Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русский Север






Территорию, протянувшуюся к северо-востоку от Ярославля, принято называть Русским Севером. В этом понятии просматривается прежде всего этническое содержание: когда в эти места проникли новгородцы (XII в.), большая часть территории не была заселена и только в бассейне реки Вятки проживало древнее племя вятичей — одна из составляющих будущего русского этноса. До конца XIV в. эта земля была во владении Новгорода, при Иване III значительная часть ее попала под власть Великого княжества Московского.

Архангельская область. Первый этап колонизации территории бассейнов рек Северной Двины, Онеги, Мезени был связан с промыслом здесь пушнины, рыбы, соли. Второй этап отмечен торговлей России с Западной Европой через Архангельск (заложен недалеко от впадения Северной Двины в Белое море в 1584 г. по указу Ивана Грозного). Третий этап берет начало с основания Санкт-Петербурга, куда по петровскому указу была переведена вся торговля России, в связи с чем значение Архангельского экспортного морского порта резко упало. Но в то же время произошло оживление хозяйственной жизни поморов, промышлявших рыбу и морского зверя не только в прибрежных водах, но и в Баренцевом и Норвежском морях. Четвертый этап освоения территории связан с новым видом хозяйственной деятельности — в конце XIX в. в бассейнах северных рек стали заготавливать лес для экспорта за границу. Пятый этап характеризуется усилением индустриализации в СССР, резко возросшим спросом на валюту, получить которую проще всего можно было путем увеличения лесоэкспорта. Шестой этап, послевоенный, ознаменован созданием мощной индустрии в самом регионе: судостроения в Северодвинске, целлюлозно-бумажной промышленности в Архангельске, Коряжме (близ Котласа), Новодвинске. В 1950-х гг. на Новой Земле (этот остров входит в состав Архангельской области) начались испытания ядерного оружия, а в середине 1950-х гг. в архангельской тайге построен космодром «Плесецк». В 1960-е гг. освоен Северо-Онежский бассейн бокситов, тогда же на базе савинских чистых известняков создано производство цемента. Наконец, в 1980-е гг. в районе Летнего Берега было открыто крупное месторождение алмазов, ведутся подготовительные работы по их освоению.

Привлечению инвестиций препятствует неразвитая инфраструктура. Отсутствует спрос на продукцию местного машиностроения. Проведение конверсии привело почти к полной остановке северодвинских заводов «Звездочка» и «Севмашпредприятие». Несколько лучше обстоят дела на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности.

Вологодская область. В бассейны рек Сухоны и Шексны новгородцы проникли в XII в., прочно владели этой землей до конца XIV в., когда Вологда (основана в 1147 г.) и ее окружение были подчинены Москвой. В 1612 г. и до Вологды докатилась польско-шведская интервенция. Основание Санкт-Петербурга оттянуло от Вологды людские силы, ее экономическое значение упало. Возобновление хозяйственного развития произошло после строительства железных дорог Санкт-Петербург — Вятка и Москва — Архангельск.

Долгое время промышленность области была сконцентрирована в Вологде. На местном сырье — лесе и торфе — работают деревообрабатывающая (АО «Вологдалеспром»), целлюлозно-бумажная (Сокольский и Сухонский ЦБК), топливная (Череповецкая ГРЭС), пищевая (переработка молока), легкая (льнообработка) отрасли промышленности. Вологда — известный центр кружевоплетения, изделия вологодских мастеров не раз отмечались золотыми медалями на международных выставках. В современной Вологде помимо названных есть оптико-механический, подшипниковый заводы, предприятия по производству деревообрабатывающих станков, электротехнических машин.

По численности населения и объемам выпускаемой промышленной продукции Вологду превосходит Череповец — один из наиболее значительных в стране центров черной металлургии (металлургический, сталепрокатный заводы), химической промышленности (АО «Аммофос», «Азот»). В общем объеме внутреннего регионального продукта доля череповецких предприятий превышает 50%.

Из других городов области назовем Великий Устюг (упоминается в письменных источниках с 1212 г.) — родину известных русских путешественников С. Дежнева, Ф. Попова, Е. Хабарова, В. Атласова. В северовосточной части области находится г. Красавино — центр текстильной промышленности.

Кировская область. Ее территория располагается главным образом в бассейне реки Вятки, правого притока Камы. По имени реки был назван и расположенный на ней город — административный центр Вятской губернии. Однако самое первое название этого города другое' — Хлынов, впервые упомянутый в общерусских летописях под 1374 г. Во второй половине XV в. здесь получили развитие ремесла и торговля, лесной промысел. Довольно рано на вятской земле стала развиваться деревообрабатывающая промышленность.

Современный промышленный комплекс Кировской области многообразен. Особенно выделяется машиностроение, включающее крупные предприятия ВПК. Вятское машиностроительное предприятие «Ави-тек» выпускает лазерный комплекс для сварки и резки металлов, управляемые ракеты для зенитных комплексов, пневмопогрузчики, стиральные машины. Завод «Лепсе» производит системы электропитания для авиатехники, электродвигатели, котлы, насосы. Кирово-Чепецкий химкомбинат дает аммиак, аммиачную селитру, хлористый кальций, хлорорганические соединения. Из других предприятий упомянем АООТ «Белка» (головные уборы, меха), а также лыжный комбинат.

Далеко не все из названных видов продукции ныне имеют достаточный спрос на рынке, поэтому экономика области в целом, областного центра — г. Кирова, а также таких значительных промышленных центров, как Вятские Поляны, Котельнич, Слободской, Кирово-Чепецк, Омутинск и др., переживают период стагнации. Крайне слабо развит малый бизнес, размеры инвестиций весьма незначительны.

1.3. Невский край: Санкт-Петербург и Ленинградская область

До начала 1990-х гг. Ленинград и Ленинградская область представляли собой единый социально-экономический комплекс, все его составляющие получали взаимосвязанное развитие. Возведение города и области в ранг равнозначных субъектов РФ привело к разрыву хозяйственных связей. Особенно это проявилось в агропромышленном секторе эконо-мики: закупки продовольствия за рубежом лишили сельское хозяйство традиционного рынка сбыта продовольствия, фактически привели к разрушению сельскохозяйственного производства. В свою очередь, промышленность города лишилась традиционного потребителя своих изделий — машин и оборудования.

Санкт-Петербург часто называют северной столицей России. На самом деле в этом выражении нет строго определенного содержания: с 1918 г. столичных функций город не выполняет. Однако это не умаляет его значения — город на Неве имеет мировую известность, его архитектурные ансамбли, исторические памятники, неповторимые ландшафтные парки — бесценное достояние русской и мировой культуры. Одновременно он пользуется заслуженной славой мирового центра науки, подготовки кадров, проектно-конструкторских работ.

На протяжении двух с лишним столетий Санкт-Петербург был столицей Российской империи. Здесь зарождались проекты изучения и освоения новых земель, строились суда для целей торговли и военные корабли. Спустя всего лишь два десятилетия после возникновения города (основан в 1703 г.) в нем были учреждены Академия наук, университет и академическая гимназия (1724). Научно-техническая функция на протяжении всех этапов развития города оставалась одной из главных, оказывала огромное влияние на технический прогресс, научно-техническую политику.

К началу 1990-х гг. в Санкт-Петербурге было сконцентрировано 11% научно-исследовательских организаций России, где трудились около 14% российских ученых. Академический сектор науки представлен 38 институтами РАН, 13 институтами Российской сельскохозяйственной академии, 4 — Российской академии образования. Внушителен вузовский сектор науки: только в Санкт-Петербургском университете 12 НИИ.

Многие промышленные министерства СССР имели в городе на Неве головные НИИ и ПКТО. Значительная часть из них была задействована на обслуживание ВПК. Резкое сокращение оборонного заказа поставило их в трудное положение. Объемы финансирования науки города из госбюджета за 1990-е гг. сократились в несколько раз. Многие талантливые ученые эмигрировали в другие страны.

Радикальная смена экономических отношений в стране негативно отразилась на всех сторонах хозяйственной жизни. Физические объемы промышленного производства уменьшились более чем на 60%. За то же время численность промышленно-производственного персонала сократилась только на 40%. Следовательно, на промышленных предприятиях теперь сосредоточено примерно на 1/3 больше рабочей силы, чем это требуется по экономическим и технологическим нуждам производства.

В главной отрасли промышленности — машиностроении — наиболее благоприятная ситуация к концу 1990-х гг. наблюдается на предприятиях судостроения (ГП «Адмиралтейские верфи»), оборонного машиностроения («Арсенал»), широкого профиля («Кировский завод»). Возобновились заказы на продукцию «Электросилы», «Ижорских заводов», «Металлического завода».

Ситуация на предприятиях пищевой и легкой промышленности прямо противоположна: первые находятся на подъеме, вторые продолжают падать. Наиболее эффективно работают пивоваренные заводы, кондитерские фабрики, молочные комбинаты и т.п. Доля легкой промышленности в общепромышленном производстве упала с 14, 2 до 5, 0%, и является достаточно тревожным симптомом для самого существования отрасли в регионе.

Санкт-Петербург имеет неплохие перспективы для развития туризма. Этому благоприятствует наличие широкой сети музеев как в самом городе, так и в ближайших пригородах (Петергоф, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов и др.), где собраны шедевры мировой культуры. На Карельском перешейке — известные в стране здравницы, дома отдыха. Улучшается гостиничный фонд, включающий и пятизвездочные гостиницы («Астория», «Европейская» и др.).

Ленинградская область, как уже отмечалось, ранее развивалась под воздействием Санкт-Петербурга, которое ослабло в условиях существования разных субъектов РФ. Ленинградской области предшествовала Ингерманландская (первое 10-летие после основания города), затем Санкт-Петербургская, с 1914 г. — Петроградская, с 1924 г. — Ленинградская губерния. В советские годы история формирования области насчитывает три этапа: 1) до ее образования в 1927 г.; 2) существования большой Ленинградской области (в ее состав вошли бывшие Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская и Череповецкая губернии); 3) создания области в современных границах.

В настоящее время среди населения области преобладают русские (90%), затем идут украинцы (3%) и белорусы (2%). В сельской местности проживают представители финно-угорских народов — ингерман-ландские финны, вепсы, ижора.

В составе многоотраслевого промышленного комплекса области выделяются: электроэнергетика (Ленинградская АЭС, две ГРЭС), топливно-энергетический комплекс («Киришинефтеоргсинтез» и др.), машиностроение (предприятия в Тихвине, Выборге, Сосновом Бору, Гатчине), Целлюлозно-бумажная промышленность (Светогорский и Сясьский ЦБК), химическая промышленность («Фосфорит», «Бокситогорский Полимер»).

В целом хозяйство области, ориентируясь на обслуживание второго по величине города страны, получило утяжеленную структуру: лишь четвертая часть выпускаемой продукции направлялась на удовлетворение потребительского спроса. При рыночной экономике крупные специализированные хозяйства не могут функционировать эффективно, поскольку в условиях рынка первая «заповедь» производителя — быстрое и гибкое реагирование на конъюнктуру спроса. Это означает, что в Ленинградской области необходимо перепрофилирование многих предприятий, диверсификация всего производства. Перспективы развития хозяйства связаны с реализацией ряда инвестиционных проектов — морских портов на побережье Финского залива и 9-го интермодального транспортного коридора.

Из городов Ленинградской области наиболее устойчивое развитие получают: Выборг (благодаря положению вблизи границы с Финляндией), Тихвин (на заводе «Трансмаш» производятся локомотивы «Сокол» для скоростного движения по железным дорогам), Волхов и Кингисепп (ресурсная экономика).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.