Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Для заочного обучения






Лекция

 

Для заочного обучения

I семестр 2015

 

 

Концепции современного естествознания

 

Антонов В.В.

 

 

Основная

учебная литература

1. Концепции современного естествознания / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников и др. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, 2001, 2007.

2. Найдыш В.М. Концепции совр. естествознания. М.: Гардарики, 1999, 2003, 2007.

3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций. М.: 2003, 2008.

4. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»», 2005.

5. Голубева Р.М. и др. Концепции современного естествознания. – М.: Экомир, 2006.

 

Дополнительная

учебная литература

 

6. Лозовский В.М., Лозовский С.В. Конц. совр. естествознания. – СПб.: Лань, 2006.

7. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М.: «Академия», 2006.

8. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Академический Проект, 2004.

9. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

10. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: Эксмо, 2007.

и научно-философская литература

 

1. Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Власова С.В. Естественно-научная культура, или Наука для каждого. – М.: МПСИ, 2004.

4. Эбелинг В., Р. Файстель. Хаос и космос: синергетика эволюции. – Москва-Ижевск, 2005.

 

Лекция 1

 

Введение. наука, научный метод, научность знания

ДВЕ НАУЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ

 

В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам. … наука – это одно из наиболее знаменательных явлений в истории человеческой деятельности.... не может быть истории идей, которая исключала бы историю научных идей.

Карл Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1991, с.327-328.

 

Введение

 

Учебная дисциплина «Концепции современного естествознания» (КСЕ) в системе бакалавриата ТГУ знакомит с естественнонаучными знаниями студентов гуманитарных и социально-педагогических направлений, т.е. на уровне концепций раскрывается восприятие «внешнего» окружающего мира в рамках основополагающих идей и мировоззренческих взглядов.

Цель изучения курса

– обогатить уровень гуманитарного университетского образования элементами естественнонаучного мышления;

– раскрыть отдельные мировоззренческие установки современного естествознания на окружающую живую и неживую природу;

– показать целостное видение мира, а именно, природы, человека и общества в виде триады: 1) мудрости древних цивилизаций, 2) философско-социогуманитарных наук и 3) естественных наук (физики, астрономии, химии, биологии);

Предметом изучения в курсе выступают эволюционные процессы во Вселенной, живой и неживой природе и даже человеческом обществе.

Научные концепции позволяют объяснять изучаемые явления с единой точки зрения и играют объединяющую, обобщающую роль в науке.

Вообще, термин «концепция» означает определенный способ понимания (точка зрения) эмпирических обобщений, гипотез и законов, принципов и теорий, являющихся результатами научных исследований и выражающих сущность изучаемых объектов, явлений и процессов.

В общем концепции – это системы ассоциаций и понятий, которые формируются в процессе развитии нашего сознания.

Овладение концепциями в естественнонаучном понимании осуществляется через создания научных картин мира, научных парадигм и научных программ.

История человеческого знания связана с научными революциями, которые приводили к смене господствующих парадигм, появлению новой научной картины мира, изменению самих норм и идеалов научности.

Современный этап эволюции человеческого сознания связан с достижениями в понимании времени, пространства и движения материи.

Современное естествознание -естествознание XX в. –

аккумулирует историю науки, раскрывает роль естественных наук в решении современных технических и даже социальных проблем;

представляет собой модель интеграции, обобщения естественных наук;

раскрывает эволюцию материального мира (живой и неживой природы) на основе самоорганизации материи (синергетики).

Т.е. образцом научного знания служит эволюционно-синергетическая парадигма.

Такой образец способствуют осознанию научных принципов и закономерностей эволюции материи – от момента возникновения Вселенной, жизни в ней, до возникновения и эволюции человека на Земле и позволяет строить современную естественнонаучную картину мира (ЕНКМ).

ЕНКМ представляет собой видение мира в единстве микро-, макро- и мегамиров, в единстве физической, химической, биологической и социальной эволюции материи; выражает глобально-универсальный эволюционизм материи.

Современное естественнонаучное миропонимание (мировоззрение) на метанаучном уровне проникает в науки о самом человеке и обществе.

Академик РАН В.А. Коптюг замечает: «Всплеск в последнее время астрологии, парапсихологии и прочей псевдонаучной галиматьи также не может не сказаться на формировании сознания россиян, которым предстоит жить в XXI веке. Если мы хотим, чтобы представители общества действительно принадлежали к роду homo sapiens, то система образования должна на всех этапах содействовать развитию … мышления … и формированию духовного стержня». Т.е. овладеть таким миропониманием чрезвычайно сложная задача.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.