Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие понятия модели






Лекция 4

 

Модели и моделирование

 

1. Общие понятия о моделях и моделировании.

2. Основные свойства моделей.

 

Моделирование – одна из форм человеческой деятельности. Эта форма включает построение, использование и совершенствование моделей.

История развития моделей.

Моделью называли некое вспомогательное средство, объект, который в определенной ситуации заменил другой объект.

Не сразу была понята универсальность законов природы, всеобщность моделирования, то есть не просто возможность, но и необ­ходимость представлять любые наши знания в виде моделей.

Например, древние философы считали невозможным моделирование естественных процессов, так как, по их представлениям, природные и искусственные процессы подчинялись различным закономерностям. Они полагали, что отобразить природу можно только с помощью логики, методов рассуждений, споров, то есть, по современной терминологии, языко­вых моделей.

В английском языке до сих пор в понятие «гуманитарная наука» отнесена к категории «искусств».

Очень долго понятие «модель» относилось только к материаль­ным объектам специального типа, например модель судна, самолета, манекен (модель челове­ческой фигуры) и др.

Развитие понятия модели

Определения модели многочисленны. Одно из них было следующим.

Моделью назывался некий объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала, причем имеет существенные преимущества и удобства (наглядность, обозримость, доступность испытаний, легкость оперирования с ним и др.).

Затем были осознаны модельные свойства чертежей, рисунков, карт – реальных объектов искусственного происхождения, воплощаю­щих абстракцию довольно высокого уровня.

Следующий шаг заклю­чался в признании того, что моделями могут служить не только реаль­ные объекты, но и абстрактные, идеальные построения. Типичным приме­ром служат математические модели.

В результате деятельности матема­тиков, логиков и философов, занимавшихся исследованием оснований математики, была создана теория моделей. Согласно этой теории:

Модель определялась как результат отображения одной абстрактной математической струк­туры на другую, также абстрактную, либо как результат интерпретации первой модели в терминах и образах второй.

В XX веке понятие модели становится все более общим, охватываю­щим и реальные, и идеальные модели. При этом понятие абстрактной модели вышло за пределы математических моделей, стало относиться к любым знаниям и представлениям о мире.

Споры вокруг такого широкого толкования понятия модели продолжаются и поныне. Рассмотрим аргументы, фигурирующие в таких спорах.

Стоит ли понятие абстрактной модели распространять на такие фор­мы научных знаний, как законы, гипотезы, теории? На слайде 2 представлена одна из форм абстрактной модели.

Дело в том, что классифицировать гипотезу или теорию как модель вовсе не означает подмену одного понятия другим или отождествление этих, безусловно, разных понятий.

Модели могут быть качественно раз­личными, они образуют иерархию, в которой модель более высокого уровня (например, теория) содержит модели нижних уровней (скажем, гипотезы) как свои части, элементы. Важно также, что признание идеальных представлений, научных построений, законов в качестве мо­делей подчеркивает их относительную истинность.

Таким образом, сначала в сфере научных дисциплин информационного, кибернетического, системного направления, а затем и в других областях науки модель стала осознаваться как нечто универсальное, хотя и реализуемое различными спосо­бами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.