Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Огонек прощания






" Расскажи мне обо мне"

Это традиционная форма последнего, прощального " огонька" в отряде. Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать " свободный микрофон". Тот, у кого находится " свободный микрофон", называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать мнение о себе.

В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде (или другому символу), на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад.

Этот " огонек" должен стать самым запоминающимся, самым важным событием для ребенка. Задача педагога - поддержание высокого эмоционального настроя. Недопустимо, чтобы этот " огонек" превратился в перечисление всевозможных обид. На нем должны быть сказаны все самые теплые, самые ВАЖНЫЕ и НУЖНЫЕ слова.

Так же недопустимо, чтобы этот " огонек" стал массовой истерией, предвещающей отъезд, расставание и т.д.

Пусть на этом " огоньке" будет не только обнажение душ. Напомните ребятам все самое доброе и светлое, что происходило в отряде и на смене в целом. Вспомните лучшие номера, самые любимые песни. Заготовьте ребятам памятные сувениры от вожатых. Не сомневайтесь, это будет самым приятным подарком для них.

Дайте ребятам время, чтобы они написали вам " прощальные письма". Это неплохая диагностика, хоть и основана она на эмоциях, а не на логике.

Заготовьте несколько неожиданных сюрпризов. Если вдруг атмосфера станет совсем грустной, используйте эти сюрпризы для разрядки ситуации. Пусть сюрпризная группа подготовит внутриотрядное награждение по номинациям, придумает каждому на память стихи-посвящения.

Если вы живете в корпусе несколькими отрядами, сходите к ним в гости. Пусть для ребят это будет неожиданностью. Но такой поход надо подготовить. Это дело вожатых. Договоритесь, как будет проходить встреча, что вы будете на ней делать.

Пусть этот " огонек" продлится дольше остальных, для этого стоит начать его раньше, чем обычно. Но он не должен продолжаться до утра, ведь есть же режим дня (не забывайте, что вы педагог, и отвечаете за жизнь и здоровье детей).

Огонек анализа (анализ прожитого дня, получение обратной связи)

График

Анализ можно снимать в форме графика. Вы выдаете ребятам листок и ручку, они рисуют график, одна ось – это оценки от 0 до 5, другая ось – это все режимные моменты. Ребята оценивают и рисуют график.

Дневнички (ответы на вопросы)

Вы можете использовать дневнички (живые журналы, подчеркунчики). Перед огоньком вы раздаете ребятам дневнички, в них они отвечают на вопросы, задают вопросы вам, пишут о проблемах и т.д.

Алый парус (Ступени развития коллектива, Лутошкин, «Как вести за собой»)

Ø «Песчаная россыпь»: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно, нет объединяющего начала, нет общих дел и интересов, твердого, авторитетного центра.

Ø «Мягкая глина»: заметны первые усилия по сплочению коллектива; не все получается у организатора, нет опыта совместной работы. Скрепляющее звено – дисциплина, требования старших. Существуют замкнутые приятельские группировки.

Ø «Мерцающий маяк»: коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. Есть желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Авторитетны организаторы, актив. Активность проявляется всплесками.

Ø «Алый парус»: дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Знающие, надежные организаторы; у «экипажа» – горечь от неудачи. Бывают моменты, когда ошибки не сразу признаются, но постепенно положение может быть исправлено.

Ø «Горящий факел»: тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность.

«Пять пальцев».

Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее.

1. Мизинец (М) – «мысль», какие знания и опыт я сегодня приобрел.

2. Безымянный (Б) – «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения своей цели. Или «благодарность»: кому я могу сказать спасибо.

3. Средний (С) – «состояние души»: каким было мое настроение и от чего оно зависело.

4. Указательный (У) – «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?

5. Большой (Б) – «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?

Метод оценки.

Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

«Я хочу сказать» (в форме пресс-конференции).

Каждому ребенку выдается листик бумаги, на котором он пишет первую фразу: «Я хочу сказать, что…». После того, как он написал первую фразу, он пишет все, что хочет сказать отряду о дне, об отряде и т. д. Затем, не подписывая листок, сворачивает и опускает в коробку. После того, как все справятся с заданием, вожатый открывает коробку и поочередно зачитывает записки ребят. При этом, отвечая на поставленные вопросы, комментирует. К комментарию подключаются и ребята.

Диаграмма

На ватмане план дня изображен в виде диаграммы. Ребятам предлагается вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему?», после чего сегмент закрашивается в этот цвет, а ответы коллективно обсуждаются.

Фотосъемка

Педагог задает ситуацию: ребята, представьте, что сегодня весь день снимал фотограф. Все что мы делали сегодня, он заснял на фотопленку. Но, увы, из-за неумелости фотографа, пленка засветилась. Давайте сейчас попробуем с вами восстановить каждый кадр этой пленки.

а) самые яркие, эмоциональные, веселые кадры;

б) и кадры, которые получились «не очень».

Выставка картин

Каждому ребенку предлагается нарисовать картину сегодняшнего дня (для этого заранее приготовить краски, фломастеры, альбомные листы). Каждый ребенок представляет свою картину – как она называется, что на ней изображено, и т. д. Все работы вывешиваются на стенд.

Рассказ-эстафета, с передачей предмета.

К кому попадает предмет, тот и высказывается по дню. Что для меня сегодняшний день? Работает правило свободного микрофона, т. е. кто хочет сказать, тот передает и говорит. Если ребенку нечего сказать, он передает предмет дальше по кругу. В завершении вожатый подводит итоги сам.

«Ниточка»

Перед началом огонька вожатый предлагает ребята взять кусочек нитки. Разноцветные нитки – длиной от 10 до 30 см лежат рядом с вожатыми. Во время обсуждения дня по схеме: что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше? каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Т.о., выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраивается на развернутую оценку дня или на короткую реплику.

«Строим дом»

Каждый представляет лист («кирпичик»), на котором рисует, как он себя видит себя в сегодняшнем дне и комментирует свой рисунок. Из этих «кирпичиков» потом строится дом, а на крыше пишется анализ дня.

Микрогруппы

Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Особенности: наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении, более продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.

Паутинка.

Все садятся в круг. Вожатый берет клубок ниток, наматывает нитку на свой палец и передает этот клубок любому ребенку из круга (" Я хотел бы передать этот клубок Кате, потому что…", ну или по тому вопросу, который актуален на данный момент). Далее второй участник наматывает свою ниточку на палец, и передает клубок следующему, объясняя свой выбор. И так далее, пока все не будут связаны одной ниточкой. Можно увидеть те связи, которые возникли между ребятами в отряде. Каждый может отрезать, намотанную на палец ниточку на память.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.