Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Небываемое бывает






По приказу Петра Великого надпись «Небываемое бывает» выбили на медалях, которыми наградили участников захвата в устье Невы двух шведских военных кораблей.

Ночь на 7 мая 1703 года с вечера была ясной, потом хлынул ливень, поплыл густой туман. Шведский вице-адмирал Г. фон Нумере, который с сильной эскадрой в составе 9 вымпелов пришел на выручку Ниеншанца, не рискнул сразу идти к крепости и выслал вперед разведку: 14-пушечную шняву «Астрельда» и 10-пушечный бот «Гедон».

Корабли поднялись до деревни Калинкиной, но дальше идти не решились до утра. Однако рассвет увидели не все шведы. Русские ночью, в молочной мгле скрытно подобрались на 30 лодках к отделившимся от эскадры разведчикам и напали с двух сторон. Бой был жарким. Почти в одно время 8 лодок пристало к высоким бортам неприятельских кораблей. Вначале на палубы шведов полетели гранаты. Затем начался абордаж: в дело пошли тесаки и палаши. Сопротивлялись шведы умело и отчаянно: из 77 живыми взяли только 19, да и то ранеными. Нумере рвал на себе волосы, но подойти на выручку не смог. Впоследствии Петр писал: «...хотя неприятель жестоко стрелял из пушек, однако ж наши, несмотря на то, с одной мушкетною стрельбой и гранатами, понеже пушек не было, оные оба судна абордировали и взяли».

Командовавшие операцией Петр I и А. Д. Меншиков были удостоены высшей награды России — ордена Святого Андрея Первозванного. Все офицеры были награждены золотыми медалями с цепями, а солдаты — серебряными без цепей. На одной стороне медали было выбито изображение Петра, а на другой — фрагмент боя и лаконичная надпись:

«Небываемое бывает. 1703». Кстати, Петр I получил орден под номером 7, что никак не сочетается с мнением некоторых историков о его чрезмерном честолюбии. Трофеи этого сражения выставлены в первом зале Центрального военно-морского музея, и, думается, глядя на огромный двуручный рыцарский меч, отобранный у шведского моряка, а также, зная смелый, упорный характер потомков викингов, посетители согласятся с этой оценкой русского императора, который сам сразу даже не поверил такому счастью. Дату данного боя приняли за день рождения Балтийского флота, получившего в результате славной победы два корабля. Они долго служили России, затем некоторое время сохранялись «для памяти», а когда пришли в ветхость, то с них были сделаны модели. Был «пристроен» и единственный оставшийся в живых офицер со шведской шнявы. Им оказался молодой голландец Карл фон Верден. После его выздоровления от ран Петр убедил бывшего противника перейти на русскую службу. Верден дослужился до чина капитана первого ранга и в 1724—1730 годах командовал линейными кораблями Балтийского флота.

Случай действительно уникальный: в морской летописи аналогов схватки морских кораблей и рыбацких лодчонок найдется очень немного.

Как отмечают многие исследователи, около 1712 года многочисленным и активным мадагаскарским пиратам пришла в голову мысль легализовать свою вольницу, встав под покровительство какой-нибудь европейской державы. Держава должна была быть достаточно сильной и воинственной и, в то же время, отдаленной, чтобы союз с ней не угрожал пиратским интересам в Индийском океане. В течение семи лет посланцы пиратов пытались завоевать благорасположение шведской короны. Дело шло с переменным успехом - в июне 1718 года Карл XII подписывает пиратам охранную грамоту и снаряжает на Мадагаскар экспедицию для организации фактории и геологических изысканий, которая, тем не менее, отменяется после его смерти. В 1721 году королева Ульрика Элеонора снаряжает вторую, не имеющую успеха, экспедицию. Примерно в это время о пиратском царстве стало известно Петру Первому, который давно стремился найти путь в Индию. О связях шведов с мадагаскарскими пиратами Петру рассказал принятый на русскую службу контр-адмирал Вильстер, профессиональный наемник и опытный моряк. Петр Первый отправил в Лондон шведа Наркоса с задачей вступить в контакт с представителями пиратов. В дальнейшем Петр I приказывает Вильстеру подготовить «экстракт» - свод всех сведений о пиратах и их отношениях со шведским двором, который был представлен 4 июня 1723 года. После неоднократных попыток организовать и осуществить экспедиции на Мадагаскар, дело это было отложено. Вскоре Петр умер и вместе с ним закончился амбициозный проект русско-пиратского царства на Мадагаскаре.

У замечательного русского историка Д. И. Иловайского мы можем найти следующие слова: «Русь, конечно, и прежде была знакома с Каспийским и, особенно, с Черным морями; когда же она объединилась и достигла известной степени могущества, то уже не ограничивалась более мелким пиратством или плаванием для торговых целей и для найма в иноземную службу, а стала предпринимать походы в больших силах».

Экспансия русских на восток и к югу, безусловно, проводилась не только и не столько по указанию царей. Только бесстрашные и беззаветно верящие в свою отвагу люди, мало считающиеся с чьей-либо верховной властью, могли отвоевать у иноверцев право своего присутствия на Черном, Азовском и Каспийском морях. Тем более, что с VII века на Каспии плавали исключительно арабские корабли, а в VIII веке волжские разбойники, не видя в том большой разницы, прекрасно совмещали грабежи как на самой Волге, так и на Каспийском море. С XVI века, с включением всего Поволжья в состав Московского государства, когда Волга и Каспийское море стали огромной по протяженности и обороту торговой магистралью, получает развитие не виданный до этого времени речной и морской разбой. Частым явлением в XVI-XVIII веках было появление на Волге и Каспии казацкой вольницы. К наиболее известным разбойникам можно с уверенностью отнести Степана Разина. Размер грабежей достигал невероятных размеров. Набеги казаков не только нарушали торговые связи, но и нередко приводили к политическим осложнениям Русского государства с Персией. Не утихали пиратские набеги и на протяжении следующих столетий. В XIX не ке на смену славянским приходят туркменские и казахские пираты.

Россия в течение долгих веков не была морской державой, не имея выхода к морю, и никогда не была пиратским государством, наподобие Англии или Португалии, Тем не менее, российские государи, также как и западноевропейские, прибегали к помощи корсаров во время войн. Так, известно, что в период войны с Литвой Иван Грозный создал корсарскую флотилию для нарушения торговли между Литвой, Швецией и Польшей.

Петр Первый во время Северной войны (1700-1721) активно использовал каперов. Сенатским указом 1716 года предписывалось выдать поручику Ладыжевскому и подпоручику Лоуренсу Берлогену паспорта «чтобы каперить им шведские суда». В Морском уставе и Регламенте об управлении адмиралтейством также была оговорена возможность использования в военных операциях каперов и изложены подробные правила дележа добычи. Однако после окончания Крымской войны (1853-1856) Морская конвенция отменяет каперство. Тем не менее, о каперах вспомнили еще один раз, в 1878 году, когда был создан Добровольный флот.

В целом же, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля уже отделяет пирата от капера в полном соответствии с потребностями осуществляемой Россией политики того времени: «Пират или морской разбойник грабит всякого самовольно, а капер только врага отечества, на право это получает каперское свидетельство».

Пример корсарства на службе у российских императоров показателен в отношении отца и сына Войновичей, «родом из славян побережья Адриатического моря». В 1771 году Марко Иванович был принят на русскую службу мичманом, был произведен в лейтенанты. Вскоре он командует фрегатом, атакует и берет в плен неприятельские торговые суда. Отличился он в Патрасском сражении 1772 года, был награжден орденом Св. Георгия IV степени. В 1773 году Марко Иванович по приказу графа Орлова атаковал Бейрут, взял неприятельскую крепость и получил 300 тыс. пиастров контрибуции. В 1778 году он Получил титул графа и командовал яхтой императрицы. С 1780 года его назначают командующим Астраханской флотилией.

Следует указать, что Россия, добившаяся права называть себя великой морской державой, имела собственные взгляды на проблему, связанную с пиратством. И конце XVIII века в Декларации России дворам Лондонскому, Версальскому и Мадридскому о вооруженном нейтралитете на море от 28 февраля 1780 г., к которой присоединились многие государства, ограничивался произвол каперских судов, «чтобы нейтральные корабли могли свободно плавать с одной пристани к другой и у берегов воюющих наций».

 

De jure с каперством было покончено на Парижском конгрессе 1856 г., оформившем завершение Крымской войны. Его участники (Великобритания, Франция, Россия, Австрия, Пруссия, Сардиния и Турция) приняли декларацию, в которой провозглашались четыре принципа защиты нейтралитета и частной собственности при ведении военных действий на море. Первый из этих принципов запрещал каперство, и хотя оно процветало на протяжении всей Гражданской войны в США, можно считать, с ним практически было полностью покончено к концу XVIII столетия.

Конвенционное определение пиратства было дано в ст. 15 Конвенции об открытом море 1958 г. и практически полностью повторено в ст. 101 Конвенции, которая определяет «пиратство» как:

а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

— в открытом море против другого судна или летательного аппарата, или против лиц или имущества, находящихся на их борту;

— против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;

в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпункте «а» или «б».

Из данного определения следует: чтобы стать пиратскими, перечисленные выше действия (содействие или подстрекательство к ним) должны совершаться в пространствах вне юрисдикции какого-либо государства, и объектом преступления могут быть физические и юридические лица, если действия осуществляются в отношении принадлежащего им имущества, находящегося на борту судна или летательного аппарата.

Если захват судна или летательного аппарата по подозрению в пиратстве совершен без достаточных оснований, государство, совершившее захват, отвечает перед государством, национальность которого имеет судно или летательный аппарат, за любой ущерб или любые убытки, причиненные захватом.

Государства обязаны сотрудничать в максимально возможной степени в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства.

Пиратские действия, определенные выше, когда они совершаются военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном или частновладельческим летательным аппаратом.

Судно или летательный аппарат считаются пиратским судном или пиратским летательным аппаратом, если они предназначаются лицами, имеющими над ними власть, для совершения любого из действий, отмеченных выше. Это относится также к судну или летательному аппарату, которым пользовались для совершения таких действий, до тех пор, пока они остаются под властью лиц, виновных в этих действиях.

Судно или летательный аппарат могут сохранять свою национальность, несмотря на то, что они стали пиратским судном или пиратским летательным аппаратом. Сохранение или утрата национальности определяется внутренним правом того государства, которым она была предоставлена.

В открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат либо судно или летательный аппарат, захваченные посредством пиратских действий и находящиеся во власти пиратов, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество. Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять меры, которые должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц.

Захват за пиратство может совершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами либо другими судами или летательными аппаратами, которые имеют четкие внешние знаки, позволяющие опознать

их как состоящие на правительственной службе, и уполномочены для этой цели (ст. 107 КМП-82).

Современные акты пиратства и вооруженного разбоя против судов представляют серьезную угрозу жизни мореплавателей, безопасности судоходства, морской среде и безопасности прибрежных государств. Они также отрицательно влияют и на всю отрасль морских перевозок, в частности являются причиной повышения ставок страховых премий и даже приостановления торговли. Например, известен случай, когда компания «Ройял Датч Шелл» приостановила свои поставки в один из районов Папуа Новой Гвинеи, где вооруженные грабители напали на один из ее нефтяных танкеров.

Учет случаев совершенных в море международных преступлений ведут несколько международных организаций, в частности, упоминавшаяся выше IMO, которая осуществляет сбор информации обо всех случаях противозаконных действий в отношении судов, угрожающих безопасности мореплавания; Международное морское бюро, основанное в 1981 г. при Международной торгово-промышленной палате и осуществляющее сбор сведений обо всех преступлениях, совершенных в отношении объектов морской торговли, и Центр сообщений о пиратстве, созданный Международным морским бюро при поддержке IMO и INMARSAT 1 октября 1992 г., со штаб-квартирой в Куала Лумпуре.

Общее число актов пиратства и вооруженного разбоя против судов, о которых было сообщено с 1984 г. (когда IMO начала собирать соответствующие статистические данные) до конца октября 2000 г., составило 2017. На основе периодически публикуемых секретариатом IMO докладов и информации Комитета по безопасности на море, число актов пиратства и вооруженного разбоя против судов уже в 2001 г. составило 370. На июнь 2003 г. общее число актов пиратства и вооруженного разбоя против судов с начала их регистрации составило 3 106, а на октябрь 2008 г. — 4757.

Начиная с 1990-х гг. пираты активизировались в Аденском заливе у берегов Сомали. Только с января по ноябрь 2008 г. сомалийские пираты совершили 95 нападений на суда в Аренском заливе и кенийских прибрежных водах, из которых 39 закончились захватом судов. Согласно докладу, опубликованному Королевским институтом международных отношений Великобритании, общая сумма выкупов, заплаченных за освобождение захваченных пиратами с января по сентябрь 2008 г. судов правительствами разных стран, составила около 30 млн долл.

В силу того, что пиратство и морской разбой представляют собой серьезную угрозу международному миру и безопасности, проблема противодействия этим явлениям стала одной из постоянных тем, рассматриваемых ООН. Впервые Генеральный секретарь ООН привлек внимание к проблеме пиратства и вооруженного разбоя против судов в своем ежегодном докладе по морскому праву на 40-й Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 г., а начиная с 1993 г. стал включать отдельный раздел по этому вопросу в свои ежегодные доклады по проблемам Мирового океана и морского права. Генеральная Ассамблея ООН впервые занялась проблемой пиратства и вооруженного разбоя против судов в своей ежегодной резолюции по Мировому океану и морскому праву, принятой на 53-й сессии в 1998 г.

Совет Безопасности ООН 2 декабря 2008 г., принимая к сведению обращение президента Сомали об оказании международной помощи в целях противодействия пиратству у берегов страны, одобрил резолюцию 1846 (2008), осуждающую все акты пиратства и вооруженного разбоя против судов в территориальных водах и открытом море у побережья Сомали. Совет Безопасности ООН также постановил:

а) входить в территориальные воды Сомали в целях пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя на море сообразно тому, как это разрешается делать в открытом море в отношении пиратства согласно соответствующим нормам международного права; и Ь) использовать в пределах территориальных вод Сомали сообразно тому, как это разрешается делать в открытом море в отношении актов пиратства согласно соответствующим нормам международного права, все необходимые средства для пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя на море.

В соответствии с Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:

а) захватывает судно или осуществляет контроль над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания; или

б) совершает акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию данного судна; или

в) разрушает судно или наносит судну или его грузу повреждение, которое может угрожать безопасному плаванию данного судна; или

г) помещает или совершает действия в целях помещения на борт судна каким бы то ни было способом устройство или вещество, которое может разрушить это судно, нанести этому судну или его грузу повреждение, которое угрожает или может угрожать безопасному плаванию данного судна; или

д) разрушает морское навигационное оборудование, или наносит ему серьезное повреждение, или создает серьезные помехи его эксплуатации, если любой такой акт может угрожать безопасному плаванию судна; или

е) сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасному плаванию судна; или

ж) наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с совершением или попыткой совершения какого-либо из перечисленных выше преступлений (ст. 3).

Как известно, Резолюция Совета Безопасности ООН 1851 (2008) среди многих мер, направленных на борьбу с пиратством, предлагает создание контактного центра по всем аспектам борьбы с пиратством и вооруженным разбоем на море у побережья Сомали. Сложно дать в полной мере положительную оценку таким предложениям, так как пиратство по имеющейся информации, распространяется и на другие акватории морского пространства - берега Кении и Танзании, Гайаны и Суринама.

В мае 2009 года появились сообщения о расширении границ действия пиратов. Активность их возросла у берегов Кении и Танзании, между Гайаной и Суринамом - в Южной Америке, в акваториях Сулу и Целебес - в Юго-Восточной Азии. И этот факт свидетельствует не столько о сложностях политической обстановки (хотя такие моменты всегда можно найти), сколько о желании пиратов извлечь материальную выгоду из своего промысла.

Так, в 2008 году пираты получили приблизительно от 40 до 150 млн. долл. США за освобождение захваченных в плен судов. За освобождение захваченного в ноябре 2008 года саудовского супертанкера «Сириус Стар» пираты запросили 50 млн. долларов снизив цену до 25 млн.

Освобождение украинского сухогруза «Фаина» с 33 танками, стрелковым вооружением и боеприпасами на борту, обошлось в 4 млн. долларов (первоначальная сумма предполагалась в 35 млн.). В 2009 году сомалийские пираты совершили 217 нападений и захватили 47 судов, получив в виде выкупа около 82 миллионов долларов. При этом в наши дни ряд негосударственных частных компаний Европы и США стремится заключить контракт по безопасной доставке пиратам выкупа от судовладельцев.

Появляется угроза того, что отдельные ТНК, не относящиеся избирательно к средствам извлечения материальной выгоды, станут сотрудничать с «пиратскими властями». Профессор В. С. Котляр приводит следующий весьма наглядный пример о том, что известная на Ближнем Востоке и в Африке крупная промышленная группа «Lootah» подписала с сомалийской самопровозглашенной пиратской автономией «Пунтленд» соглашение на 100 млн. долл, на строительство аэропорта международного класса, новых современных причалов и дноуглуби-тельных работ в порту Босасо, а также обустройство зоны свободной торговли и совместно управляемого в течении десяти лет таможенного комплекса. Вырисовывается связь пиратов Сомали с экстремистской мусульманской организацией «Аш-Шабаб», имеющей взаимодействие с «Аль-Каидой».

В Сомали, находящемся рядом с важнейшими мировыми судоходными артериями, имеющем береговую полосу протяженностью 3700 км (поэтому пираты не испытывают недостатка в надежных убежищах), сформировалась большая группа людей, для которых пиратство стало сначала способом выживания, а затем - обогащения. Еще одной причиной активизации пиратства, по мнению ученых, является следующая: создается впечатление, что отдельным странам региона, а также некоторым действующим в Сомали группировкам может быть выгодна ситуация нестабильности, сложившаяся в этой морской зоне из-за действий пиратов.

Силовое освобождение захваченных судов - это большой риск для жизни и здоровья членов их экипажей и пассажиров, риск возможной потери груза и судна. Поэтому судовладельцы предпочитают идти на переговоры, считая, что лучше откупиться, чем понести более существенные потери.

,

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. применяется к судам, совершающим плавание (или его маршрут включает плавание в воды, через воды или из вод) в водах, расположенных за внешний границей территориального моря какого-либо одного государства или за боковыми границами его территориального моря с сопредельными государствами (ст. 4).

Каждое государство — участник Конвенции должно включить в национальные уголовные законы соответствующие наказания за указанные выше преступления и принять меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции в отношении преступлений, совершенных:

а) против или на борту судна, плававшего под флагом данного государства во время совершения этого преступления; или

б) на территории данного государства, включая его территориальное море; или

в) гражданином данного государства или лицом без гражданства, проживающем в данном государстве.

Вооруженный разбой против судов определяется как любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж либо угроза их совершения, отличные от акта пиратства и направленные против судна, либо находящихся на его борту лиц или имущества, которые совершаются в пределах уголовной юрисдикции государства. Таким образом, в данном документе сочетается географическая сфера юрисдикции в отношении пиратства, предусмотренная в Конвенции, и юрисдикция над незаконными актами, предусмотренная в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г.

Акт пиратства или вооруженного разбоя против судов может затрагивать разные национальные интересы: государства флага судна; государства, в чьей морской зоне произошло нападение; государства предполагаемого происхождения преступников; государства гражданства лиц, находящихся на борту судна; государства, с которым связаны права собственности на груз, и, возможно, также государства, в котором преступление было подготовлено, запланировано либо с территории которого его совершением руководили или управляли. Меры, разрабатываемые и внедряемые в практику защиты судоходства, осуществляются на трех уровнях: глобальном, региональном и рекомендуемым правительствам.

Меры, разрабатываемые международными организациями по борьбе с пиратством и морским разбоем на глобальном уровне, достаточно обширны. Кроме Генеральной Ассамблеи ООН они разрабатываются и издаются IМО, Международным морским бюро, Международным морским форумом нефтяных компаний, Международной палатой судоходства и Международной федерацией судовладельцев.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.