Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиографический источник: Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987. С. 221—228.






Проективная методика " Цветовой тест отношений" представляет собой невербальный компактный диагностический прием, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека. Теоретическую основу методики составляет концепция отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, идея и процедуры которого были разработаны автором. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим - и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментальных психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов. При разработке ЦТО был использован набор цветов из восьмицветового теста М. Люшера (см. Люшера цвета выбора тест). Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный и желтый), два смешанных цвета (сиреневый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый). Процедура тестирования достаточно проста и заключается в необходимости для испытуемого подобрать к каждому из людей и понятий подходящие цвета. ЦТО имеет краткий и полный вариант проведения, различающиеся по способу извлечения цветовых ассоциаций. Разработка интерпретации и исследование валидности включали три этапа: 1) Доказательство того, что каждый из используемых цветов обладает определенным и устойчивым эмоциональным значением, и описание этих значений; 2) Изучение закономерностей переноса эмоциональных значений цветов на стимулы, с которыми они ассоциируются; 3) Опыт применения ЦТО в различных клинических ситуациях. Для оценки конвергентной валидности ЦТО разработчики методики рассчитали коэффициенты корреляции между характеристиками одних и тех же отношений (показателями самоуважения и удовлетворенности отношениями с женой), полученными с помощью ЦТО и методики Лири. Коэффициенты корреляции между ними составляют: 0, 38 для самоуважения и 0, 56 для удовлетворенности отношениями с женой (оба значимы с р < 0, 05). Эмоционально-личностное значение цветов оценивалось по шкалам личностного дифференциала. Количественная оценка этого была дана путем вычисления коэффициента корреляции между матрицей семантических расстояний цветов и стереотипов и матрицей средних рангов цветов в ассоциациях к этим же стереотипам. Вычисленный с учетом одного только фактора оценки этот коэффициент равен 0, 60, а с учетом всех трех факторов личностного дифференциала он оказывается еще выше: 0, 69 (в обоих случаях р < 0, 01). В целом, вся совокупность многочисленных экспериментальных данных свидетельствует о валидности ЦТО как метода исследования эмоциональных компонентов отношений личности (как в норме, так и при нервнопсихических заболеваниях). Весьма существенной особенностью ЦТО является экономичность, проявляющаяся в малом объеме временных затрат на его проведение и интерпретацию. Это открывает широкие возможности для применения этого метода при решении задач экспресс-диагностики в условиях массовых психопрофилактических обследований, профессионального отбора и т. д. По мнению автора, практический опыт использования методики позволяет характеризовать ЦТО, во многих случаях, и как единственный экспериментальный метод, пригодный для применения в условиях детской клиники. Получаемая с помощью ЦТО информация является несомненно полезной в психотерапевтической практике, где она может быть прямо использована для ориентации индивидуальной, групповой и семейной психокоррекционной работы.

В качестве стимульного набора в ЦТО используется 8-ми цветовая таблица Цветового теста Люшера. Стандартная процедура проведения Цветового теста отношений состоит из 4-х этапов.

1. Определение лиц, предметов и понятий, играющих в жизни испытуемого существенное значение. В каждом конкретном случае их список может варьировать. Чаще всего, в него входят — «я сам», члены семьи, сотрудники по работе, «прошлое», «настоящее» и «будущее», «болезнь» и «врач», если обследуется больной и т.д. В принципе, как и в случае «СД» (семантического дифференциала), ограничений для внесения в список элементов оценки тех или иных понятий, кроме их значимости для испытуемого, нет.

В нашем исследовании используется краткий вариант.

Список объектов оценивания:

 

Я

Супруг(а)

Моя семья

Сын

Дочь

Мой отец

Моя мать

Отец супруга(и)

Мать супруга(и)

Прошлое

Настоящее

Будущее

Свобода

Здоровье

Счастье

Общение

Успех

Любовь

Карьера

Творчество

 

2. Этап тестирования. Перед респондентом раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета. Затем экспериментатор задаёт инструкцию подобрать к каждому из людей или понятий, которые представлены в списке, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться при оценке разных понятий. Сначала испытуемого просят подобрать к каждому понятию наиболее подходящий цвет. В случае возникновения вопросов экспериментатор разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не внешнему виду (например, цвету одежды). Возможны два варианта проведения ЦТО.

В кратком варианте ЦТО требуется подобрать к каждому понятию какой-нибудь подходящий цвет. Выбранные цвета могут повторяться при оценке разных понятий. В полном варианте ранжируются все 8 цветов в порядке соответствия понятию, от «самого подходящего» до «самого «неподходящего».

Мы придерживаемся краткого варианта. Заполняем таблицу 1 (стр. 11) отводя каждому респонденту отдельную строку, перенося цветовые оценки испытуемого по каждому из объектов исследования в цифровой форме (см. описание после таблицы 1, стр 12-13).

 

3. После завершения цветового ассоциирования, испытуемый ранжирует цвета в порядке предпочтения, начиная от самого «красивого, приятного для глаза» и заканчивая «самым некрасивым, неприятным» (согласно стандартной инструкции цветового цвета Люшера). Цветовой ряд разбивается на пары. Первая пара – желаемое, вторая – актуальное, третья – незначимое, четвёртая – отвергаемое. В каждой паре на первом месте цвет, символизирующий средство, на втором – цель. Результаты ранжирования цветов также вносятся в таблицу 1, в ее нижнюю часть.

 

4. Этап интерпретации результатов. Он основывается на двух процедурах:

 

А) Проводится сопоставление цветов, ассоциируемых испытуемым с определенными лицами, предметами и понятиями, с их ранговым местом в ряду цветовых предпочтений по Люшеру. То есть, если респондент обозначил понятие красным цветом, а в раскладке цветов у него красный на втором месте, это понятие получает соответствующий ранг.

Для этого вам нужна только таблица 1, ее строки для респондентов. Вы берете нижний ряд, ее первую цифру (означающий номер цвета который респондент наиболее предпочитает). Ищете ее наличие в верхнем ряде. И во второй таблице (стр.14) в строке респондента вместо него вписываете номер места (этого цвета в раскладке), в нашем случае 1 во всех ячейках.

Затем в нижней сроке (раскладке) смотрите вторую цифру (номер цвета который респондент выбрал вторым). Ищем его в верхней сроке той же таблицы. Ии в таблице 2 вместо него пишем номер – 2, везде где он встречается.

Цветовой ряд разбивается на пары. Первая пара – желаемое, вторая – актуальное, третья – незначимое, четвёртая – отвергаемое. В каждой паре на первом месте цвет, символизирующий средство, на втором – цель.

Б) Интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации испытуемого, позволяющая судить о содержательных особенностях эмоциональных отношений личности.


Таблица 1

Результаты приписывания респондентом объектам цвета (в цифровой форме)

№ п/п респондент Объекты
Я Супруг(а) Моя семья сын дочь Мой отец Моя мать Отец супруга(и) Мать супруга(и) прошлое настоящее будущее свобода здоровье счастье общение успех любовь Карьера творчество
                                           
                                           
                                           
                                           
Раскладка по Люшеру
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           

 


Психологическое значение цветов

Серый (0)

Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействий. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счёт невовлечённости). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность.

 

Синий (1)

Означает спокойствие, вызывает умиротворённость чувств, выявляет чувствительность и ранимость. Физиологически соответствует спокойствию, психологически – удовлетворённости. Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Помещение на последние позиции выявляет неудовлетворённость эмоциональными отношениями.

 

Зелёный (2)

Цвет «эластичной (упругой) напряжённости», выявляет упорство, целеустремлённость, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Скрупулёзная точность, критический анализ, логическая последовательность, а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Честолюбие.

 

Красный (3)

Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный – выражение жизненной силы, нервной, гормональной активности, стремление к успеху, жадное желание всех жизненных благ. Воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, «сила воли».

Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение, снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбуждённую деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов.

 

Жёлтый (4)

Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение жёлтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленном в будущее, о стремлении к новому, ещё не сформировавшемуся.

Отвержение жёлтого означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований.

 

 

Фиолетовый (5)

Содержит в себе свойства и синего, и красного, объединяя «победность» красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза, высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность.

 

Коричневый (6)

Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Это же может означать чувство утраты корней, потери домашнего очага. На последней позиции коричневый символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворённости или подавление физиологических потребностей.

 

Чёрный (7)

Чёрный – это «нет» в противоположность «да» белого, это «конец», за которым больше ничего «нет». На первом месте чёрный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно.

 

В нижних клеточках подсчитывается процент встречаемости цвета в оценке данного понятия по всей выборке респондентов.

 


 

Таблица 2

Ранжирование (присвоение места) изучаемым объектам в связи с выбранным респондентом цветом и шкалой предпочтения цвета

№ п/п Респондент Объекты
я Супруг(а) Моя семья сын дочь Мой отец Моя мать Отец супруга(и) Мать супруга(и) прошлое настоящее будущее свобода здоровье счастье общение успех любовь Карьера творчество
                                           
                                           
                                           
                                           

 


VI. Репертуарные решетки Келли

Джордж Келли является автором оригинального метода исследования личности МЕТОД РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК. Этот метод Келли ввел в 1955 году для «исследования того, что стоит за словами». Этот тест позволяет увидеть, как связаны между, собой различные представления и как данный человек оценивает другого человека.

Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором. В нашем случае матрицу заполняет испытуемый.

Столбцам матрицы соответствует определенная группа объектов, Келли дал им название элементы. В качестве элементов в нашем исследовании выступают разные семьи. Надо сказать, что элементами могут выступать как предметы, так и отношения, то есть все что интересует диагноста.

Строками матрицы являются конструкты, признаки оценки. Конструкты могут задаваться исследователем, либо выявляются у испытуемого с помощью специальных приемов и процедур выявления. В процессе заполнения репертуарной решетки испытуемый должен оценить каждый объект по каждому конструкту.

Анализ позволяет выявить наиболее важные и значимые параметры, Келли их называл «конструкты», лежащие в основе конкретных оценок, тем самым, позволяя построить целостную систему конструктов, с помощью которой можно описывать и предсказывать оценки и отношения человека.

 


Инструкция:

«Вам предложена таблица, которая состоит из столбцов и строк. В столбцах заданы разные семьи. В каждой строке таблицы представлены комбинации из трёх семей. Для каждой комбинации подумайте и найдите один признак, по которому схожи две семьи в отличие от третьей. Два кружочка (символизирующие две схожие по этому признаку семьи), пожалуйста, зачеркните. Третий кружочек остается чистым, мы будем знать, что именно эта семья отличается от двух предыдущих по выделенному признаку. С правой стороны таблицы находятся две колонки. Правая колонка называется – «положительный полюс конструкта». В эту колонку Вы записываете признак, который объединяет две выбранные Вами семьи. Противоположный по смыслу признак Вы вносите во вторую, левую колонку, которая называется «отрицательный полюс конструкта». Таким образом, Вам нужно заполнить все строки, одну за другой.

Теперь Вам предстоит, провести шкалирование всех семей по созданным вами конструктам. Вернемся к первой строке. Шкалирование будет проводиться по семибалльной системе. При этом крайняя положительная выраженность свойства (записанного в крайнем правом столбце), оценивается высшим баллом +3, средняя +2; слабая +1; крайний полюс противоположного свойства (записанного в предпоследнем столбце таблицы) низшим баллом – 3; средняя выраженность -2, слабая -1; промежуточная выраженность качеств оценивается как 0. Шкалирование нужно провести по всем исследуемым семьям (т.е. в каждой ячейке строки должна стоять оценка). После этого следует перейти ко второй строке со своей парой свойств и проделать операцию заново, оценив все исследуемые семьи по новой паре свойств-конструктов. Т.е. в каждой ячейке этой строки должно стоять значение конструкта. И так следует поступить со всеми строками.

Не забудьте отметить, пожалуйста, одно-два качества, которые вы считаете решающими, самыми важными при оценке семьи сразу после таблицы.


 

Моя семья Идеальная семья типичная семья Семья, которая мне нравится Семья, которая мне не нравится Семья друзей Семья моих родителей Семья родителей супруга(и) Группа друзей Группа сослуживцев Группа единомышлеников Конструкт
отртцательный полюс положительный полюс
Ο Ο Ο                    
Ο     Ο Ο                
Ο           Ο Ο          
Ο Ο       Ο              
Ο               Ο Ο      
Ο                 Ο Ο    
Ο         Ο Ο            
Ο Ο         Ο            
Ο   Ο             Ο      
Ο Ο           Ο          





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.