Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение логики как науки
· способствует становлению развитого рассудочного мышления; · способствует восхождению к развитому рациональному мышлению; · дисциплинирует и систематизирует познавательный процесс; · страхует от глупости; · является методом познания; · вырабатывает динамичность и оперативность процесса принятия мыслительных решений. Главная практическая задача гносеологии и логики – совершенствование познания.
2.Познание: суть, уровни, формы. Основная проблема гносеологии – определение сути познания. Познание можно рассматривать как: одну из базовых человеческих потребностей в удовлетворении любопытства, любознательности, получении информации; высшую форму отражения объективной действительности; социально-опосредованную деятельность по выработке знаний. Познание - активный процесс: 1. Целенаправленность – познание всегда является сосредоточением внимания на определенных аспектах реальности. 2. Оперативность – любой познавательный акт состоит из ряда действий, операций. 3. Отрыв от непосредственного данного: а) переход от явлений к сущности, б) предвидение и прогнозирование. Результат познания – гносеологический образ объекта. Современный взгляд на познание – это рассмотрение его как деятельности. Деятельностная трактовка познания предполагает выделение в его составе трех основополагающих компонентов: субъект, объект, предмет. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, ее носитель. Субъектом может быть человек или социальная группа. Объект – это то, на что направлена деятельность. Предмет – часть объекта, непосредственно вступающая во взаимодействие с субъектом. Проблема влияния знания на результат познания определяет новую постановку проблемы познаваемости мира: - возможно ли достижение истинного и достоверного знания об объекте? - возможно ли достижение такого знания о мире в целом? - существуют ли проблемы, принципиально не разрешимые для человечества? В философской традиции определяются три основных позиции: 1. Гносеологический оптимизм – наши познавательные способности в целом обеспечивают достижение истинного и достоверного решения, в конечном счете, любой конкретной проблемы. 2. Скептицизм – возможность достижения истинного и достоверного знания сомнительна. У нас нет достаточных аргументов ни для подтверждения, на для опровержения. 3. Агностицизм – отрицает возможность истинного и достоверного знания и признает существование неразрешимых проблем. (Например, Д. Беркли (англ. философ XVIII в.) «Три разговора Гилоса с Филонусом». Наш образ любой вещи – это результат работы органов наших чувств. Свойства вещей даны нам в восприятии, и их определение зависит от характера нашего восприятия. Свойства вещей – это всегда наши оценки, наши восприятия. Если ощущения существенно отличаются от того, какие вещи на самом деле, узнать это невозможно, т.к. другого способа восприятия вещей у нас нет. Мы просто верим, что чувства дают нам достоверную информацию о реальности. Доказать логически, что реальность такова, и что она вообще существует за нашими ощущениями, мы не можем.).
Познание человека протекает на двух основных уровнях, которые мы рассматриваем, как стороны познавательной деятельности: чувственное познание и рациональное познание. Чувственное познание – непосредственное получение информации через органы чувств и деятельность нервной системы. Сохранение и обработка знаний в реальности в виде наглядных образов. Основные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие, представление. Ощущение – чувственное отражение отдельных сторон объекта. Восприятие – целостный образ объекта. Представление – сохранение целостного образа вне контакта с объектом и возможность его произвести. Рациональное познание – абстрактно-логическое мышление; осмысление реальности обобщенными символическими знаковыми средствами. Основные формы рационального познания – это понятие, суждение, умозаключение. Понятие – мысль об объекте, воспроизводящая в абстрактной форме некоторый предмет, явления, свойства, отношения. Суждение – мысль, устанавливающая связь понятий, может быть истинной или ложной. Умозаключение – это связь суждений, в которой из одних суждений выводятся другие – новые. Особенности человеческой познавательной деятельности связаны в основном со способностью к рациональному познанию. Чувственное познание примерно одинаково у людей и высших животных.
Одним из наиболее традиционных вопросов гносеологии был вопрос о возможностях и сравнительной достоверности чувственного и рационального познания. Этим занимались два направления: Сенсуализм считал более важным и достоверным чувственное познание, т.к. именно оно непосредственно связано с реальностью, с опытом. Любое знание, в конечном счете, выведено из опыта и должно быть к некоторым проверяемым на опыте утверждениям. Иначе оно не имеет смысла. Сенсуалисты: Эпикур, Гельвеций, Гоббс, Локк, Фейербах. Рационализм полагает, что рациональное познание - это не только обобщение чувственного опыта. Но имеет и другие основания. Только рациональное познание и разум дают достоверные результаты. Рационалисты: элеаты, Декарт, Лейбниц, Гегель. В настоящее время ясно, что эти стороны познания неразделимы. Не только разум не может развиваться без чувственного опыта, но и чувственный опыт изначально уже организован разумом. Проблема истины. В гносеологии понятие истины употребляется для характеристики знаний о предметах. Центральное понятие классической концепции истины - это соответствие мыслей действительности. Под соответствием имеется ввиду следующее: то, что утверждается мыслью действительно имеет место. Аристотель дал классическое определение истины как соответствия знания действительности.
В самом общем виде критерием истины является практика. Практика – это материальная преобразующая целенаправленная деятельность. Сущность критерия практики: на основе имеющихся у нас представлений, мы воздействуем на объект. Если результат воздействия, совпадает с ожидаемым, значит, наше представление было истинным. В науке форма существования практики – это опыт. Но в конкретном применении критерий практики ограничен существующим исторически уровнем развития практики, абстрактным характером некоторых теоретических областей. Поэтому различные философские направления предлагают и обосновывают еще ряд дополнительных критериев истины. Логические критерии истины: соответствие законам логики, внутренняя непротиворечивость, целостность и системность теории, соответствие общим принципам и законам науки. Ценностные критерии истины: 1. Истина – это то, с чем все согласны, или согласно большинство, то, что объединяет людей. (Теория общезначимости). 2. Истина – это то, что принято в результате договоренности, как удобная система описания. (Конвенционализм). 3. Истина – это то, что помогает человеку, приводит к практическому успеху. (Прагматизм). 4. Истина – это то, что важнее всего для человека, его жизненные ценности. (Экзистенциализм). Виды истины: Абсолютная (полностью исчерпывает предмет познания), относительная (допускает дополнения, изменения); абстрактная (отвлечённая), конкретная (точная, чёткая); объективна (не зависит от субъекта), субъективная (зависит от субъекта). Заблуждение: неадекватное действительности знание.
|