Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Установите фигуру и модус силлогизмов

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1.

Вопрос 1. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям.

Ø Увольнение;

Ø Сравнение;

Ø Жена;

Ø Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.90 г.

Ø Бесполезность;

Ø Дед Мороз.

 

Вопрос 2. Определите качество суждений.

Ø Теория государства и права является единой научной теорией, а не механическим соединением двух самостоятельных дисциплин (теории государства и права).

Ø Совершение преступления впервые, вследствие случайного стечения обстоятельств, если это преступление не представляет большой общественной опасности, является обстоятельством смягчающим ответственность.

Ø Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет не только права, но и обязанности по отношению к обществу и государству.

 

Вопрос 3. Будут ли нарушены требования закона торжества при замене одного суждения другим:

Ø «Все суждения – предложения» и «Среди предложений есть суждения»

Ø «Осень в этом году было холодно и дождливо» и «Осень в этом году была холодной и дождливой»

Ø «Если Петр ровесник Павла, то Павел ровесник Петра» и «Если Петр не является ровесником Павла, то и Павел не может быть ровесником Петра»

Ø «Если он опоздал, то, значит, пришел не вовремя» и «Если он пришел не вовремя, то, значит, он опоздал»

Ø «Эта фигура – или квадрат, или ромб» и «Эта фигура – ромб»

 

Вариант 2.

Вопрос 1. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям:

Ø Объективное право;

Ø Репрессия;

Ø Москва;

Ø Антипод.

 

Вопрос 2. Представьте с помощью круговых схем отношения между объектами понятий:

Ø Естественный спутник Земли – Луна;

Ø Писатель, мыслитель, государственный и общественный деятель, гуманист;

Ø Свободомыслие, вольнодумство;

Ø Дорогой, недорогой.

 

Вопрос 3. Определите фигуру силлогизма, сделайте вывод. Если вывод с необходимостьюне следует, укажите какое правило фигуры нарушено:

Ø Все студенты ВЮЗИ изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, …

Ø Студенты ВЮЗИ изучают логику. Николаев не студент ВЮЗИ. Следовательно, …

Ø Некоторые преступления являются умышленными. Неосторожное тяжкое телесное повреждение – преступление.

Ø Некоторые студенты ВЮЗИ военнослужащие. Иванов не военнослужащий. Следовательно, …

Ø Некоторые студентов ВЮЗИ военнослужащие. Петров – студент ВЮЗИ.

 

Вариант 3.

Вопрос 1. Подберите понятие, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям:

Ø Городской транспорт;

Ø Офицер;

Ø Спортивная игра;

Ø Наказание;

Ø Смычковый инструмент.

 

Вопрос 2. Могут ли быть одновременно ложными следующие суждения:

Ø «Я ушел, никому не сказавшись» и «Я ушел молча»

Ø «Все имена пишутся с большой буквы» и «Ни одно имя не пишется с большой буквы»

Ø «Показания свидетеля не являются ложными» и «Показания свидетеля не являются истинными»

Ø «Этот человек непоследователен в своих суждениях» и «Этот человек неискренен в своих суждениях»

Ø «Логика способствует развитию мышления и речи» и «Логика не способствует развитию мышления и речи»

Ø «Ни одно предложение в этом тексте не является истинным» и «Все суждения в этом тексте являются ложными»

 

Вопрос 3. Установите правильность определений в неправильных определениях укажите какое правило нарушено.

Ø Добросовестность заключается в том, что человек добросовестно выполняет свои обязанности;

Ø Такт – это разум сердца;

Ø Метафора – это слово, употребленное в переносном значении;

Ø Безбожник – это человек, не признающий существование бога.

 

 

Вариант 4.

Вопрос 1. Представьте с помощью круговых схем отношения между объектами и понятиями. Объясните это.

Ø Выходной день, воскресенье, праздничный день, 7 января;

Ø Вид социального обеспечения, пособие, пособие по беременности и родам, пособие по временной нетрудоспособности, житель блокадного Ленинграда;

Ø Высокий, низкий;

Ø Поощрение, объявление благодарности, премия;

Ø Республика, Россия Российская Федерация;

Ø Демократический, недемократический.

 

Вопрос 2. установите, применим ли закон исключительного третьего для каждой из следующих пар понятий:

Ø Приятель, неприятель;

Ø Друг, недруг;

Ø Зависимость, свобода;

Ø Довод, контродовод;

Ø Адмирал, контр – адмирал;

Ø Младший, старший;

Ø Преступник, адвокат;

Ø Порядок, беспорядок;

Ø Кража, возврат имущества;

Ø Обвиняемый, арестованный;

Ø Правда, ложь;

Ø Атака, оборона;

Ø Свободный человек, занятой человек;

Ø Начальник, подчиненный;

Ø Законность, беззаконие.

 

Вопрос 3. Установите, какие умозаключения относятся к дедуктивным, а какие к не дедуктивным. Дайте объяснение.

Ø «Йенсен заметил, что одновременно с резким изменением характера патрульной службы полицейские отказались от обычных приятных сокращений в своих записях, ограничиваясь короткими заметками, написанными почти открытым текстом. Записи стали торопливыми, неряшливыми, и с каждым днем менее точными. На каждой странице попадались такие слова, как «беспорядки», «мятежи», «столкновения». Очевидно, патруль ежедневно посылали в центр города или близлежащие районы». (Вале П. Стальной прыжок).

Ø «Кто художество наше любит, а мастер презирает, тот лжет. Кто действительно мастерство народное любит, любит и художника. А кто спесивости перед нашим братом, не любит искусства нашего, кто оскорбляет художника – искусство его оскорбляет» (Б.В. Шергин).

Ø «Как твердо установлено, люди едят всюду. Они едят на фабриках и заводах, едят в бригадных станах и совхозных усадьбах, едят в учебных заведениях, как в средних, так и в высших, и даже в научно – исследовательских институтах. Люди едят в буфетах, столовых, кафе, они принимают пищу в ресторанах, - нет такого места на планете, где человек не ухитрился бы что – нибудь скушать (Л. Лиходеев).

 

 

Вариант 5.

Вопрос 1. Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям. Дайте объяснения.

Ø Отрасль права;

Ø Форма государства;

Ø Вид искусства;

Ø Источник права;

Ø Форма чувственного познания объективной деятельности.

 

Вопрос 2. Ограничьте и обобщите следующие понятия. Дайте объяснения:

Ø Административное право;

Ø Русский композитор;

Ø Закон;

Ø Федерация;

Ø Начальник отдела;

Ø Константин Артельщиков;

Ø Наводнение;

Ø Демократ;

Ø Заработная плата;

Ø Неделя.

 

Вопрос 3. установите распределенность терминов в следующих суждениях и изобразите схему отношений между субъектом и предикатом для каждого случая:

Ø Все сделки, соответствующие требованиям закона, являются действительными.

Ø Тот, кто совершает подлог, не может считаться законопослушным гражданином.

Ø Среди частных детективов есть бывшие работники уголовного розыска.

Ø Всякая вещь хороша на своем месте.

Ø Большинство слов на русском зыке имеют ударные слоги.

Ø Не всякое предложение – суждение.

Ø Некоторые города – столицы Европы.

Ø Доброе слово и кошке приятно.

Ø Некоторые курсанты не являются мастерами спорта.

Ø Автор романа «Тихий Дон» - Михаил Шолохов.

Ø «Речь должна отвечать законам логики» (Аристотель).

Ø «Десять секунд показались мне за целый час» (Л. Толстой)

Ø «Комендантша с дочерью удалились» (А. Пушкин).

Ø От недостатка сна еще никто не умер.

Ø В любой библиотеке есть книги, которые очень редко читают.

 

Вариант 6

 

1. Какие из следующих отношений между понятиями являются отношениями «рода и вида», а какие отношениями «часть и целое».

а) школа, средняя школа;

б) четырёхугольник и сторона четырёхугольника;

в) натуральный ряд чисел, геометрическая прогрессия;

г) ромб, квадрат;

д) Китай, Азия;

е) множество натуральных чисел, множество чётных натуральных чисел;

ж) часть Китая, часть Азии;

з) кислота, химически сложное вещество?

 

2. Установите вид суждений в объединённой классификации:

а) Каждому известно, что любые, даже самые отличные условия для занятий не гарантируют успеха на экзамене.

б) Среди учащихся есть такие, которые учатся добросовестно;

в) Каждый следователь знает хотя бы одного адвоката;

г) Некоторые курсанты нашей группы отлично знают английский язык;

д) Юрий Гагарин – первый в мире космонавт;

е) Есть книги, которые юристы читают с большим интересом;

ж) Никто не дал ему совета;

з) Хороший кузнец и лягушку подкуёт;

и) Бедность не порок;

к) Никто не имеет права нарушать законы;

л) Пока ещё не все учителя, работающие в сельских школах, имеют специальное образование;

м) Некоторые водители за рулём не курят;

н) Ни один человек не безупречен;

о) Не все геометрические фигуры являются правильными;

п) Ваша версия не подтверждается фактами.

 

3. Установите, являются ли умозаключения, приведённые ниже, превращением:

а) Так как все опята – съедобные грибы, то, значит, ни один опёнок не является несъедобным;

б) Некоторые художники не были признаны при жизни, значит, есть непризнанные художники;

в) Некоторые орудия преступления используются многократно. Следовательно, некоторые орудия преступления не являются такими, которые не используются многократно;

г) Ни один человек не рождается преступником. Значит, все люди рождаются не преступниками;

д) Если все инспектора уголовного розыска являются спортсменами, то и некоторые из них тоже спортсмены;

е) А. С. Пушкин – великий русский поэт, следовательно, если этот человек не является великим русским поэтом, то он не может быть А. С. Пушкиным;

ж) Столица России – город Москва, но город Москва может и не быть столицей России.

 

Вариант 7

 

1. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями:

а) естественный спутник какого-нибудь небесного тела, спутник Земли, небесное тело, спутник Марса, спутник какого-нибудь небесного тела, искусственный спутник какого-нибудь небесного тела;

б) множество, упорство, упрямство;

в) дед, сын, брат, мужчина, отец, внук, дядя, племянник;

г) уравнение, уравнение с целочисленным решением, уравнение, не имеющее решения, уравнение с решением в рациональных числах;

д) окружность, геометрическое место точек, равноудалённых от одной точки, полусфера, дуга окружности, сфера.

 

2. Определите, какие из следующих предложений выражают суждение, а какие не выражают:

а) Я обещаю подумать над вашим предложением;

б) Если электростанции прекратят подачу тока, то предприятия понесут большие убытки;

в) Возникла ли собственность сама собой, как говорят, от Бога или порождена людьми в процессе становления экономики?

г) Какая прекрасная погода!

д) Всякое преступление является противоправным деянием;

е) Как можно не любить стихов А. С. Пушкина?

ж) Если Х ровесник У, то У ровесник Х;

з) Водители, соблюдайте правила дорожного движения!

и) Яблоки весят Х кг;

к) Америка находится от нас далеко;

л) Он был свидетелем происшествия и может подробно его описать.

 

3. Установите посылки и заключение в следующих умозаключениях:

а) Если судья – потерпевший, то он не может участвовать в рассмотрении данного дела. А так как этот судья – потерпевший, то, значит, он не может участвовать в рассмотрении этого дела;

б) Так как все студенты юридических ВУЗов изучают логику, то, следовательно, среди тех, кто изучает логику, есть студенты юридических ВУЗов;

в) Все следователи юристы. Это следует из того, что некоторые юристы – следователи;

г) Так как всякая селёдка – рыба, то некоторая рыба – селёдка;

д) Если некоторый человек, которого называют лжецом, утверждает, что он – лжец, то его нельзя называть лжецом, так как он в этом случае говорит правду.

 

 

Вариант 8

 

1. Подберите понятия, находящиеся в отношении:

а) равнозначности – к понятию «независимое государство»;

б) пересечения – к понятию «студент»;

в) подчинения – к понятию «преступление»;

г) противоречия – к понятию «взрослый»;

д) противоположности – к понятию «взрослый».

 

2. Дайте объединенную классификацию суждений, установите распределённость субъекта и предиката:

а) Честный учёный не может устраниться от решения экологических проблем;

б) Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон;

в) Многие виды преобразующей деятельности человека негативно изменяют условия развития естественных систем;

г) По некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз;

д) Ничто не проходит бесследно;

е) Современный этап в развитии нашей страны характеризуется ростом демократических тенденций;

ж) Несколько лет М. Ю. Лермонтов жил на Кавказе;

з) В архивах хранятся и закрытые дела;

и) Человек осваивает и космическое пространство.

 

Установите фигуру и модус силлогизмов

а) Все студенты – учащиеся.

Некоторые учащиеся получают стипендию.

Некоторые из тех, кто получает стипендию, - студенты.

б) Некоторые предложения являются простыми.

Все суждения - предложения.

Некоторые суждения являются простыми предложениями.

в) Все женщины любят красиво одеваться.

Некоторые профессора – женщины.

Некоторые профессора любят красиво одеваться.

г) Всякое хищение – умышленное преступление.

Кража – тайное хищение имущества.

Кража – умышленное преступление.

д) Некоторые телевизоры – цветные.

Некоторые телевизоры не являются транзисторными.

Некоторые цветные телевизоры не являются транзисторными.

 

Вариант 9

 

1. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) областной суд – городской суд;

б) юридический факультет – университет;

в) учёный – историк – доктор исторических наук;

г) мужчина – сын – отец:

д) наказуемое деяние – преступление – оскорбление – оскорбление словом – хулиганство;

е) свидетель происшествия – виновник происшествия – водитель автомобиля – пешеход;

ж) пистолет – стилет – кинжал – винтовка – оружие;

 

2. Определите вид сложного по типу логических союзов:

а) «Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше быть не может»;

б) «Завистник печален либо потому, что его самого постигло несчастье, либо потому, что кому-то другому повезло»;

в) «Это событие не является ни необходимым, ни желательным»;

г) «Деятельность людей пуста и ничтожна, когда не одушевлена идеею».

 

3. Восстановите до полного силлогизма приведённые ниже энтимемы и установите их правильность любым известным вам способом:

а) Ни одно лекарство не является приятным. Но конфеты – не лекарство;

б) В некоторые праздничные дни идёт дождь, а дождливые дни навевают на меня скуку;

в) Сохраняющие самообладание не вспыльчивы. Значит, этот юноша не сохраняет самообладания;

г) Всем учителям важно уметь применять логику в своей практической деятельности, а этот человек – учитель;

д) Некоторые свидетели дают ложные показания, а он – свидетель.

 

 

Вариант 10

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Тема 1. Предмет логики. Понятие как форма




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.