Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология аномального развития






Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дисонтогенеза. Дисонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития.

Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка.

Предмет – законы психического дисонтогенеза.

Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л, С Выготским, сформулировавшим принципы отражающие законы психического онтогенеза.

Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций.

Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ, в зависимости от характера повреждения функции, возможность формирования обходным путем.

Механизмы направления психической деятельности при дисонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме.

Психический дефект формирующийся в процессе дисонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни.

Задачи стоящие перед психологией аномального развития:

Теоретические-

Проблема нормы и патологии. Общепсихологические задачи. Выработка критериев для разграничения нормы и патологии. Кроме того предпологается описание психологической структуры нормы. Изучая возможные дисциплины возможно описание психологической структуры нормы, это возможно через отрицание отклонений. Но это до сих пор актуальная задача. Задача трансформации критериев, дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития.

Выделение специфических законов, механизмов формирования нарушений психики. Существуют единые законы развития для аномального и нормального развития, но есть специфичные закономерности для аномалий развития. Общие механизмы: нарушение функций общения, нарушение процесса социализации, нарушение усвоения универсальных социальных знаний. Общие закономерности действуют при всех типах дисонтогенеза. Есть специфические закономерности, характерные для определенного вида дисонтогенеза.

Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дисонтогенеза. В структуре дефекта выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих.

Практические –

4)Клинико-диагностическая - описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик.

Воздействие – коррекция отклонений в развитии.

Экспертная оценка, оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик.

Психология аномального развития и другие отрасли психологии, науки.

Место психологии аномального развития.

Дисциплина наиболее связана с другими отраслями клинической психологии, нейропсихологией, психосоматикой, патопсихологией детского возраста.Связь с возрастной психологией, психологической педагогикой – то есть другие области, изучающие онтогенез. Область междисциплинарного исследования – медицина, психиатрия, невро- и психопатология детского возраста. Педагогика, социология, этнология, дефектология (сурдо и тифло- педагогика).

Психология аномального развития тесно связана с другими науками изучающими аномальное развитие, это имеет историческую обусловленность и корнями уходит в психиатрию и дефектологию.

ВКЛАД ПСИХИАТРИИ В ПСИХОЛОГИЮ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

Долго психиатры считали, что в детстве возможно только одно психическое заболевание- умственная отсталость. Такой подход вытекал из позиции, что детская психика еще не сформирована, то есть не может быть и заболевания. В начале 20 века систематическое изучение психически больных детей, показало, что у детей возможны и галлюцинации и бред. Ранее это отвергалось. Специфические особенности детской психиатрии: в детской клинике можно столкнуться со всеми психическими заболеваниями, имеют возрастные особенности. Интерес в психиатрии смещается от сильно выраженных отклонений к менее выраженным – психозам и неврозам.

В 50х годах создание новых психотропных препаратов снимающих психотическое состояние (аминазин). Это изменило отношение к душевно больным. До этого к ним относились как к преступникам, заковывали в цепи и ограждали от общества. В середине 50х годов стали появляться стационары. Общество перестало рассматривать этих больных как угрозу для себя, изменилось отношение близких людей к психически не здоровым родственникам, отношение персонала в клиниках. В нашей стране в психиатрических клиниках и в обществе до сих пор предвзятое отношение. Отношение к психически больным детям различно на западе и в отечественной действительности. Достаточно

Собственное развитие психологии аномального развития началась в 20 веке с появлением диагностических методик для оценки развития. Наиболее продуктивный этап начался после второй мировой войны. Систематическое целенаправленное изучение различных аномалий развития. Встал вопрос о разработке качественных диагностических методик, необходимых для установления структуры дефекта и формулировки клинического диагноза. Этого так же недостаточно. так как необходимо изучение динамики процесса, а не только уровня на котором находится ребенок на определенный момент. Стоит задача формулирования функционального диагноза.

Термин дисонтогения в 1927 году был предложен немецким психиатром- Швальбе. Термин обозначал отклонение во внутриутробном формировании плода. Позже приобрело более широкое значение обозначающее период с начало зачатия до достижения зрелого развития.

ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИСОНТОГЕНЕЗА.

1.биологические. 2.социальные.

Эндогенные, изначально существующие экзогенные внешние по

внутри нервной системы. Генетические отношению к нервной

аномалии и наследственные заболевания. системе.

Пр. Опухоли головного мозга по отношению к организму могут быть вызваны эндогенно, а к нервной системе экзогенно – пример черепно-мозговой травмы.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИСЪОНТОГЕНЕЗА.

В едущими являются генетически обусловленные нарушения: возникновение вследствиегенных мутаций, хромосомных абераций и наследование гена определенного заболевания (гемофилия, дальтонизм, предрасположенность к соматическим заболеваниям, к невротическим расстройствам, к психическим заболеваниям, маниакально-депрессивному психозу, шизофрении).Существует наследственная предрасположенность к алкоголизму, гипертонической болезни, сахарному диабету, бронхиальной астме.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ ПРИВОДЯЩИЕ К ОТСТАВАНИЮ В РАЗВИТИЯ.

1.

Патология хромосомного набора (б. Дауна).

Поломка одного из генов может привести к обменным заболеваниям приводящих к умственной отсталости (фенилкетонурия, галактозозурия).

Недоразвитие головного мозга – микроцефалия.

До пятисот вариантов олигофрении связаны с генетическими заболеваниями.

2.

4)Внутриутробные нарушения: токсикоз беременности, острые и хронические вирусные заболевания матери (краснуха), паразитарные инфекции (мононуклеоз, токсоплазмоз, эхинококкоз), сифилис.

Обострение хронических заболеваний матери, особенно эндокринные, патология сердечно-сосудистой и мочевыделительных систем.

Интоксикация матери в период беременности: алкогольное, наркотическое отравление, медикаментозное воздействие неправильно употребляемых, воздействие токсических веществ.

Радиационное и рентгеновское излучение.

Механическое и травматическое повреждение плода, отслойка плаценты.

Несовместимость крови плода и матери. Антитела организма матери к мозгу ребенка- гемолитическая болезнь новорожденных.

: то есть спектр вредоносных влияний изменяющих развитие ребенка очень велик. Независимо от вида патологии плод испытывает гипоксию, которая негативно отражается на формировании мозговых структур и нервной системы и сочетается с аномалиями функционирования систем органов - сочетание патологии.

ФАКТОР НАТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

отклонение от нормального течения родов:

стремительные роды, задержанные роды, родовая травма (гематома, сдавление мягких хрящей, кривошея).

неблагоприятное течение родовой деятельности

недоношенность, переношенность.

Неправильное предлежание плода.

Обвитие пуповиной (асфиксия)

Наложение щипцов, вакуум, выдавливание, кесарево сечение.

Преждевременное излитие околоплодных вод

Неоправданное применение медикаментозных препаратов стимулирующих, тормозящих родовую деятельность.

ПОСТНАТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ.

инфекция матери может привести к нейроинфекции (корь, скарлатина, краснуха, дифтерия), постпрививочные нейроинфекции.

Интоксикация

Черепно-мозговая травма

Опухоли головного мозга

Хронические соматические заболевания (врожденный порок сердца, патология желудочно – кишечного тракта, дыхательной системы. эндокринной системы.

Возможны три варианта развития по соответствию с динамикой болезненного процесса:

дисонтогенез связан с относительно стабильным патологическим состоянием нервной системы (болезнь Дауна – умственная отсталость не прогрессирует).

дисонтогенез разворачивается на фоне прогрессирующего заболевания, динамика заболевания носит проградиентный характер(дегенеративные заболевания, деменция, прогрессирующая гидроцефалия, опухолевый процесс).

период после перенесенного острого заболевания, воздействия вредности. Купирование болезненных проявлений ведет к улучшению состояния.

Рассматривая биологические факторы дисонтогенеза Лебединский, предлагает учитывать три параметра, фактора, определяющих тяжесть состояния: время воздействия патогенного фактора, определяющих универсальный закон: ЧЕМ РАНЬШЕ ПРОИЗОШЛО ВЛИЯНИЕ ВРЕДНОСТИ, ТЕМ ТЯЖЕЛЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

И как следствие проявление этого закона:

Одно и тоже нарушение развития может возникать в результате разных причин, действующих в один и тот же период развития. Дефицит питания, прием наркотических средств негативно влияет именно на те системы органов, которые закладываются и формируются в этот период.

Одна и та же причина может привести к разным последствиям, действуя на разных этапах онтогенеза.

Пример: Коревая краснуха в период беременности 100 % показания к прерыванию беременности, вирус краснухе тропен к эмбриональной ткани и к нервной системе. Перенесенная краснуха в период до двух лет может привести к задержке психического развития.Развитие нейроинфекции приводит к олигофрении. Последствия зависят от возрастных особенностей на момент вредного воздействия.

Мозговая локализация процесса и его распространенность. Последствия различны от повреждения структур разных блоков. Детский мозг очень высоко пластичен, что создает возможность компенсации дефекта. Дефект в детском возрасте может быть скомпенсирован за счет сохранных структур. Развитие функции может пойти не традиционным путем. (повреждение определенных центров не приводит к обще-мозговым нарушениям).

Интенсивность повреждения организующего поражение головного мозга, в детском возрасте ведут к повреждению одних и недоразвитию других систем, функционально связанных с поврежденной.

Картина нарушений в детской клинике сложнее и многограннее чем во взрослой клинике. Рассматривая биологические факторы дисонтогенеза следует помнить, что детский организм более чутко реагирует на экзогенные вредности, чем взрослый, результат незрелости головного мозга и слабости гематоэнцефалитического барьера.Вредности могут необратимо изменить ход развития ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРА ДИСОНТОГЕНЕЗА.

Социально психологические факторы:

Наиболее мощным фактором является депривация- длительное лишение возможности удовлетворения какой либо потребности.

Виды депривационного воздействия.

сенсорная депривация - лишение возможности получения информации.

Двигательная депривация – лишение возможности оптимального двигательного развития

эмоциональная депривация –лишение возможности установления оптимального эмоционального контакта с окружающими

когнетивная депривация –лишение возможности получать знания, усваивать опыт, приобретать навыки

социальная депривация

Сочетание видов депривации часто прослеживается в дисонтогенезе.

Депривационные условия.

1. Внешние причины:

Ситуация крайней изоляции ребенка (одичавшие дети, крайне жестокое обращение с детьми.

Госпитализм – помещение ребенка в закрытые учреждения (детский дом, дом малютки. Нет потери связи с социумом, есть потеря связи с семей. Госпитализация в больницу, помещение в санаторий.

Депривация развивается при условии нахождения в семье, но когда близкие не могут обеспечить нормальное развитие ребенка (психически больные родители, родители имеющие сенсорные дефекты, родители игнорирующие родительские обязанности.

Наличие сенсорных дефектов у ребенка (слепота, глухота, умственная отсталость, аутизм).

2. Внутренние причины:

Индивидуально типологические особенности и свойства – темперамент.

Эксперимент Боулуби с детьми до двух лет с их матерями, оценивая как реагируют дети на отсутствие матери выявили три группы детей, демонстрирующих три типа поведения (устойчивая привязанность, неустойчивая привязанность, нейтралитет). Свойства темперамента закладывают основу характера, но не определяют основу восприятия (гендерные различия). P.s. спорные мнения.

Возраст ребенка, чем раньше происходит депривация, тем тяжелее последствия. Необходимо учитывать существование сензетивных периодов – формирование привязанности к матери, по Боулуби пик привязанности к матери в полтора года. В этом возрасте крайне нежелательна разлука с матерью. К трем годам период формирования привязанности к матери завершается, повышается интерес к событиям социально широкого круга, отпечаток накладывают индивидуальные особенности.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДЕПРИВАЦИИ И ЕЕ РОЛИ.

В конце 19 начале 20 века изучения депривации начались с появления феномена госпитализма. Первый этап, во время первой мировой войны при помещении младенцев в сиротский приют, было отмечено что ребенок начинает отставать в развитии, происходит снижение уровня психической активности, ребенок перестает проявлять интерес и реагировать на окружающую среду. Снижение физиологической активности, снижение аппетита, увеличение продолжительности сна. Острая тоска приводит к гибели ребенка. Госпитализм не связан с качеством медицинского ухода. Боулуби обследовал шести месячных младенцев находящихся в учереждениях с разной степенью ухода, с разными источниками финансирования, обеспечивающих разное питание, обучение персонала. Вывод: госпитализм связан не с физиологическими причинами, а возникает из-за отсутствия эмоциональной вовлеченности. Второй этап в 30 годах, в годы второй мировой войны интенсивное изучение этологами и психоаналитиками: Мелани Кляйн, Анна Фрейд – работали с детьми сиротами – пытались компенсировать отсутствие эмоциональной связи с родителями, формируя братско-сестринские отношения в группе. Благодаря развитию науки найти явление госпитализма в чистом виде практически не встречается. Но существует явление неогоспитализма. Присущее обеспеченным семьям, перепоручение ребенка третьим лицам, в силу профессиональной занятости. Нарушение эмоционального контакта с окружающими. При этом явления госпитализма сглажены, но вероятна задержка в развитии. Много изучением проблемы депривации занимались психоаналитики: установление связи эмоциональной депривации и аутизма у ребенка. Аутизм с точки зрения психоанализа следствие эмоциональной холодности матери, нерасположенной устанавливать эмоциональный контакт с ребенком. Ребенок закрывается в своем мире.В этиопатогенезе аутизма с точки зрения современной науки депривационный фактор фактор является вторичным, а первичной является неспособность ребенка к у становлению контакта.

Так же к внешним условиям можно отнести: неполная семья – нарушение полоролевой идентификации, несформированность полоролевого взаимодействия.

Изучение этологами депривации животных.

Эксперименты с детенышами шимпанзе, с использованием манекенов в качестве матери. Вывод: действительно для развития детеныша важен не факт кормления, а важен факт эмоционального тесного общения. Другой целью было намерение выяснить влияние на психическое развитие, изоляции от сородичей, сразу от рождения на сроки разной длительности: от 1 до 6 месяцев: чем дольше изоляция, тем интенсивнее проявление последствий. Изоляция в течении 6 месяцев приводят к несформированности внешней активности, а формирование стереотипных форм поведения – яктации.Нарушение социальных форм поведения: невключенность в иерархическую систему сообщества, проявление агрессии даже на особей высших по рангу. Эксперименты по реабилитации и реадаптации этих особей показали, что даже для крайне депривированных обезьян возможна реабилитация. В клетку помещали более меньшего детеныша, любопытного, с сильной тягой к телесному контакту в силу возраста и не умеющему проявлять агрессивность. Постепенно, с задержкой возвращается способность эмоционально реагировать. В дальнейшем проводили эксперименты с депривированными в раннем возрасте обезьянами, росшими без материнской опеки. Изучали способы их обращения со своими детенышами. Выяснилось, что они их бросали неинтересовались, калечили, убивали. Рождение второго ребенка купировало крайности проявления в поведении, поведение становилось более адекватным. Эти исследования наглядно показали: что ранний возраст сензитивный период формирования материнского поведения, то есть основы материнского поведения закладываются в младенчестве.

Факторы оказывающие неблагоприятное влияние на ребенка.

-Неблагоприятная обстановка в семье: неполная семья, алкоголизм, наркозависимость, жестокое обращение в семье, низкий социальный статус, психические заболевания.

-Неправильное воспитание в семье: гипоопека, гиперопека, эмоциональное отвержение. Классификация предложенная Демилер-Юстицким: доминирующее воспитание, инициатива ребенка задавливается; потворствующая гиперопека, ребенок воспитывается по типу кумир семьи; гипоопека, безнадзорность, педзапушенность, депривация социальных навыков; перфекционизм, ребенок может заслужить одобрение родителей только, если тот заслужил поощерение- этот тип воспитания представляет явное или скрытое эмоциональное отвержение (при наличии у ребенка сложных заболеваний, нежелательного пола). В целом эти факторы могут закрепляться в патологические черты характера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.