Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии усиления






Технологии усиления существующих позиций клиента в процессе политического консалтинга в зависимости от объекта воздействия, как уже говорилось выше, можно классифицировать как:

технологии, оказывающие воздействие на имидж клиента политического консалтинга;

технологии, воздействующие на выделенное событие или совокупность событий;

технологии, воздействующие на выделенные группы субъектов политического консалтинга.

Технологии влияния на имидж клиента

Консультант постоянно уделяет внимание имиджу кандидата, выбирает технологии конструирования, предъявления и продвижения этого имиджа: не отказываясь от собственной личности, кандидат должен в то же время отвечать общественной потребности в лидере определенного типа, воплощать понятную избирателям и востребованную ими политическую идею. Голосование будет эффективным только в случае соответствия политической культуре, образу мыслей, сложившимся стереотипам избирателя.

Построение удачного имиджа политического лидера зависит от целого ряда условий.

1. Очень важны знание и понимание настроений, требований и установок своих будущих или настоящих последователей и умение показать, что вы именно тот, кто полностью отвечает потребностям публики. Одна из самых действенных стратегий для завоевания доверия публики — показать, что вы похожи на них, что у вас одинаковые с ними заботы и проблемы, что вы " один из них". Чрезмерная оригинальность в сфере политики при формулировании программ, построении имиджа политического лидера и т.п. недопустима, она лишь оттолкнет от вас большую часть людей. Чтобы победить, кандидату полезно воспользоваться одной из главных заповедей маркетинга: " Конкурентоспособный товар должен быть таким же, как все, но чуть-чуть лучше".

2. Построение имиджа популярного лидера требует не только учитывать требования момента и действовать по ситуации. Вы всегда должны демонстрировать некоторые черты и качества характера, которые в сознании публики однозначно связаны с " лидерскими" качествами. Не всегда важно обладать этими качествами на самом деле, но всегда важно выглядеть обладающим этими качествами. Так, лидер должен выглядеть деятельным, решительным, справедливым и заботливым к тем, кто признает его лидерство, беспощадным к врагам, казаться преодолевающим все препятствия, выходящим победителем из любой ситуации, всегда ощущать себя правым и т.д. Большинство этих качеств успешно конструируются с помощью слов.

3. Если вы только начинаете свою карьеру, вам легко построить такой имидж, какой вы сочтете нужным. Однако самое главное для вас в этот период — чтобы вас заметили и запомнили. Для этого " всплывание" новому политику удобнее начинать в период политического затишья, а не в насыщенные политическими событиями моменты. Чтобы вас запомнили, необходимо создать прочную ассоциацию между своим политическим именем и легко узнаваемым политическим ярлыком, значимой для публики в данный момент идеей, недвусмысленно объявить себя защитником определенного направления. Чем прочнее будут ассоциации, тем легче будет вас узнать и запомнить. Значение связанных с вашим именем политических ярлыков может меняться в зависимости от ситуации, однако сам ярлык должен оставаться достаточно постоянным.

4. Если вы уже известный политик, то радикально изменить ваш имидж довольно сложно. Главная ваша задача — сформировать новые ассоциации между уже известными и закрепившимися в сознании публики чертами вашего имиджа и новыми задачами. Ваша цель — не переубедить аудиторию, что вы обладаете совсем другими качествами, не теми, которые вам до сих пор приписывали, а доказать, что именно ваши качества больше всего соответствуют требованиям момента. При этом вы можете так описать сложившуюся политическую ситуацию, что станет очевидна необходимость именно такого лидера, как вы.

Изменяя имидж известного политика, необходимо:

подчеркнуть черты, которые наиболее привлекательны для публики;

избегать упоминания о непривлекательных чертах лидера или указывать их мимоходом: координировать поступающую информацию так, чтобы усиливать наиболее важные черты кандидата;

попытаться улучшить отношение публики к кандидату.

Особая группа специальных технологий усиления в основном призвана представить тактический выбор, который осуществляют субъекты политического консалтинга в определенном измененном качестве, с целью повлиять на процесс и результат данного выбора. К специальным технологиям данной группы относятся технологии использования надцели и технологии наглядной демонстрации достигнутых результатов работы клиента политического консалтинга.

Технологии использования надцели. В зависимости от степени воздействия на процесс выбора эту группу технологий можно классифицировать на технологии подмены выбора и технологии подчинения выбора другому контекстуальному компоненту политической ситуации.

Подмена выбора подразумевают декларирование очевидности того или иного выбора для инерционного принятия решения в пользу клиента политического консалтинга. Построение ключевых сообщений происходит по схеме " Исход выборов очевиден, следующей целью является...".

Технологии декларирования успеха. К технологиям наглядной демонстрации достигнутых результатов работы клиента политического консалтинга относятся следующие. Признание успеха клиента политического консалтинга на более высоком уровне. Технологии данной группы представляют собой ряд методик построения и коррекции имиджа клиента политического консалтинга, характеризующихся определенной семантической избыточностью относительно охвата осуществляющимся воздействием. К таким технологиям можно отнести использование надуровневых СМИ (например, использование центральных СМИ для воздействия на региональную политическую ситуацию – вспомнить о ситуации с россТВ). Данная группа технологий по определенным параметрам и системно-процессуальным составляющим сходна с технологиями апелляции к авторитетным мнениям, а в некоторых классификациях может быть включена в группу технологий апеллирования.

Инерционные тенденции. Инерционные тенденции в качестве системных составляющих применяемых технологий политического консалтинга представляют собой возможности эффективного переноса преимуществ (а в случае необходимости нивелирования — и недостатков) в качестве эффективных технологий оптимизации ресурсных групп в пользу клиента политического консалтинга. Основными методиками применения данной группы технологий являются предваряющие варианты развития определенных тенденций. Перенос успеха — технология вовлечения клиента в успех третьих лиц — субъектов политического консалтинга, которые не являются при этом конкурентами данного клиента (хотя в ряде случаев допустимо и последнее). Например, если кандидат не отличается харизматичностью, к его кампании стоит привлечь авторитетных лиц, в глазах массовой аудитории обладающих неизменной харизмой.

Классические инерционные тенденции широко применяются в том случае, когда клиент занимает ту должность, на которую претендует, или является исполняющим обязанности.

Технологии нивелирования простраиваются аналогично, с соответствующими адаптациями на изменение целей и позиции клиента политического консалтинга. В некоторых классификациях технологии переноса успеха рассматриваются отдельно от последующей группы в силу того, что дополнительная классификация позволяет уточнить возможность применения технологии инерционных тенденций. Предопределение выбора. Технологии предопределения выбора во многом связаны с инерционными тенденциями, рассмотренными выше. Сущность технологий предопределения выбора заключается в признании субъектами политического консалтинга, от которых зависит принятие соответствующих решений, закономерности принятия решения в пользу клиента на основании каких бы то ни было мотиваций. Например, важно признание очевидности того факта, что клиент перерос свою существующую должность и назначение его на должность вышестоящую — закономерное и очевидное решение.

Технологии влияния на событие Для наиболее полного рассмотрения специальных технологий влияния на событие следует уточнить дополнительную классификацию данных технологий. Как и предыдущие классификации, рассматриваемая в данном случае также является системой взаимодействия массы компонентов выделенной и глобальной политической ситуации в ее развитии. Функции данной группы технологий политического консалтинга можно определить как эффективное воздействие на то или иное событие с целью оказать влияние на выделенную или интегрированную политическую ситуацию в соответствии с задачами клиента политического консалтинга (оптимизация ресурсных групп в пользу клиента политического консалтинга и нивелирование ресурсных групп конкурентов). К специальным технологиям данной группы относятся технологии формирования условий для неизбежного выбора (псевдовыбор) и технологии влияния на существующий информационный контекст.

Технологии формирования условий для неизбежного выбора (технологии псевдовыбора). Технологии формирования условий для неизбежного выбора ставят целью управление выбором субъектов политического консалтинга при таких специфических обстоятельствах, как уже сформированное мнение о предстоящем событии и своем участии в нем. В таких случаях влиять на результат этих действий может только трансформация этого сформированного мнения и действия. Чаще всего указанная трансформация осуществляется при помощи специфических формулировок на том или ином уровне, например, используется формулировка глобального сообщения или постановка трансформированного вопроса на заключительном этапе принятия решения указанными субъектами политического консалтинга.

Технологии псевдовыбора дополнительно классифицируются на технологии использования скрытой лексико-семантической избыточности и технологии глобального противопоставления.

Использование лексико-семантической избыточности в качестве технологии политического консалтинга и системной составляющей технологий псевдовыбора подразумевает оперирование специальными методиками построения семантического контекста предполагаемого выбора, который, при достаточной эффективности технологий, обязательно обусловливает инерционный выбор в пользу клиента политического консалтинга. «Собственно, использование абстрактных понятий с целью завуалирования намерений и воздействия на большую аудиторию — атрибут любого политика. Особенно это проявляется в предвыборных кампаниях и " программных" речах. Знаменитый лозунг " Свобода, равенство и братство" при более внимательном рассмотрении и сверке с реальностью содержит противоречия: свобода одних часто строится на несвободе других, т.е. на отсутствии равенства. В то же время равенство часто не подразумевает свободу».

Специальные методики построения контекста могут быть:

• лингвистическими — например, использование лингвистических методов в конструировании неоднозначно трактующегося вопроса, который планируется ставить на голосование: внесение в список кандидатов людей с фамилией, такой же, как и у " ненужного" кандидата для " оттягивания" голосов, ведение антиагитации от " имени" кого-то;

• событийными (ситуативными) — например, использование специальных средств для формирования такого контекста, при котором неизбежно сокращение числа субъектов политического консалтинга, задействованных в процессе итогового выбора между клиентом политического консалтинга и его конкурентами. При выборном типе политического консалтинга данная методика широко применяется для регулирования уровня явки избирателей.

Например, уже упоминавшая ситуация с явкой избирателей: поставьте в программу телепередач на день выборов друг за другом все серии " Семнадцати мгновений весны", и количество избирателей, уезжающих в день голосования из города, уменьшится.

Глобальное противопоставление — специальная технология политического консалтинга, принадлежащая к группе технологий псевдовыбора, сущность ее заключается в формулировке сообщения таким образом, чтобы апелляция к здравому смыслу непременно приводила к единственно верному (с точки зрения целей клиента политического консалтинга) решению относительно того или иного выбора. Примером может быть следующая утрированная формулировка вопроса для референдума: " Хотите вы ли долгожданного освобождения республик из состава СССР, что приведет к их процветанию, миру во всем мире и вашему личному благополучию? " Технологии влияния на существующий информационный контекст. Технологии влияния на существующий информационный контекст выделяются в отдельную категорию по причине специфики применения данных технологий и возможности четкой градации технологий воздействия на событие. Данные технологии дополнительно классифицируются на технологии псевдовыбора, рассмотренные ранее и применяющиеся на заключительных этапах политического консалтинга (за исключением сопровождающего типа политического консалтинга) и технологии работы с контекстом на протяжении всей политической кампании. Сущность данной группы технологий заключается в перераспределении реакции субъектов политического консалтинга на информацию о том или ином компоненте политической ситуации. Технологии влияния на существующий информационный контекст дополнительно подразделяются на технологии оживления события и технологии перераспределения. Оживление события — это технология, подразумевающая приближение друг к другу (в идеале — совмещение) двух реальностей: существующей и той, которая наступит в результате осуществления выбора в пользу клиента, а не его конкурентов.

Субъектам политического консалтинга обещаемая послевыборная ситуация представляется как максимально реальная. Планируя свое участие в развитии послевыборной ситуации, субъекты политического консалтинга по большей части воспринимают наступление таковой как закономерный и уже почти свершившийся факт. По крайней мере, победа клиента политического консалтинга воспринимается как возможная. Примером будет описание в СМИ реальности, которая обязательно наступит после дня выборов (при выборном типе политического консалтинга), всех ее преимуществ (если избиратели проголосуют за клиента политического консалтинга) и недостатков (если они проголосуют против него).

Технологии перераспределения дополнительно классифицируются на следующие системные составляющие:

перераспределение отрицанием;

перераспределение копией;

перераспределение методом контекстуальной диверсификации;

инерционное перераспределение.

Перераспределение отрицанием (или отрицательная оттяжка) — технология, позволяющая снизить отрицательный эффект от информации о том или ином событии (компоненте) политической ситуации при помощи заданных приемов. Если сообщение о том или ином отрицательном факте неизбежно, до обнародования этой информации необходимо контекстуально ввести в обращение еще более " негативную информацию", обладающую при этом недостаточной точностью. Впоследствии допущенные неточности опровергаются, ставя под сомнение первоначальные утверждения и одновременно снижая эффект оставшейся информации, не получившей опровержения. Основными признаками " негативной информации" являются:

контекстуальные неточности;

возможность корректного опровержения указанных неточностей;

возможность оттянуть внимание аудитории восприятия от последующей негативной информации и(или) снизить эффект от таковой. Например, если предстоит выброс компромата о том, что кандидат каким-то образом связан с теми или иными силовыми структурами (например, с преступными группами), то снизить его влияние можно не только опровержением постфактум, когда у избирателя уже сформировался некоторый стереотип восприятия ситуации. Необходимо до выброса этого компромата распространить по определенным каналам (слухи, организованные " утечки" и т.п.) информацию, о том, что, условно говоря, кандидат является супердорогим киллером и вот тому доказательство — запись в трудовой книжке. Такие " факты" легко опровергаются, и все остальные обвинения из этой серии будут восприниматься как по меньшей мере глупость.

Перераспределение копией — технология, позволяющая заранее оценить реакцию аудитории восприятия на то или иное событие, предварив его аналогичным по сути или имеющим в числе своих системных и(или) процессуальных составляющих аналогичные параметры и компоненты.

Другими словами, в рамках данной технологии проводятся пилотные исследования, апробации акций и тому подобные мероприятия. Перераспределение методом контекстуальной диверсификации — технология, позволяющая создавать условия для принятия необходимого решения в пользу клиента политического консалтинга.

" Давайте людям выбор, при каком вы выиграете, что бы они ни предпочли. Принуждайте их выбирать меньшее из двух зол, но из тех, что служат вашим целям. Поставьте их перед дилеммой: куда ни кинь — всюду клин." Чаще всего в качестве методик применения данной технологии используются апелляция к существующим соотношениям ресурсных групп и такая распространенная методика, как увеличение эмоциональной нагрузки на процесс осуществления выбора. Технология перераспределения методом контекстуальной диверсификации тесно связана с технологией инерционного перераспределения.

Инерционное перераспределение концептуальных ресурсов — технология политического консалтинга, представляющая собой совокупность методик построения последовательности действий, обусловливающих достижение выделенных или совокупных целей клиента политического консалтинга путем предопределения основного события всеми предваряющими (во взаимодействии и по отдельности). Это, вероятно, самая общая технология политического консалтинга, наиболее распространенная в демократическом обществе. Хотя в диктатурах тоже наблюдается не что иное, как перераспределение административных ресурсов.

Технологии влияния на выделенные группы субъектов Для наиболее полного рассмотрения специальных технологий влияния на воспринимающую аудиторию также следует определить дополнительную классификацию. Предложенная классификация является системой взаимодействия многочисленных компонентов выделенной и глобальной политической ситуации в ее развитии. Функции данной группы технологий политического консалтинга можно определить как эффективное воздействие на ту или иную аудиторию с целью оказать влияние на выделенную или интегрированную политическую ситуацию в соответствии с задачами клиента политического консалтинга (формирование программы действия, определяющей выбор в пользу клиента политического консалтинга). К специальным технологиям данной группы относятся технологии использования доминирующих мотиваций, а также технологии использования мотиваций, связанных с ожиданием немедленных перемен.

Технологии влияния на воспринимающую аудиторию, в сущности, являются совокупными технологиями влияния на глобальную мотивацию субъектов политического консалтинга, задействованных в выборе в пользу клиента или его конкурентов. По теории Э. Берна, " есть два способа принимать решение. Первый из них состоит в обдумывании. Мы рассматриваем ту или иную возможности, взвешиваем все обстоятельства и принимаем решение, более или менее соответствующее Принципу Реальности. Второй способ обходится без сознательного обдумывания". Указанная теория закономерно верна. И задача политического консультанта на этом уровне состоит в том, чтобы способствовать принятию решения тем или иным способом, но с одним, выгодным клиенту, результатом. Технологии использования доминирующих мотиваций. Специфика технологий использования доминирующих мотиваций обусловлена особенностями доминирующих мотиваций индивидуума и группы индивидуумов (в частности, субъектов политического консалтинга и их групп). Они определяют основную линию поведения индивидуума и группы индивидуумов. Доминирующие мотивации традиционно мало подвержены изменениям. Радикальные изменения в данном случае практически невозможно провоцировать, однако определенные корректировки достигаются применением специальных технологий именно этой группы.

Технологии использования доминирующих мотиваций можно дополнительно классифицировать на следующие системные и процессуальные составляющие:

апелляция к здравому смыслу;

акцентирование предшествующих отрицательных событий;

акцентирование наличия общего врага;

апелляция к авторитетным мнениям.

Апелляция к здравому смыслу, как уже упоминалось, связана с технологией глобального противопоставления, относящейся к группе технологий псевдовыбора (воздействие на событие). Указанную взаимосвязь можно охарактеризовать наличием общих оснований для классификации. Сущность технологии апелляции к здравому смыслу заключается в постановке воспринимающей аудитории в такие специфические условия, при которых осуществление выбора не в пользу клиента политического консалтинга будет противоречить общепринятым представлениям о здравом смысле. Например, формулировка вопроса на референдуме, на котором решали, сохранить СССР или нет, звучала следующим образом: " Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности? " Акцентирование предшествующих отрицательных событий — совокупность мероприятий, ставящая воспринимающую аудиторию в такие специфические условия, при которых осуществление выбора в пользу конкурентов клиента политического консалтинга будет подразумевать возвращение к отрицательным событиям, принятие их. Здесь в качестве примера подойдет кампания " Голосуй, или проиграешь! ", жестко противопоставлявшая коммунистическое прошлое с его атрибутами (колючая проволока лагерей, пустые полки магазинов, очереди и др.) демократическому будущему. Акцентирование наличия общего врага — совокупность мероприятий, ставящая воспринимающую аудиторию в такие специфические условия, при которых осуществление выбора в пользу конкурентов клиента политического консалтинга будет подразумевать голосование за своего же врага. Наличие общего врага заставляет идти к объединению даже самых непримиримых соперников. А уж неопределившихся избирателей — тем более.

Апелляция к авторитетным мнениям — совокупность мероприятий, демонстрирующая поддержку клиента политического консалтинга личностями и(или) индивидуумами, обладающими в глазах воспринимающей аудитории определенным авторитетом. Очень распространенная технология, проявляющаяся, например, при одобрении того или иного кандидата на выборную должность президентом страны, главой каких-нибудь старейшин, знаменитым кинорежиссером и т.п. Явная поддержка необязательна. Технологии использования мотиваций, связанных с ожиданием немедленных перемен. К технологиям использования мотиваций, связанных с ожиданием немедленных перемен, относятся следующие технологии:

прогнозирование немедленного результата, следующего за принятием решения в пользу клиента или его конкурентов (они связаны с технологией оживления события, рассмотренной выше);

упреждение экспериментального голосования (в выборном политическом консалтинге).

Сущность технологии прогнозирования немедленного результата, следующего за принятием решения в пользу клиента или его конкурентов, заключается в предложении воспринимающей аудитории путей немедленного разрешения той или иной ситуации на следующий день после осуществленного ими выбора.

Сущность технологии упреждения экспериментального голосования заключается в демонстрации воспринимающей аудитории тщетности надежд, связанных с ожиданием немедленных перемен сразу после осуществления выбора в пользу конкурента клиента политического консалтинга. Данная технология широко применялась для нивелирования усилий левых движений в выборном типе политического консалтинга.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.