Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение термина






КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Реферат по основам градостроительного регулирования

«Поиск значений термина метод.»

 

Выполнила студентка

гр. 5ГП-101

Хитрова Ульяна

Проверил

старший преподаватель

каф. градостроительства

Устинов Андрей Витальевич.

 

Казань 2015

Содержание

  • Введение;
  • Определение термина;
  • Этимология термина «метод»;
  • Методы в педагогике;
  • Метод познания;
  • Методы научного познания;
  • Методология;
  • Содержание термина «метод» в контексте градостроительства;
  • Заключение;
  • Список литературы.

 

Введение

 

«Метод важнее открытия»

Лев Давидович Ландау

Ставя перед собой цель, человек ищет способы для ее достижения, пробует разные методы. Методы формируются исходя из особенностей мышления человека и времени, в котором он живет. Метод тесно связан с теорией познания. Пытаясь найти истинно верный и простой способ осуществления цели, человек учиться преодолевать преграды.

Метод как способ познания существует уже на ранних ступенях развития культуры. Так, в Древнем Египте геометрия выступала в форме методологических предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе и перераспределение земельных площадей.

Английский философ Ф.Бэкон впервые выдвинул идею вооружить науку системой методов. Он обосновал индуктивный эмпирический подход к научному познанию. И с этого времени проблема метода становиться одной из центральных в философии. Метод выступает как философское обоснование познания.

Так что же такое метод? Попробую подробно ответить на этот вопрос в своей работе.

 

 

Определение термина

 

Большая Советская энциклопедия дает термину «метод» следующее определение.

Метод (от греч. Methodos – путь исследования или познания, теория, учение)- это совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности подчиненных решению конкретной задачи. В качестве метода могут выступать система операций при работе на определенном оборудовании, приемы научного исследования и изложения материала, приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиции того или иного эстетического идеала и так далее. В философии под методом понимается способ построения и обоснования системы философского знания.

МЕТОД, -а, м. 1. Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь Новые методы в медицине. Поточный м. производства. 2. Способ действовать, поступать каким-нибудь образом, приём (в 3 значение). М воздействия, внушения.

Слово метод встречается в разных областях, при этом значение остается неизменным.

Так, например, приходят разные ассоциации с этим словом: методы познания, методы воспитания, методы борьбы с коррупцией, метод писания, и многое другое.

 

 

Этимология термина «метод»

 

Своими генетическими корнями метод восходит к практической деятельности. Приемы практических действий человека с самого начала должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности, с объективной логикой тех вещей, с которыми он имел дело. Становясь предметом познания, эти способы деятельности выступали в качестве источников методов мышления, а развитие последних в связи с развитием науки привели к учению о методах – методологии.

Основное содержание метода науки образует прежде всего научные теории, проверенные практикой: любая такая теория по существу выступает в функции метода при построении др. теорий в данной или даже видных областях знания или в функции М., определяющего содержание и последовательность экспериментальной деятельности. Поэтому фактически различие между М. и теорией носит функциональный характер: формируясь в качестве теоретического результата прошлого исследования, М. выступает как исходный пункт и условие последующих исследований. Хотя проблема М. обсуждалась уже в античной философии (которая впервые обратила внимание на взаимозависимость результата и М. познания), однако систематическое развитие метода познания и их изучение начинается лишь в новое время, с возникновением экспериментальной науки: именно эксперимент потребовал строгих методов, дающих однозначный результат. С этого времени развитие, совершенствование метода выступает как важнейшая составная часть всего прогресса науки.

Современная система метода науки столь же разнообразна, как и сама наука. Этому соответствует множество различных классификаций метода. Говорят, например, о методе эксперимента, методе. обработки эмпирических данных, методе построения научных теорий и их проверки, методе изложения научных результатов (членение метода основано на членении стадий исследовательской деятельности). По другой классификации метод делится на философские, общенаучные и специально-научные. Ещё одна классификация опирается на различие метода качественного и количественного изучения реальности. Для современной науки важное значение имеет различение метода в зависимости от причины. М.Углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, модели и М. одних наук всё более широко используются в других, относительно менее развитых науках (например, применение физических и химических методов в биологии и медицине); это порождает проблему М. междисциплинарного исследования. Повышение уровня абстрактности современной науки выдвинуло важную проблему интерпретации результатов исследования, особенно исследования, выполненного с широким применением средств формализации; в этой связи специально разрабатываются методы интерпретации научных данных.

Столь широкое многообразие методов науки и сама творческая природа научного мышления делают крайне проблематичной возможность построения единой теории научного метода в строгом смысле слова — теории, которая давала бы полное и систематическое описание всех существующих и возможных методов. Поэтому реальным предметом методологического анализа является не создание подобной теории, а исследование общей структуры и типологии существующих методов, выявление тенденций и направлений их развития, а также проблема взаимосвязи различных методов в научном исследовании. Один из аспектов этой последней проблемы образует вопрос о роли философского метода в научном познании. Как показывает опыт развития науки, эти методы не всегда в явном виде учитываемые исследователем, имеют решающее значение в определении судьбы исследования, т. к. именно они задают общее направление исследования, принципы подхода к объекту изучения, а также являются отправной точкой при мировоззренческой оценке полученных результатов. Как показывает история познания, особенно современного, адекватными философскими методом являются лишь диалектика и материализм. Методологическая роль материализма заключается в том, что он срывает завесу сверхъестественности со сложных явлений природы, общества и человеческого сознания и ориентирует науку на раскрытие естественных, объективных связей, обязывает учёного оставаться на почве надёжно установленных фактов. Диалектика же является научным методом материалистической философии и всей науки в целом, т. к. она формулирует наиболее общие законы познания. Диалектика как метод есть реальная логика содержательного творческого мышления, отражающая объективную диалектику самой действительности. Будучи сознательно положенной в основу теоретического мышления, материалистическая диалектика освобождает учёного от субъективного произвола в подборе и объяснении фактов, от односторонности; в диалектике все проблемы приобретают исторический характер, а исследование развития становится стратегическим принципом современной науки. Наконец, диалектика ориентирует на раскрытие и способы разрешения противоречий как в познании, так и в самой действительности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.