляющая интеллекта и …

1) фигуративная,

2) имагинативная,

3) мотивационная,

4) эмоционально-оценочная.

176. Интеллект, по Пиаже, - это «прогрессирующая … мобильных психических структур».

1) гибкость,

2) подвижность,

3) обратимость,

4) интеракция.

177. Согласно А. Н. Леонтьеву, человеческая чувственность выходит за пределы своего непосредственного бытия благодаря …, которые преобразуются структурно и функционально.

1) движениям,

2) операциям,

3) действиям,

4) деятельностям.

178. Форма отражения, в которой «схватывается» процесс становления объекта, под силу только …

1) мышлению,

2) воображению,

3) вниманию,

4) восприятию.

179. Согласно В. В. Давыдову, понятие выступает одновременно и как форма отражения объекта, и как …

1) структура,

2) картина мира,

3) когнитивная карта поведения,

4) мыслительное действие.

180. Диалогическая модель мышления, включающая сеть «Я» теоретика, разработана …

1) Н. Бернштейном,

2) К. Бюлером,

3) В. П. Зинченко,

4) В. С. Библером.

181. Предпосылкой развития мышления является:

1) речь,

2) умственный образ,

3) воображение,

4) объективация представлений.

182. В работах Н. Г. Алексеева «рефлексия» определяется как направленность на осознание …

1) объективного мира,

2) собственных действий,

3) действий другого человека,

4) эмоциональных состояний.

183. Операции мышления, не входящие в группу основных:

1) анализ и синтез,

2) сравнение и абстрагирование,

3) ассимиляция и диссимиляция,

4) обобщение и конкретизация.

184. Понятие «биодинамическая ткань сознания» было введено в психологию …

1) А. Н. Леонтьевым,

2) А. А. Леонтьевым,

3) Б. М. Величковским,

4) В. П. Зинченко.

185. Первые экспериментальные исследования по проблеме избирательности и направленности мышления были проведены…

1) в отечественной психологии,

2) в Вюрцбургской школе,

3) в гештальтпсихологии,

4) в бихевиористической психологии.

186. Понятие «антиципирующая тенденция» было введено в психологию…

1) Н. Ахом,

2) О. Зельцем,

3) К. Бюлером,

4) О. Кюльпе.

187. К законам, определяющим условия существования образа, сформулированным в гештальтпсихологии, не относится:

1) закон гетерогонии целей,

2) закон целостности,

3) закон равновесия,

4) закон фигуры и фона.

188. Одним из основных принципов, отличающих гештальтпсихологию от других направлений, является…

1) принцип единства сознания и деятельности,

2) принцип историзма,

3) принцип «здесь и теперь»,

4) принцип развития.

189. Мышление, с позиции гештальтпсихологов, имеет те же источники развития, что и …

1) действие,

2) речь,

3) поведение,

4) восприятие.

190. Кто из гештальтистов ввёл в психологию понятие «инсайт»?

1) В. Кёлер,

2) К. Коффка,

3) М. Вертгеймер,

4) Р. Арнхейм.

191. Кому принадлежит определение «гештальта» как «вос-чув-дум-действия»?

1) М.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Раздел I. 1. Тихомиров О.К. Психология мышления | Схема ориентировки в учебном материале




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.