Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как героев, обнимают, качают. А мы и не думали о наших полетах, как о каком – то геройстве. Это была наша работа. Правда, очень тяжелая и опасная».






(ВС. Молоков. «Родное небо». Стр.44, 45, 46, 48.)

 

 

 

Кто в душе не поздравил 7 выдающихся полярных ассов, когда в честь их подвига, впервые в СССР (16.4.1934г), родилось почетное звание народного героя - «Герой Советского Союза». Впервые в мире, на груди летчиков Н.П.Каманина, В.С.Молокова, И.В.Доронина, М.Т.Слепнева, М.В.Водопьянова, С.А.Леваневского, А.В.Ляпидевского, засверкали Золотые Звезды Героя Советского Союза и ордена Ленина.

 

 

 

Весь советский народ ликовал. На летчиков и челюскинцев обрушился шквал радостного всенародного восхищения, любви, счастливых приветствий, восторженных оваций и волнующих встреч.

Когда корабль «Смоленск», на борту которого находились челюскинцы и летчики, подходил к Владивостоку (где размещалась правительственная комиссии по организации спасения челюскинцев во главе с В.В. Куйбышевым) Над нами пролетел самолет осыпавший палубу букетами ландышей и сирени, приветственными листовками. Затем в небе появилась эскадрилья самолетов, а на воде флотилия судов. Окруженный почетным экскортом, корабль вошел в бухту Золотой рог, и сразу же мощно заревели гудки заводов, пароходов, в том числе иностранных. Орудийные залпы салюта потрясли воздух, зазвучала музыка оркестров. Владивосток расцвечен алыми знаменами, плакатами, портретами летчиков и руководителей легендарной экспедиции. Сотни людей заполнили ближайшие улицы и сопки. Они приветственно махали руками, скандируя: «Слава героям Арктики». Затем на специальном железнодорожном экспрессе Владивосток – Москва, началось для нас поистине сказочное путешествие по СССР. В вагонах цветы, на столах подарки каждому.

На каждой станции полыхали КРАСНЫЕ ЗНАМЕНА, ГРЕМЕЛИ ОРКЕСТРЫ, ТЫСЯЧАМИ ОГНЕЙ СИЯЛА ИЛЛЮМИНАЦИЯ, ВЗЛЕТАЛИ ФЕЕРВЕРКИ, ПЕРЕКРЕЩИВАЛИСЬ ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЕ ЛУЧИ ПРОЖЕКТОРОВ. На перронах выстраивались почетные караулы, отряды пионеров салютовали дробью барабанов, толпы людей окружали вагоны. Всюду всеобщее веселье, митинги, выступления с подножек вагонов. Вся страна обнимала героев с восторгом и любовью! 20 июня встречала Москва. Об этой грандиозной и торжественной встрече Героев рассказать просто невозможно!

«Волнующие встречи, на всем пути нашего движения, начиная от бухты Провидения до Красной площади буквально ошеломили нас.– вспоминал В.С.Молоков.- Почему нам оказана такая честь? Ведь мы просто выполнили свой долг» Но, поразмыслив, понял, и продолжает: «Я понял: в поведении челюскинцев, не склонивших голову перед лицом смертельной опасности, в действиях спасательных экспедиций, с огромной решимостью преодолевших все преграды на пути к лагерю Шмидта, как в капле воды, отразился характер советского человека, мужественного, доброго, сильного. А в челюскинцах и летчиках, спасавших их, народ видел своих лучших сыновей. Именно тогда и родилось звание народного героя - Героя Советского Союза». (там же стр. 51)

Приветствуя челюскинцев и летчиков газеты США. Франции, Англии, Италии, Польши оценили это событие: «Одним из самых блестящих подвигов в истории Арктики».

 

А разве менее блестящим подвигом советских людей была высадка на Северный полюс героической четверки (И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, П. П

Ширшов и Е.К.Федоров) и их девяти месячный дрейф на льдине? (21.5.1937 г. – 19. 2. 1938г.)

Как вспомиал И.Д.Папанин:

«13 февраля 1936 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП (б), после рассмотрения проблемы транспортных полетов авиации, обсуждалась идея создания дрейфующей полярной станции …. Главному управлению Северного морского пути Политбюро поручило организовать в 1937 году экспедицию на Северный полюс. Наркомтяжпром за этот год должен был построить самолеты. Работа закипела, причем незамедлительно!»

Руководителем экспедиции на Северный полюс был назначен академик О.Ю.Шмидт, а начальником дрейфующей станции «Северный полюс-1» - Папанин И.Д.

Такой выбор был не случаен. Только такой надежный, бесстрашный трудоголик и прирожденный организатор, человек огромной силы воли и выдержки, выносливости и терпеливости, инициативы и предприимчивости, рачительный и хоэяйственный как Папанин, закаленный и дисциплинированный полярник, мог справиться с неведомыми предстоящими трудностями и огромным объемом заданных работ. За плечами И.Д.Папанина были тяжелые годы героической борьбы за советскую власть в годы гражданской войны. Бывший моряк и чекист, партизанский вожак и подпольщик, комиссар бронепоезда, морских сил фронта и всего Крыма, военный комендант Украинского ЦИК.

Не меньшую тяжесть этот человек вынес на своих плечах и в мирные годы. В 1925 году – он строит на Алдане первую, самую северную в Якутии дуговую, длинноволновую радиостанцию. В 1932-33гг-создает самую северную полярную обсерваторию в бухте Тихая, на островах Земли Франца Иосифа. В1934 – 35 гг. строит самую северную полярную обсерваторию на мысе Челюскина. И вот новое ответственное поручение - он начальник дрейфующей советской станции «Северный полюс -1».

 

.

 

 

 

Советский государственный флаг и папанинцы на полюсе.

 

 

 

 

Ледоколы «Мурманск» и «Таймыр» торопятся снять героев с льдины.

 

 

 

Равным этому событию, можно считать только прорыв советского человека в космос – полет Юрия Гагарина.

И это закономерно. Потому что Освоение Арктики СТАЛО ДЕЛОМ ВСЕГО СОВЕТСКОГО НАРОДА, делом Советского государства.

В декабре 1932 года, при совете Народных комиссаров СССР создается специальное Главное Управление Северного Морского Пути (ГУСМП) во главе с выдающимся советским ученым академиком О.Ю. Шмидтом. Организацию, которая сосредоточила в своих руках все вопросы, связанные с созданием, освоением и эксплуатацией этой транспортной магистрали.

 

 

 

(Академик Отто Юльевич Шмидт)

 

Этому управлению предоставляются неограниченные полномочия на территории в 8 миллионов квадратных километров, подчиняются все населенные пункты, организации и предприятия, размещенные на этой территории. Придаются основные научные силы страны, в том числе Всесоюзный Арктический институт и 16 гидрометеорологических станций. В состав флота ГУСМП перешли все имевшиеся в СССР ледоколы и ледокольные пароходы, самолеты полярной авиации, научное и техническое оборудование и т. д. и т.п.

Повторяю. Освоение Севера страны и Арктики становится делом всего советского народа.

По призыву партии большевиков и Советского правительства сотни тысяч добровольцев уходят в экспедиции на острова и побережья Северного Ледовитого океана создавать полярные станции, строить города, заводы, порты, аэродромы, рудники. Изучать гидрологическийрежим течения вод и движение льдов, синоптических процессов в центральной Арктике для того, чтобы создать и надежно обеспечить круглогодичную работу транспортной магистрали от Атлантики до Тихого океана во льдах Северного Ледовитого океана.

Вот как об этом свидетельствует один из активнейших участников и руководителей преобразования Арктики, ее герой, Иван Дмитриевич Папанин.

 

После окончания (19 февраля 1938 г.) всемирно – исторической эпопеи, первой высадки человека на северный полюс и 274-х дневного дрейфа станции «Северный полюс-1», Иван Дмитриевич Папанин был назначен первым заместителем, а затем и начальником (ГУСМП) – «Главсевморпути».

Позволю себе сделать довольно большую выписку из воспоминаний И.Д.Папанина. Он написал:

«В легендарные тридцатые годы страна стремительно набирала силы, осуществила гигантский прыжок вперед, который не только помог нам выйти в число могущественных стран мира, но без которого не было бы и нашей победы в Великой Отечественной войне. Реконструировались основные отрасли народного хозяйства, создавались новые. Освоение Северного морского пути было одним из звеньев преобразования страны. Никогда еще и нигде в мире, работа по освоению необжитых территорий, тем более, арктических, не велась с таким размахом. По зову партии тысячи советских людей поехали на север строить порты, заводы, авиабазы, трудиться на полярных станциях, в радиоцентрах, разведывать богатства его недр. От «заболевших» Арктикой требовалась сила духа, незаурядная смелость, преданность долгу, преданность делу. Первым крупным и, не терпящим отлагательств, делом было строительство судостроительного завода в Мурманске. Такой завод - для ремонта ледоколов и других судов арктического флота – был тогда великой необходимостью.»

Далее он пишет: - «Меня вызвали к Сталину. Лицо его выражало сильное недовольство. В кабинете были Молотов, Микоян, Ворошилов, секретарь ЦК ВЛКСМ Косарев. «Строительство Мурманского завода идет из рук вон плохо, - сказал Сталин. Так дальше нельзя. Где мы будем ремонтировать ледоколы и корабли, работающие в Заполярье? Политбюро, решило, поручить товарищу Косареву и вам поднять на это дело молодежь. Вам необходимо выступить в печати с обращением к молодежи, призвать юношей и девушек ехать на север, на строительство завода, а ЦК Комсомола проведет соответствующую организационную работу…

На другой день обращение было напечатано в «Комсомольской правде» и в других газетах. За короткое время было получено 30 тысяч заявлений. В Мурманск пошли эшелоны – 20 тысяч молодых энтузиастов ехали строить завод.

В обращении мы не обещали молодежи легкой жизни и легкого труда. Наоборот, рассказывали о трудностях севера, подчеркнув важность строительства этого завода для Родины. Мурманск был небольшим деревянным городишком, размещать людей негде.

Молодые люди сами строили бараки, ставили палатки на скалах и размещались в этих бараках. Как не сладко было на первых порах молодежи. Но они не жаловались, Замечательные люди: самоотверженные, терпеливые, находчивые. Работы шли полным ходом. Завод еще далёк был до завершения, а судостроители уже приступили к ремонту кораблей. Конечно строительство этого завода важная, но не главная задача.

Главная задача – ПРОЛОЖИТЬ СКВОЗНОЙ СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана, через ледовые моря. «От Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, круглосуточно держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». То есть решить задачу, которую не смогли выполнить много вековые попытки мореплавателей многих стран мира. Мы же, должны были наладить регулярные перевозки грузов от Атлантического океана на западе, до Тихого океана на востоке и обратно.

Территория, находящаяся в ведении ГУСМП, на которой вплотную занялись, научные и геологические экспедиции, изысканием и эксплуатацией природных ресурсов Севера, огромна, - почти 8 миллионов квадратных километров. Сюда входили: в Европейской части СССР – острова и моря Северного Ледовитого океана, а в Азиатской части – вся территория севернее 62 параллели. Хозяйственные предприятия союзного значения, расположенные в этой зоне, были переданы в распоряжение ГУСМП. От быстрого освоения этой морской магистрали тогда зависело дальнейшее развитие производительных сил Крайнего Севера, перевод народов, его населяющих, на рельсы социалистического строительства Быстрейшее освоение трассы северного морского пути, диктовалось насущными политическими и экономическими задачами». (И.Д. Папанин «Лед и пламень». Стр. 199, 202).

 

Величие задач и громадный объем работ в условиях невиданных трудностей, жестких климатических условий, непрерывных холодов и почти 10 месячной темной ночи, могли выполнить только великие патриоты Родины, подлинные энтузиасты, терпеливые, самоотверженные, героические труженики - добровольцы.

Сотни научных полярных экспедиций почти ежедневно радовали Родину открытием ценных природных полезных ископаемых. Заполярная тундра начала раскрывать жемчужину своих недр. На социалистическую экономику стали работать несметные богатства. От Хибинских, гор с их никелем, суперфосфатом на западе, через Воркутинский угольный бассейн, Норильский богатейший район заполнивший, наименованием своих богатств, почти всю периодическую таблицу Менделеева и Якутские алмазы – в центре, до золота Алдана и Колымы – на востоке.

В невиданно короткие сроки, на побережье Студеного океана, появились новые промышленные города, порты, полярные станции, рудники и шахты, электростанции и радиостанции. Стали всемирно – известными: Нарьян-Мар, Норильск, Диксон, Дудинка, Амдерма, Певек, Алдан золото и тысячи других населенных пунктов, промышленных предприятий, звероводческих, оленеводческих, рыбопромысловых предприятий, совхозов и золотых приисков, умножающих богатства Советской Родины.

До начала Великой Отечественной войны, Северный морской путь уже функционировал как постоянно - действующая магистраль, которая всем необходимым обеспечивалась от промышленных предприятий, созданных вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

Более того. В годы войны, эти предприятия внесли достойный вклад в победу над фашистами. Воркутинские и Магаданские угли, Кольские, Норильские, северо-уральские предприятия цветной металлургии, золотые прииски Алдана и Колымы и ряда других, в значительной мере обеспечивали своевременный выпуск танков, самолетов, оружия и боеприпасов для обеспечения боевых действий наших войск на фронте.

Почти невозможно описать ту обстановку всенародной, радостной трудовой эйфории, энтузиазма, беззаветного героического труда и патриотического подъема народа в те легендарные 30-е и 40-е годы. Так же, как и многомиллионные торжественные встречи героев – покорителей Ледовитого и воздушного океана, недр заполярной тундры.

 

 

 

Я, как и мои ровестники, 12-15 летние ребята, удивляясь, восхищаясь, подражая героям покорения Арктики, не смел, даже думать, что пройдет, не так уж много времени и я, на целое десятилетие, стану одним из тружеников этих арктических высот.

А жизнь, судьба решили именно так. После окончания Великой Отечественной войны, прослужив еще полтора года срочной службы, я был направлен на учебу в военно- политическое училище.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.