Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследования в области связей с общественностью. Организация и проведение исследования. Оформление и анализ результатов.

Все работы при проведении конкретного социологического исследования(КСИ) можно разделить на три этапа.

Первый этап составляют подготовительные работы, важнейшая компонента которых — создание общей программы исследования. На ее основе могут быть разработаны более конкретные программы применения избранных методов сбора, обработки, анализа информации, создаются необходимые средства, инструменты для работы. Это очень важный этап в социологическом исследовании, так как от его грамотного проведения зависят результаты и вообще все исследование в целом.

Второй этап — оперативно-процедурный. Здесь происходит непосредственное воздействие на объект исследования в виде применения определенных процедур с помощью подготовленных инструментов, т. е. собственно эмпирическое обследование. Главная цель — сбор данных об изучаемом объекте.

Третий этап — результирующий. Его составляют обработка, анализ, обобщение полученных данных, результатов действий, разработка рекомендаций, оценка эффективности использования метода.

Завершается социологическое исследование созданием научного отчета по его результатам.

Программа социологического исследования — основная часть отчета о проведенном исследовании, в котором документируется полученная информация, результаты КСИ.

Разработка общей программы КСИ осуществляется поэтапно, логически последовательно. Основные разделы (этапы разработки) программы КСИ представлены ниже.

 

Описание проблемной ситуации и формулировка проблемы КСИ-первый раздел в исследовании. Он влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Объект социологического исследования — это то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Это есть носитель проблемной ситуации. На объект исследования направлен процесс познания. В процессе разработки программы КСИ необходимо не только указание на объект исследования, но и его описание в системе факторов, которые влияют на его функционирование и создают проблемную ситуацию.

За выбором объекта следует определение предмета КСИ. Предмет изучения — это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Правильный выбор предмета КСИ обеспечивается строгой формулировкой проблемы, системным анализом объекта.

Во втором разделе определяются и формулируются цели и задачи КСИ.

Цель социологического исследования - это модель его ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Цель исследования определяет доминирующую ориентацию социолога на решение либо теоретических, либо методических, либо прикладных проблем. Определению объекта, предмета, его целей и задач должна предшествовать предварительная исследовательская работа на уровне теоретического поиска.

Задачи социологического исследования представляют собой систему конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы. Задачи подразделяют на основные, частные и дополнительные.

В третьем разделе разрабатывается общая концепция КСИ.

Первый шаг- уточнение и интерпретация основных понятий. Интерпретация понятий социологического исследования — это процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему исследования.

Второй шаг составляет предварительный системный анализ объекта исследования.

В процессе исследования выделение ключевых понятий проблемы и их теоретическая интерпретация явно или скрыто опирается на некоторое более или менее систематическое представление о предмете в целом.

Третий шаг составляет выдвижение рабочих гипотез.

Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике.

Исходя из системного представления об объекте социологического исследования, социолог формулирует ряд детализированных исходных гипотез, которые объясняют исследовательскую проблему

Создание методики сбора и анализа данных и разработка инструментария предполагает следующие шаги:

§ выбор принципиального плана и вида социологического исследования;

§ определение метода сбора данных и подготовка инструментария;

§ формирование обследуемой совокупности (системы выборки единиц наблюдения);

§ определение основных процедур анализа данных.

Существуют различные способы формирования обследуемой совокупности(выборки):

1. Сплошное исследование. полный охват всех элементов объекта без исключения.

2. Исследование основного массива. Здесь исследуется большая часть объекта или его важнейшие элементы.

3. Монографическое исследование. В данном случае изучается часть объекта по ряду критериев

4. Выборочный метод. Это формализованный метод, хотя здесь возможна разная степень формализации.

Составление рабочего плана исследования завершает создание программы КСИ. В нем упорядочиваются этапы работы, указываются сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т. д.

Состояние знаний об изучаемом объекте определяет характер плана — поисковый, описательный и экспериментальный.

Поисковый план применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. В той области, где еще мало соответствующей научной литературы или се вовсе нет, исследование начинается с общего поиска. Поисковый план предполагает следующие основные подходы: изучение документов, опросы экспертов, осуществление наблюдений и других качественных исследований.
Поисковое наблюдение, глубинные интервью, фокус-группы и другие качественные исследования — завершающий этап этой стратегии исследования. Цель поискового плана, как уже отмечалось, — формулировка проблемы и выдвижение гипотез.

Описательный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т. е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта. При описательном плане исследования, как правило, помимо изучения литературы, использования качественных методов, используются различного рода количественные подходы, например статистический анализ данных предыдущих исследований (вторичный анализ), массовые опросы населения или отдельных его групп, контент-анализ текстов и т. д.

Экспериментальный план социологического исследования применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следственные связи объекта, раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обусловливающие его функционирование или развитие.

Элементы экспериментального плана фактически присутствуют в описательном плане. В реальной практике социологических исследований редко бывает так, что хотя бы один из трех описанных типов стратегического плана существует в чистом виде. Иногда в одном исследовании сочетаются все три плана: начинается оно с поиска, потом идет выдвижение описательных гипотез, а уже затем следует уяснение причинно-следственных связей путем реализации экспериментального плана исследования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
инфляции | Исследование электрических разрядов в газах.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.