Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность современного содержания образования. Характеристика его компонентов






Лекция №3.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

План

1. Понятие и сущность современного содержания образования. Характеристика его компонентов.

2. Основные теории формирования содержания образования.

3. Нормативные документы, регламентирующие содержание школьного образования.

4. Учебные планы, программы, учебники и учебные пособия..

 

Литература.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Леднёв В.С. Содержание образования. - М., 1991.

3. Крупская Н.К. О политехникуме // Пед. Соч.: в 10т. – т.4.

4. дидактика средней школы / Под ред.М.Н. Скаткина. – М., 1982.

5. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1989, с.226-228

6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1999, с.128 – 142.

7. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12 – летней школе). – М., 2001.

8. педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995, с.185-217.

 

Понятие и сущность современного содержания образования. Характеристика его компонентов

 

Для успешного выполнения своей работы учителю важно не только осознать цель и задачи обучения (о чем говорилось на предыдущих лекциях), но и необходимо понять – чему надо учить, т.е. каково должно быть содержание образования. Это – один из важнейших вопросов дидактики. Объяснение здесь простое – от содержания образования молодежи зависит уровень культуры народа, уровень развития подрастающего поколения, его подготовленность к жизни и труду в данном обществе. В самом общем виде содержание образования – это то, чему нужно научить школьников в процессе учебной работы.

Существуют разные трактовки понятия содержания образования.

В традиционной педагогике, ориентированной преимущественно на реализацию образовательных функций школы, под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. Это так называемый знаниево-ориентированный подход в определении сущности содержания образования, при котором в центре внимания находятся знания как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества. При таком подходе знания заслоняют собой формирование творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.

В настоящее время в свете гуманизации образования утверждается личностно-ориентированпый подход к определению сущности содержания образования, нашедший отражение в работах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, B.C. Леднева, В.В. Краевского и др. Согласно этому подходу учащиеся должны не только овладеть определенным учебным содержанием. У них должны быть сформированы ценностно-значимые запросы и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои действия, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению несправедливости и бездушия, толерантное отношение к инакомыслящим и т.д. Содержание образования представляется этими авторами как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, состоящий из четырех элементов и представляющий собой опыт:

1) познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний (о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности);

Знания являются первым и необходимым компонентом, поскольку без них невозможно ни одно целенаправленное действие. Перед школой стоят задачи: добиться прочного овладения детьми основ наук; устранить перегрузку учащихся, чрезмерную усложненность учебного материала, насытить его общечеловеческими ценностями; предельно четко сформулировать основные понятия и ведущие идеи науки; обеспечить необходимое отражение новых достижений науки, культуры, техники и т.д.

Необходимо также выправить перекос в учебных планах в сторону предметов естественно-математического цикла и отвести больше учебных часов на изучение предметов гуманитарного и эстетического циклов, поскольку именно они формируют общечеловеческие качества личности.

2) осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки);

Интеллектуальные умения и навыки – сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы, составлять логические схемы и таблицы и т.п.

Практические умения и навыки – чтения, письма, счета; правильно выражать свои мысли, решать задачи, упражнения и т.д.

От сформированности умений и навыков зависит сноровка, быстрота, автоматизм при выполнении различных операций. Следует помнить, что выработка умений и навыкав у школьников – длительный процесс и заниматься этим надо постоянно, из урока в урок. Особенно кропотливой работы требуют интеллектуальные умения и навыки.

Умения и навыки формируются путем организации систематических упражнений (выполнения действий по образцу).

3) творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики эксперимента, участие в художественном, техническом и социальном творчестве);

Ни объем знаний, ни умения и навыки, усвоенные по образцу, не могут обеспечить творческих возможностей человека. Поэтому данный компонент требует специальных усилий педагога, особой организации работы учащихся. Он реализуется через включение в урок проблемных задач, проблемных вопросов, использование частично-поискового, исследовательского методов обучения, творческих заданий, через занятия научных кружков, проблемных групп и т.п.

Важными чертами творческой деятельности школьников являются:

– самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

– видение проблемы и способов ее разрешения;

– альтернативное мышление, т.е. видение различных способов решения проблемы;

– комбинирование нового из элементов известного и т.д.

4) осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентации (отношение к окружающему миру, людям, самому себе, нормам морали, мировоззренческим идеям и т.д.).

Заботой педагога должно быть не только изложение научных истин, но и формирование у школьников положительного отношения к ним. Если ученик познал какую-то мировоззренческую идею, но она не вызывает в нем положительного эмоционального отношения, то эта идея не становится частью его мировоззрения. Она не переходит на уровень взглядов и убеждений личности. Способ усвоения этого компонента состоит в эмоциональном переживании, в деятельности чувства при восприятии объекта как ценности. Реализуется через яркое, эмоциональное преподавание, установление дружеских, деловых отношений на уроке, обеспечение каждому плодотворной интересной работы на уроке и дома. Этот компонент отражает один из воспитательных аспектов учебного процесса.

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов социального опыта позволяет человеку не только быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, творчески, вносить собственный вклад в существующую систему отношений.

На содержание образования оказывают влияние и принципы обучения. Они придают ему научно обоснованную направленность (принцип научности, систематичности и последовательности, связи обучения с жизнью, учета возрастных особенностей и др.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.