Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы диагностического обследования и подходы к его организации.






Место и назначение диагностики для практической деятельности психолога.

Этапы диагностического обследования и подходы к его организации.

Условия определения диагностических средств.

Особенности применения и формы представления психодиагностических данных.

 

Место и назначение диагностики для практической деятельности психолога.

Диагностическая работа является только промежуточным звеном в деятельности практического психолога. Она предворяет основную работу практикующего психолога и служит основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития человека. В социальной практике чаще всего требуют применения психодиагностики решение вопросов:

1) расстановка кадров, профессиональный отбор, профориентация;

2) оптимизация обучения и воспитания;

3) прогнозирование социального поведения (при проведении психологической экспертизы призывников, оценке психологической пригодности к несению службы кандидатов, отбираемых для работы в правоохранительных органах, в ходе аттестации степени готовности к адаптации к жизни на свободе лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и прочие случаи);

4) судебно-психологическая экспертиза;

5) консультативная, психотерапевтическая помощь;

6) подготовка профилактических мероприятий с конкретными категориями граждан (лицами, составляющими группу риска по критерию девиации поведения – бродяжничество, пьянство, правонарушения и преступления; группами населения, планирующими работать за рубежом или вступать в брак с иностранными гражданами в целях предупреждения превращения их в жертв торговли людьми; родителями, воспитателями и учителями – во имя упреждения педагогических ошибок в процессе воспитания и обучения детей);

7) облегчение процесса адаптации к новым условиям жизни и деятельности.

Все же основное назначение диагностики в практике психолога – глубокое изучение внутреннего мира конкретного человека, которое позволяет понять скрытые от глаза причины человеческого поведения, спрогнозировать поступки и особенности деятельности. В целях развития личности направленность психодиагностической работы определяется задачами:

а) обеспечить контроль за динамикой психосоциального развития личности;

б) упредить появление возможных отклонений в развитии личности;

в) определить программы работы с обследуемым с целью оптимизации условий психосоциального развития личности;

г) оценить эффективность психолого-педагогических мероприятий.

Этапы диагностического обследования и подходы к его организации.

Диагностическая работа является неотъемлемым компонентом всей деятельности психолога. Она вплетена в систему психологической практики наряду с профилактической, развивающей и коррекционной работой. Общая деятельность психолога в соответствии с этим включает несколько этапов:

1) изучение запросов;

2) выделение и формулировка психологической проблемы;

3) выдвижение гипотез о возможных причинах наблюдаемого феномена;

4) выбор подхода для изучения и дальнейшей «проработки» проблемы, соответствующих ему методов диагностики;

5) применение отобранных методов – т.е. собственно процедура диагностики, обработка полученных результатов;

6) формулировка диагноза, который обязательно должен содержать и прогноз дальнейшего развития; определение основных направлений коррекционной деятельности;

7) разработка программ психокоррекционной и развивающей работы, рекомендаций или психопрофилактических мероприятий;

8) реализация коррекционно-развивающей программы / проведение профилактических мероприятий;

9) контроль за выполнением и результативностью коррекционно-развивающих или профилактических мероприятий средствами диагностики (Н.И. Шевандрин).

Такого же подхода – рассмотрение психодиагностики в системе всей психологической работы придерживается и Й. Шванцаре. Он выделяет следующие этапы психодиагностического процесса:

1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, информация об особенностях поведения и деятельности и прочие)

2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.

3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.

4. Формулировка заключений (например об уровне психического развития или других особенностях).

5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

6. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Близок к системному подходу в рассмотрении психодиагностической работы, как составной единицы психологической практики, - Каминский. Он предлагает такую схему психодиагностического процесса:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СБОР АНАМНЕСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ТЕСТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ БЕСЕДА НАБЛЮДЕНИЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МНЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Несколько иной подход в выделении этапов психодиагностики отмечается у Корманна. Он определяет схему психодиагностического процесса, ограничивая ее рамками собственно психодиагностики.

Этапы психодиагностического процесса по Корманну

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

_____________ ПОДБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

↕ ↑ (если недостаточно)

↓ ↑

↓ ПРОВЕДЕНИЕ→ ОБРАБОТКА→ ПРОВЕРКА, ПОДВЕДЕНИЕ

↓ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ДОСТАТОЧНО→ ИТОГОВ

↓ ↓ ЛИ ПОЛУЧЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗЫ

↓ ↓ ДАННЫХ ДЛЯ (если достаточно)

↓ ↓ ОТВЕТА НА

↓ ↓ ПОСТАВЛЕННЫЙ

↓ ↓ ВОПРОС

↕ ↓

↔ → ПОСТАНОВКА НОВЫХ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.