Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие принципы управления следующие.






1. Принцип разомкнутого или программного управления.

Сущность принципа состоит в том, что управление осуществляется с помощью за­данного алгоритма или программы, как показано на слайде 8.

На рисунке показаны: устройст­во, вырабатывающее программу или закон управления x{t}, устройство управления (которое принято обозначать специальным знаком - кругом, разделенным на секторы), вы­рабатывающее совокупность управляющих воздействий u(t), объект управления, помехи zj, вы­ходной результат yвых.

В некоторых случаях блок выработки закона управления и управляющее устройство совмещены.

Схема имеет вид разомкнутой цепи, в которой основное воздейст­вие передается от входа к выходу, выполняя заданную программу (за­кон управления), что и дало название принципу.

При таком принципе управления помехи zj могут исказить желаемое yвых. Тем не менее, благодаря простоте этот принцип широко используется.

По разомкнутому принципу построены станки с программным управлением, управление конвейером и другие системы.

2. Принцип компенсации или управления по возмущениям. Этот принцип называют также принципом управления с упреждением, как показано на слайде 9. При таком принципе используется устройство, измеряющее помехи и вырабатываю­щее компенсирующие воздействия, которые корректируют закон управления.

Устройство такого рода называ­ют компенсирующим устройством.

Простейшим примером такого принципа являются устройства, обеспечивающие ста­билизацию напряжения при колебаниях постоянного тока. К настоящему времени в теории автоматического управления разрабо­тано много разнообразных компенсационных механизмов, в соответствии с типом которых выделяют соответствующие подклассы уст­ройств и даже детализируют принцип ком­пенсационного управления в соответствии с этими видами устройств.

Этот принцип используется при планировании на предприятиях: при разработке планов учитывается, что производительность труда зависит от износа оборудования, от квалификации рабочих, смены и др., и при расчете времени на выполнение плановых заданий вводятся соответствующие корректировки в форме коэф­фициентов износа оборудования, коэффициентов сменности и др.

3. Принцип обратной связи или управления по отклонению.

Принцип иллюстрируется слайдом 10. При реализации данного принципа получаемые значения увых корректируются на осно­ве измерения отклонений Δ у от требуемого результата утреб, называемого в теории ав­томатического управления «уставкой».

Понятие обратной связи легко иллюстрируется на примерах тех­нических и электронных уст­ройств. Однако при использова­нии этого понятия применительно к социально-экономическим сис­темам это понятие не всегда верно интерпретируется.

Здесь иногда ограничиваются только фиксацией рассогласования Δ у между требуемым утреб и фактическим увых значением регулируемого параметра. Вместе с тем, при реализации данного принципа управления необходимо замк­нуть контур обратной связи, вырабатывая в блоке обратной связи соответствующие управляющие воздейст­вия, которые скорректируют закон управления x(t).

Обратная связь может быть:

- отрицательной - противодействующей тенденциям изменения выходного пара­метра, т.е. направленной на сохранение, стабилизацию требуемого значения параметра (например, стабилизацию выходного напряжения, или в системах организационного управления - количества выпускаемой продукции и т.п.);

- положительной, сохраняющей тенденции происходящих в системе изменений то­го или иного выходного параметра (что используется при разработке генераторов разно­го рода, при моделировании развивающихся систем).

4. Совмещение принципов обратной связи и управления с упреждением.

Для совершенствования процесса управления используют различные способы совмещения принципов управления, как показано на слайде 11.

Такая модель является основой адаптации. Совмещение принципов используют и в социально-экономических системах. Поскольку реализация в них принципа обратной связи связана с безработицей и социальными проблемами, при управлении используются компенсационные механизмы в форме социальных программ, уменьшающих социальные кризисы.

По принципу обратной связи функционируют основные регуляторы организма человека (при прикосно­вении к горячему утюгу человек автоматически отдергивает руку и т.п.). Такой эффект подобен работе термо­стата (регулятора температуры). Но регуляторы человека только в раннем детстве работают по принципу термостата. В последующем, обжегшись или оступившись несколько раз, ребенок приобретает условный рефлекс, оберегающий его от боли, и регуляторы человека начинают работать по принципу, называемому гомеостазом, упрощенной моделью которого может быть сочетание принципов управления.

Рассмотренные фундаментальные принципы управления в той или иной форме ис­пользуются в различных областях управления - от регулирования в технических систе­мах до управления коллективами людей.

Способы реализации рассмотренных принципов наиболее исследованы для управления в техни­ческих системах, не включающих социальные или экономические аспекты. А для соци­ально-экономических систем эти принципы в большей мере используются как объясни­тельные, поскольку практически невозможно в управлении такой системой исследовать и учесть все многообразные механизмы регулирования - экономические, финансовые, социальные и т.д.

Поэтому в науках об управлении социальными коллективами и сообществами выде­ляют сферы управления (государством, предприятием, научным или учебным коллекти­вом и т.п.) и для этих сфер разрабатывают более конкретные принципы управления, формы и методы их реализации.

В то же время есть в управлении сложными открытыми системами с активными эле­ментами, и в частности, социально-экономическими системами, некоторые общие прин­ципы и способы управления, которые имеет смысл кратко рассмотреть.

Способы управления государством, предприятием. Еще в период становления го­родов-государств Древней Греции возникло два способа управления коллективными работами и сообществами людей:

1) путем введения правил взаимоотношений между людьми (правил этики, морали, заповедей, законов религии, в последующем - светских законов и правовых норм);

2) с помощью чиновничества (т.е. административного аппарата управления комплек­сом работ, общиной, городом, районом, государством).

При выборе первого способа управления говорят о «правовом государстве», управ­ляемом системой законов («Власть -закону»), при выборе второго способа - о «тотали­тарном государстве», управляемом единоличным диктатором или чиновничьим аппара­том («Власть - монарху» или «Власть -чиновникам»).

В современных условиях существуют, как правило, промежуточные формы, которые и являются предметом дискуссий политических партий, придерживающихся разных принципов по поводу форм и методов управления страной.

Управление с помощью целеобразования.

Теория систем подсказывает еще один способ управления. Этот способ основан на закономерности самоорганизации. На уровне человека и социальных коллективов эта закономерность реализуется с помощью целеобразования.

Если человек ставит цель, чего-то хочет сам, то он непременно стремится это реализовать.

Степень сопротивления зависит от типа личности, ее психологических характеристик:

- бывают конфор­мисты, которые готовы делать то, что делают другие, или даже готовы подчиняться целям других людей, особенно если эти цели выработал коллектив;

- бывают личности с большой самостоятельностью мышления и сопротивляемостью навязываемым им мнениям и действиям.

Если использовать эту особенность человека как активного элемента социально-экономической системы, его стремление к реализации себя, к самостоятельной поста­новке своих целей (т.е. к целеобразованию, целеполаганию), то можно говорить о спо­собе управления, использующем активность личности и ее стремление к целеобразова­нию.

Способ самоорганизации, самоуправления характерен для творческих профессий. Такой способ управления часто проявляется во время войн. В мирное время труднее использовать этот способ управления.

Но в истории нашей страны (20-30-е гг. XX века) был период, когда члены общества с энтузиазмом рабо­тали ради поставленных коллективно целей («индустриализация», «строительство социализма» и т.д.).

Способ управления, основанный на участии в целеобразовании активных элементов (человека, предприятия, региона и т.п.), является перспективным. Но этот способ - самый сложный. Не все люди способны к целеобразованию и стремятся участвовать в формули­ровании целей.

Зарубежные исследователи утверждают, что активных личностей в стране около 10 %, а большинство насе­ления страны готово выполнять цели, поставленные руководством.

Первые два из рассмотренных способов управления основаны на принуждении: ад­министративное принуждение и принуждение с помощью установленных законов (вто­рое - более демократичное, но все-таки принуждение).

Основа третьего способа - способность человека, предприятия, региона и т.п. к са­моорганизации.

В каждой конкретной ситуации нужно выбирать разумное сочетание этих принципов с учетом необходимости и возможности их реализации.

Управление в социально-экономических системах охватывает широкий спектр понятий и функций:

- планирование;

- организация;

- регулирование и т.д.

Для реали­зации этих функций разрабатывают специальные методы и модели.

Управление в организации.

Рассмотрим понятие управления в организации.

Управ­ляемыми системами называют системы, которые обладают свойством изменять свое поведение, переходить в раз­ные состояния под влиянием различных управляющих воздействий.

Системой управления для организации называется совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих за­данное функционирование организации.

В управляемых системах всегда присутствуют орган, осуществляющий функцию управления, т.е. субъект управления (управляющая часть), и объект управления (управ­ляемая часть).

На слайде 13 представлен один из вариантов структуры организации.

На каждую систему с помощью множества внешних воздействий оказывает влияние внеш­няя среда, характеризуемая определенными величинами.

Эти внешние для рассматриваемой системы величины называются входными величинами (входными переменными), а элементы системы, к которым приложены входные воздействия, входами системы. На результаты рабо­ты организации влияют также возмущения внутреннего характера, возни­кающие в самой системе.

При решении задач управления выделяют два типа входных величин:

- управляющие воздействия;

- возмущающие воздействия.

К управляющим воздействиям относятся такие, значения параметров которых можно из­менять с целью осуществления движения в желаемом направлении при управлении системой.

Возмущающие воздействия оказывают влияние на функционирование системы, но их параметры в процессе управления изменять нельзя, а надо учитывать при выработке управляющих воздействий.

Через каналы связи движутся потоки информации, используемые всеми подсистемами органи­зации и обеспечивающие достижение целей организации.

Воздействие системы на окружающую среду характеризуется значениями ее выход­ных величин. Совокупность выходных величин позволяет субъекту управления определять со­ответствие результатов целям управления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.