Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Универсальный и глобальный эволюционизм как принцип построения ЕНКМ






 

Идея развития (эволюции) мира – одна из важнейших идей европейской цивилизации.

К концу XX в. вектором (доминирующей концепцией) развития науки стало построение единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое «триаду»: происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы с планетой Земля (геогенез), возникновение человека и общества (антропосоциогенез).

Глобальный эволюционизм включает четыре типа эволюции: космическую, химическую, биологическую и социальную - это новый тип целостного знания и этому способствовали три важнейшие современные научные парадигмы: теория нестационарной Вселенной, концепция биосферы и ноосферы и идеи синергетики.

Философски значимым становится императив «Думать глобально – действовать локально».

Эволюционная теория Ч. Дарвина впервые предложила механизм осуществления идеи эволюции.

За последние десятилетия в недрах каждой науки сформировался «свой» эволюционизм, идея эволюции завладела и физикой, и космологией, и химией. Их синтез становится необходимостью для построения современной естественнонаучной картины мира, дающей целостное представление об универсальных законах эволюции.

Принцип универсального эволюционизма стал общенаучным, позволяющим рассматривать единый процесс развития неживой природы, живого вещества и человечества.

И он в свою очередь основывается на принципе минимума диссипации энергии означающего, что из всех возможных движений реализуется лишь то, для которого диссипация (рассеяние) энергии минимально, т.е. наивысшие шансы на развитие имеет форма материи, наиболее полно и эффективно утилизирующая внешнюю энергию (принцип экономии энтропии).

В представлениях об устройстве мирозданья стали «властвовать» законы, являющиеся принципами отбора, и допускающих бифуркационные состояния, из которых возможен переход материального объекта в целое множество новых состояний.

В бифуркационном состоянии дальнейшая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой. Во всех процессах, имеющихся во Вселенной, неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на ее развитие; и все в ней эволюционирует в условиях некоторого уровня неопределенности.

Точки бифуркации разводят пути эволюции (разделение или расхождение в процессе эволюции признаков и свойств у первоначально близких групп получило название д ивергенция), что обеспечивает рост разнообразия и сложности организации материи.

Противоположное дивергенции понятие – конвергенция, означает возникновение сходных признаков или свойств у представителей различных групп.

В природе доминирует принцип дивергенции. Реальное состояние общества также подтверждает принцип дивергенции, для групп людей, живущих в близких географических и социальных условиях, образы мышления, стандарты жизни, нормы поведения и характер искусств отличаются значительно и не проявляется тенденция к стиранию граней.

Мозаичность населения представляет собой благо как для государства, так и для человечества в целом, ибо стабильность и приспособляемость всякой системы определяется ее генетическим и иным разнообразием.

Стратегия природы такова, что все в ней требует притока энергии, но с минимальным ростом энтропии, это определяет принципиальную необратимость эволюции через бифуркационный механизм, т.е. невозможность повернуть историю вспять. Т.н. «стрела времени» характеризует направление необратимой эволюции природной системы: ее рождение, жизнь и гибель.

Универсальный эволюционизм означает, что наша Вселенная есть некая единая система и ее эволюция представляет собой рост разнообразия форм материальной организации.

Создание естественнонаучной картины мира (ЕНКМ) возводит идеи универсального и глобального эволюционизма в ранг принципа:

материальный мир не может существовать вне развития;

развитие всегда означает движение от низших форм к высшим, через усложнение и усовершенствование.

Этот принцип позволяет процессы природы и процессы в обществе рассматривать с некоторых единых позиций; может быть использован в решении обществоведческих проблем гуманитарных наук.

К поиску и разработке процессов самоорганизации открытых неравновесных систем различных уровней организации материи активно подключилась и современная физика. На позициях физики уже разработаны (построены) синергетические модели

самоорганизации социально-экономических процессов,

кризисов развития человеческого общества,

процессов глобализации.

Синергетическими моделями (в рамках физики) уже представлены:

цивилизация в целом и конкретное общество в частности, - как сложные неравновесные системы, устойчивость которых обеспечивается взаимопониманием внешних и внутренних причин развития.

По мнению И. Пригожина, «первой физической теорией, действительно порвавшей с прошлым, была квантовая механика», но и она не вполне адекватна т.н. «нелинейному мышлению». В этом смысле именно синергетика выступила лидером в нелинейном переосмыслении мира, стала как бы идеологией нелинейного подхода.

Появился «новый детерминизм», включающий в себя и элементы стохастического описания, множественность путей развития, возможность возникновения хаотических режимов, сложный характер воздействия на систему – без этого понимания, невозможно адекватное описание как природных, так и общественных явлений.

Новое синергетическое мышление очень созвучно восточным учениям. В восточной философии для человека западной цивилизации есть много полезных аналогий и глубоких откровений. В частности, в ней более гибко используется взаимодействие двух начал –

«ян» и «инь», мужского и женского,

но они не противопоставляются друг другу, они присутствуют друг в друге. Это есть вечный колебательный процесс, в физике примером аналогии инь и ян служит

дуализм квантовых частиц (волна и частица).

В синергетическом понимании - это гармоничное взаимодействие

хаоса и порядка,

проявление принципа дополнительности Бора, проблема управления без управления, когда малым резонансным воздействием можно подтолкнуть систему на один из собственных путей самоуправляемого и самоподдерживающего развития.

В более глубокой взаимосвязи всего живого в нашем мире, человек лишь часть природы, а отнюдь не хозяин, он должен гармонично вписываться в природу, найти свою нишу в ней.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.