Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи курса






1. Определение специфики мышления и его места в системе психических

функций.

2. Ознакомление с методом и методическими приёмами исследования мышления.

3. Приобщение к опыту теоретических исследований по предмету.

4. Просвещение в области проблематики экспериментальных исследований мышления и его свойств.

5. Освоение опыта эмпирических исследований мышления.

6. Формирование знаний о структурно-функциональных особенностях и

видовых различиях мышления.

7. Анализ механизмов и закономерностей развития мышления.

9. Определение роли речи в развитии и функционировании мышления.

10. Осмысление проблемы отношений между мышлением и речью.

11. Обсуждение методов и результатов психолингвистических, психофизиологических и психологических исследований проблемы мышления и речи.

12. Формирование системы теоретических, эмпирических и практических знаний по предмету «Мышление и речь».

 

Место учебного курса в образовательной программе специальности

 

Успешное освоение курса «Мышление и речь» предполагает знание единиц анализа, структуры, видов и факторов развития феноменов ощущения, восприятия, памяти, внимания, а так же эмоциональных состояний человека как индивида и личности, субъекта деятельности и общения. Исходя из этого, курс «Мышление и речь» должен быть последним в ряду учебных дисциплин по общей психологии, эволюционному введению в психологию, антропологии и физиологии ВНД, и прорабатываться наряду с такими предметами, как «Социальная психология», «Психология личности», «Психология развития человека», «История психологии», «Логика».

Интеграция знаний по этим предметам способствует осмысленному освоению прикладных дисциплин и осознанному применению приобретённого опыта в профессиональной деятельности.

 

 

Учебно-тематический план дисциплины

Название модулей, разделов и тем Л П С Всего
Модуль 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  Понятие о мышлении.        
Модуль 2. Теории мышления
  Ассоциативная психоогия.          
  Вюрцбургская школа.          
  Функциональная психология и бихевиоризм.          
  Гештальтпсихология.          
  Культурно-исторический подход к исследованию мышления.        
  Конструктивистская психология.          
  Деятельностный подход к исследованию мышления        
  Теория и метод поэтапного формирования умственных действий и понятий.        
  Информационная парадигма и когнитивная психология.        
Модуль 3. Структура мышления.
11. Ступени мышления (Г.Уоллес). Система ЭУС (Я.А. Пономарёв). Четырёхуровневая модель мышления (И.Н.Семёнов). Функциональное значение предметных действий операций и рефлексии. Интеллектуальная и личностная рефлексия. Объективные критерии смены уровня и рефлексивного выхода. Рефлексия как направленность на осознание собственных действий (Н.Г.Алексеев). Этапы развития рефлексивных способностей. Мышление как диалог. Семь «Я» теоретика (В.С.Библер).        
Модуль 4. Виды мышления
12. Практическое и теоретическое мышление (Аристотель). Исследование практического мышления в психологии (Б.М.Теплов, В.В.Давыдов). Критерии практического мышления. Эмпирическое мышление. Сравнительная характеристика теоретического и эмпирического мышления. Методические приёмы исследования теоретического мышления (А.З.Зак). Интуитивное и аналитическое мышление. Критическое и творческое мышление. Конвергентное и дивергентное мышление. Свойства дивергентного мышления и методические приёмы их исследовния (П.Торренс, Д.Гилфорд). Диагностика уровня развития интеллектуальных способностей и креативности. Внешние и внутренние условия креативности (К.Роджерс).        
Модуль 5. Развитие мышления.
  Генетическая классификация видов мышления. Этапы развития мышления. Методы и результаты исследования наглядно-действенного мышления (П.Я.Гальперин, С.Новосёлова, Ж.Пиаже). Методические приёмы и результаты исследований наглядно-образного мышления (Н.Н. Поддьяков, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже). Словесно-логическое мышление, его особенности и методические приёмы исследования (Джон Дьюи, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Ж.Пиаже). Эмпирическая и логико-математическая абстракция. Математика как модель креативности. Условия, факторы и движущие силы развития мышления.        
ИТОГО        

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.