Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ақыл-ой саулығы қалыптасуының негігі тетіктері.






Умственное и интеллектуальное развитие подростков

 

Важным аспектом психического развития человека в юношеском возрасте является интенсивное интеллектуальное созревание. Развитие познавательной сферы в ранней юности достигает уровня готовности личности к выполнению практически всех видов умственной деятельности взрослых. Часть ученых вообще указывают на достижения пика интеллектуальных возможностей в конце периода. Однако достижение пика умственного потенциала не совпадает с пиком умственной производительности из-за недостатка жизненного опыта юношей. Процесс восприятия становится сложным интеллектуальным процессом, организованные действия старшеклассников приобретают направления, как на внешние объекты, так и на внутренний мир. Самонаблюдение становится основой для рефлексии молодого человека.

 

Созданное в подростковом возрасте доминирование произвольной и логической памяти, в юности достигает апогея. Развитие мнемических качеств, проявляется и в росте производительности памяти, по абстрактному материалу, системной и осмысленном использовании рациональных мнемических приемов. Так, при усвоении большого объема материала юноши используют алгоритм работы логической памяти.

 

Вместе роль непроизвольной памяти не уменьшается, а видоизменяется. Действенными факторами ее работы выступают активный характер и осложнения умственной деятельности, заинтересованность и эмоциональный отклик. Важными фактами прогресса является специализация памяти соответственно ведущих интересов и профессиональной направленности юношей и их стремление овладеть и управлять своей памятью.

 

Обогащение интеллекта ярко проявляется в работе воображения юношей. Данный период вообще благоприятен для развития воображения, так как формирование дальнейшего жизненного плана воплощается в мечтах. Мечты юношей приобретают особенно конкретного и действенного характера. Фантазия через образы себя в будущем побуждает молодого человека к реальным действиям, становится фактором саморегуляции деятельности. Во время учебы юноша, овладевая сложным учебным материалом, совершенствует репродуктивное воображение. Одновременно развивается творческое воображение, что отчетливо проявляется в учебной, исследовательской, художественной и других видах деятельности. Старшеклассники значительно лучше, чем подростки, склонны критически относиться к произведениям своего воображения, соотносить мечты с реальностью.

 

Юношеский возраст - весьма важный период развития умственных способностей, что предполагает активизацию теоретического мышления. Уже старшеклассники стремятся постичь суть и детерминацию явлений, характерно стремление к обобщению, поиск общих закономерностей по конкретным фактам.

 

Вследствие развития мышления у юношей происходит выработка критического отношения к знаниям и их селекция. Существенные изменения заметны в развитии мышления юношей, которое приобретает ряд характерных качеств:

Важной является установка на усвоение материала.

Содержание мечты юношей обусловлено обстоятельствами их жизни и деятельности, интересами и притязаниями.

 

Интроспективнисть мышления реализуется через возможность проследить и проанализировать ход собственных мыслей, логичность фигурирует как опора на доказательства, научные обоснования, абстрактность проявляется через оперирование понятиями, экономичность и производительность опирается на контроль процессов рассуждения, их сокращение. Сталкивая личность с бесчисленным количеством новых, весьма противоречивых жизненных ситуаций, при этом юношеский возраст стимулирует и активизирует его творческий потенциал, что позволяет успешно проходить IQ тесты и легко решать различные интеллектуальные задачи. В собственно юности происходит становление дивергентного мышления, свидетельствует также об ослаблении юношеского максимализма.

 

Дивергентное мышление - разновидность мышления, который предполагает наличие многих одинаково верных и равноправных ответов на один и тот же вопрос

 

Вследствие развития мышления у юношей происходит выработка критического отношения к знаниям и их селекция. Знание в этом возрасте превращаются в систему, которая служит основой для формирования мировоззрения.

 

Параллельно с развитием мышления улучшается и речи ребят. Происходит обогащение лексического запаса новыми терминами, совершенствуются языковые средства, шлифуются умение передавать мысли в устной и письменной форме. Существенно активизируется внутренняя речь как следствие системной рефлексии, происходит переход от развернутого сокращенному внутренней речи. Во многих юношей проявляется стремление к самосовершенствованию речи, связано с трудностями изложения знаний.

 

Учебная и практическая деятельность ребят стимулирует развитие их внимания. Интенсивно развивается способность юношей сосредотачиваться на долгое время, преодолевать действие отвлекающих раздражителей, распределять и переключать внимание. В зависимости от интересов ребят оказывается избирательность их внимания. При их наличии и устойчивости произвольное внимание переходит в пислядовильну, увеличивая производительность усвоения материала.

 

Для данного возрастного периода ведущей деятельностью является учебно-профессиональная, т.е. обучение, направленное на получение профессии. Продолжая удовлетворять потребность ребят в общении, обучение способствует оптимальному развитию интеллекта и формирует профессиональную компетентность. Ведущими мотивами обучения становятся именно профессионально ориентированные, что приводит избирательное отношение молодых людей к учебным предметам.

 

Умственное развитие юношей заключается не только в накоплении умений и изменении разных свойств интеллекта, но и в формировании главного познавательного новообразования - индивидуального стиля интеллектуальной деятельности.

 

Наилучшее усвоение и использование знаний все же возможно лишь при условии положительной мотивации обучения юношей

 

Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности - стойка своеобразная система получения, накопления, использования и переработки личностью информации

 

Данное новообразование формируется на основе типа высшей нервной деятельности, познавательных интересов, опыта и личностных качеств. Важным является учет данного новообразования при осуществлении педагогами индивидуального подхода к старшеклассников и студентов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.