Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности применения и формы представления психодиагностических данных.






В соответствии с источником, оформившим запрос на проведение психологической диагностики, и целями запроса, полученные в результате психодиагностики данные могут применяться в нескольких вариантах:

1) данные используются обследуемым в целях саморазвития или в других целях (например, в методике «Биограф» испытуемый имеет возможность самостоятельно поработать со своим опытом);

2) данные напрямую используются диагностом (например, для организации психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий);

3) данные используются заказчиком (например, администраций для принятия управленческих решений, родителями в процессе воспитания ребенка, педагогами для наиболее оптимальной организации учебно-воспитательного процесса).

В случаях, когда предполагается использование данных самим заказчиком, психологу следует с особым вниманием отнестись к оформлению заказа с тем, чтобы точно и четко определить цели и задачи психодиагностики. Потребность во внимательном отношении к этапу оформления заказа обусловливается необходимостью соблюдения правил профессиональной этики в процессе ознакомления заказчика с полученной информацией. Четкое определение того, чего хочет заказчик, нужно, чтобы не сообщить ему об обследуемом человеке лишней информации, не отвечающей напрямую на вопросы заказчика, и вместе с тем способной навредить обследуемому лицу.

Наиболее оптимальными способами предъявления информации, выявленной в результате проведения психологической диагностики, является беседа, которая должна быть предварительно тщательно продумана психологом. В случаях, если заказчик требует ответа психолога в письменном виде (чаще всего это бывает, когда запрос носит официальный характер, то есть формируется в условиях организации – школы, производственного предприятия или службы по оказанию тех или иных услуг), то результаты диагностики предоставляются в виде психологического заключения или справки. Эти документы в свою очередь также должны отвечать определенным требованиям.

Основные требования к оформлению психологического заключения по итогам психодиагностики:

1. Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.

2. Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.

3. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.

4. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.

5. В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких, как:

а) состояние респондента/испытуемого;

б) характер контакта испытуемого с психологом;

в) нестандартные условия тестирования;

г) отношение испытуемого к выполнению предлагаемых заданий.

Психологическое заключение по результатам психодиагностики оформляется в соответствии с представленным ниже образцом.

Должность и ФИО заказчика,

оформившего запрос

 

Психологическое заключение

по результатам исследования целеполагания у учащихся

(мотивации работников ….. организации),

проведенного среди учеников 9 класса (сотрудников … отдела)

Цель исследования: изучение умений школьников четко ставить жизненно важные

цели и планировать действия по их достижению, определяя время реализации промежуточных задач

(выявление направленности личности работников и степени ее согласованности с идеями функционирования организации).

Объект исследования: целеполагание старших школьников (мотивация

сотрудников).

Предмет исследования: особенности целеполагания школьников в связи с их

готовностью реализовывать поставленные цели

(своеобразие мотивации работников, по-разному понимающих идеи развития предприятия).

Применяемые методы и методики:

Ход исследования: отражается форма проведения исследования (групповая или индивидуальная), число участников эксперимента, при необходимости дается краткая характеристика экспериментальной группы; указывается средство диагностики и суть самой процедуры исследования (для реализации цели исследования испытуемым была предложена анкета, которая предполагала ответы на 25 вопросов открытой формы)….

Результаты исследования показали / в итоге диагностики выявлено …

На основе полученных сведений были сделаны выводы: …..

Рекомендации: они должны отражать: 1) лиц, для которых они предназначаются;

2) рекомендуемые формы работы и виды психологического воздействия.

Чаще всего адресатами, получающими рекомендации, выступают:

а) заказчики исследования;

б) сами обследуемые;

в) психолог;

г) лица, которые непосредственно связаны с испытуемыми и имеют на них влияние.

 

Дата

 

Психолог (подпись) И.О. Ф.

(указывается должность,

место работы)

Кроме справки, психологического заключения по итогам диагностики может оформляться психологическая характеристика. К оформлению данного документа прибегают в случаях изучения личности. В ней обязательно указывают автобиографические сведения об испытуемом, источники, используемые для получения информации, документы, подвергшиеся изучению и сделанные на основе их исследования выводы; цель исследования личности, методы и методики исследования, особенности поведения испытуемого в ходе процедуры диагностики, полученные в процессе исследования данные об особенностях личности, причины наиболее значимых и типичных личностных проявлений и выводы по результатам диагностики, включающие отражение диагноза и прогноза дальнейшего развития.

 

Литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – Т. II. – М.: Педагогика, 1982.

2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 10 – 13.

3. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / Под ред. И.Ю Беляева и др. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 112 с.

4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 272 с.

5. Психологическая дифференциация нарушений развития у старшеклассников: методические рекомендации / Отв. ред. В.В. Ковалев. – М.: НИИ психиатрии, 1982. – 33 с.

6. Шванцара Й. Диагностика психического развития (Пер. с чешского; Общ. ред. Г.А. Овсянникова. – Прага: медицинское издательство Авиценум, 1978. – С. 46.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.