Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение терминаСтр 1 из 4Следующая ⇒
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат по основам градостроительного регулирования «Поиск значений термина метод.»
Выполнила студентка гр. 5ГП-101 Хитрова Ульяна Проверил старший преподаватель каф. градостроительства Устинов Андрей Витальевич.
Казань 2015 Содержание
Введение
«Метод важнее открытия» Лев Давидович Ландау Ставя перед собой цель, человек ищет способы для ее достижения, пробует разные методы. Методы формируются исходя из особенностей мышления человека и времени, в котором он живет. Метод тесно связан с теорией познания. Пытаясь найти истинно верный и простой способ осуществления цели, человек учиться преодолевать преграды. Метод как способ познания существует уже на ранних ступенях развития культуры. Так, в Древнем Египте геометрия выступала в форме методологических предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе и перераспределение земельных площадей. Английский философ Ф.Бэкон впервые выдвинул идею вооружить науку системой методов. Он обосновал индуктивный эмпирический подход к научному познанию. И с этого времени проблема метода становиться одной из центральных в философии. Метод выступает как философское обоснование познания. Так что же такое метод? Попробую подробно ответить на этот вопрос в своей работе.
Определение термина
Большая Советская энциклопедия дает термину «метод» следующее определение. Метод (от греч. Methodos – путь исследования или познания, теория, учение)- это совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности подчиненных решению конкретной задачи. В качестве метода могут выступать система операций при работе на определенном оборудовании, приемы научного исследования и изложения материала, приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиции того или иного эстетического идеала и так далее. В философии под методом понимается способ построения и обоснования системы философского знания. МЕТОД, -а, м. 1. Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь Новые методы в медицине. Поточный м. производства. 2. Способ действовать, поступать каким-нибудь образом, приём (в 3 значение). М воздействия, внушения. Слово метод встречается в разных областях, при этом значение остается неизменным. Так, например, приходят разные ассоциации с этим словом: методы познания, методы воспитания, методы борьбы с коррупцией, метод писания, и многое другое.
Этимология термина «метод»
Своими генетическими корнями метод восходит к практической деятельности. Приемы практических действий человека с самого начала должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности, с объективной логикой тех вещей, с которыми он имел дело. Становясь предметом познания, эти способы деятельности выступали в качестве источников методов мышления, а развитие последних в связи с развитием науки привели к учению о методах – методологии. Основное содержание метода науки образует прежде всего научные теории, проверенные практикой: любая такая теория по существу выступает в функции метода при построении др. теорий в данной или даже видных областях знания или в функции М., определяющего содержание и последовательность экспериментальной деятельности. Поэтому фактически различие между М. и теорией носит функциональный характер: формируясь в качестве теоретического результата прошлого исследования, М. выступает как исходный пункт и условие последующих исследований. Хотя проблема М. обсуждалась уже в античной философии (которая впервые обратила внимание на взаимозависимость результата и М. познания), однако систематическое развитие метода познания и их изучение начинается лишь в новое время, с возникновением экспериментальной науки: именно эксперимент потребовал строгих методов, дающих однозначный результат. С этого времени развитие, совершенствование метода выступает как важнейшая составная часть всего прогресса науки. Современная система метода науки столь же разнообразна, как и сама наука. Этому соответствует множество различных классификаций метода. Говорят, например, о методе эксперимента, методе. обработки эмпирических данных, методе построения научных теорий и их проверки, методе изложения научных результатов (членение метода основано на членении стадий исследовательской деятельности). По другой классификации метод делится на философские, общенаучные и специально-научные. Ещё одна классификация опирается на различие метода качественного и количественного изучения реальности. Для современной науки важное значение имеет различение метода в зависимости от причины. М.Углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, модели и М. одних наук всё более широко используются в других, относительно менее развитых науках (например, применение физических и химических методов в биологии и медицине); это порождает проблему М. междисциплинарного исследования. Повышение уровня абстрактности современной науки выдвинуло важную проблему интерпретации результатов исследования, особенно исследования, выполненного с широким применением средств формализации; в этой связи специально разрабатываются методы интерпретации научных данных. Столь широкое многообразие методов науки и сама творческая природа научного мышления делают крайне проблематичной возможность построения единой теории научного метода в строгом смысле слова — теории, которая давала бы полное и систематическое описание всех существующих и возможных методов. Поэтому реальным предметом методологического анализа является не создание подобной теории, а исследование общей структуры и типологии существующих методов, выявление тенденций и направлений их развития, а также проблема взаимосвязи различных методов в научном исследовании. Один из аспектов этой последней проблемы образует вопрос о роли философского метода в научном познании. Как показывает опыт развития науки, эти методы не всегда в явном виде учитываемые исследователем, имеют решающее значение в определении судьбы исследования, т. к. именно они задают общее направление исследования, принципы подхода к объекту изучения, а также являются отправной точкой при мировоззренческой оценке полученных результатов. Как показывает история познания, особенно современного, адекватными философскими методом являются лишь диалектика и материализм. Методологическая роль материализма заключается в том, что он срывает завесу сверхъестественности со сложных явлений природы, общества и человеческого сознания и ориентирует науку на раскрытие естественных, объективных связей, обязывает учёного оставаться на почве надёжно установленных фактов. Диалектика же является научным методом материалистической философии и всей науки в целом, т. к. она формулирует наиболее общие законы познания. Диалектика как метод есть реальная логика содержательного творческого мышления, отражающая объективную диалектику самой действительности. Будучи сознательно положенной в основу теоретического мышления, материалистическая диалектика освобождает учёного от субъективного произвола в подборе и объяснении фактов, от односторонности; в диалектике все проблемы приобретают исторический характер, а исследование развития становится стратегическим принципом современной науки. Наконец, диалектика ориентирует на раскрытие и способы разрешения противоречий как в познании, так и в самой действительности.
|