Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследовательский метод.






Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

При исследовательском методе, в отличие от частично-поискового, проблема решается самими учащимися, а учитель выступает как организатор поисковой деятельности.

Данный метод призван обеспечить творческое применение знаний, умений и навыков, а также овладение методами научного познания, формирование опыта творческой деятельности учащихся.

Деятельность учителя состоит в конструировании исследовательских заданий, а также контроле за ходом работы учащихся, проверке ее итогов, организации их обсуждения.

Деятельность учащихся складывается из выдвижения гипотез, построения плана исследования, наблюдений, чтения соответствующей литературы, формулирования выводов, проверки решения, оформления результатов и отчета перед учителем. Исследовательский метод может быть использован при изучении всех учебных дисциплин. Но, к сожалению, он не может занимать значительного места в учебном процессе - в силу своей длительности.

Таким образом, использование методов данной классификации обеспечивает усвоение учебного материала на трех уровнях:

- осознанного восприятия и запоминания;

- применения знаний по образцу или в сходной ситуации;

- в творческом применении знаний, умений и навыков, т.е. в новой, ранее ученику не знакомой ситуации.

Данная классификация методов обучения обеспечивает реализацию всех четырех компонентов содержания образования.

Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В.В. Петрусинский) – обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.