Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис и динамика развития ОД.






(Парадигма коллективного действия - мобилизации ресурсов.)

Дж. Мак - Карти и М. Залд. С начала 1970-х годов. Основа - раб. Ленина “Что делать? ” как стратегия подхода к общественным движениям.

1. ОД не форма коллективного поведения, а тип коллективного действия. Поведение стихийно, действие - планируется. Рациональный характер действий. Организация и личности действуют на основе оценки сложившейся ситуации. ОД - совокупность целей и представлений людей, в которых выражено стремление к изменению социальных институтов или социальной структуры общества. Ресурсы. Подсчет реальных выгод и затрат в результате акций. Ресурсосберегающая тактика.

2. Нет различия между институциональными и не институциональными действиями. Митинги, демонстрации, погромы - продолжение политики не институциональными способами. Официальные политические каналы - неэффективны. Но насильственные действия иногда инициируются властями.

3. ОД - конфликтный тип коллективных действий (группы давления, общественные организации).

4. Структурная напряженность, депривация, идеология - не причины возникновения движений. Недовольство существует всегда. Протест возникает, когда формируются экономические, политические и организационные возможности, способ мобилизации социального недовольства. Эти возможности превращаются в ресурсы движения, но могут быть использованы лишь рационально - действующим субъектом. Это организация ОД.

5. Организация ОД. Организация - один из главных ресурсов ОД. (Теории мобилизации ресурсов Дж. Мак-Карти, М. Залд, Э. Обершалл, теория политического процесса (Ч. Тилли, У. Гэмсон, Д. Мак-Адам - совместная деятельность объединенных общим недовольством, надеждами, интересами; Антерпренерская модель - создание ОД на основе технологий социального маркетинга лидерами; Организационно - экономическое направление - М. Олсон. Од действуют по законам организованного общества и рыночной экономики - США.).

Организация движения. Часто организация возникает вслед за движением.

* Формализованная структура. Ее цель - мобилизация ресурсов.

* Ресурсы - возможности, которые предоставляет движению общество и которые организация может сознательно использовать. Включают:

Структуры гражданского общества;

Коммуникативную сеть, из которой рекрутируются участники протеста;

Время; Земля; Капитал.

Приобретение и использование ресурсов - мобилизация.

Понятия - ресурсы, затраты, цена коллективных действий, репертуар коллективных действий а также отрасль ОД.

Мобилизация ресурсов. (с. 82 - 85). Внешние и внутренние. Вещественные и невещественные. Внешние - организационные условия, коммуникативная сеть, репертуар коллективных действий.

Инициируют - средства массовой информации; Фонды; Антрепренеры (Фермерские движения, экологические движ.). Социологическая интервенция в ОД.(с.116 - 120). Финансирование. Ленин. Роль интеллигенции в формировании ОД. Конфликт ценностей или движения освобождения.

Индивидуальное и групповое рекрутирование для участия в ОД. Рациональный индивид не будет принимать участия в коллективных действиях, если его не стимулировать на это. (Власть в форме принуждения или деньги). Теории:

Рационального выбора - выгода. Что дешевле? Воздержаться или участвовать? Free - rider (англ.) - буквально - безбилетный пассажир, заяц, русск. - халявщик. (М. Олсон). Но пользуются благами коллективного действия.

Здесь недооценивается специфика движения. Общее благо таким образом недостижимо. Нравственные и идеологические стимулы участия:

* совпадение интересов личности и целей движения, корпоративное чувство долга;

* нравственная приверженность цели и нормы солидарности (Б. Файерма, У. Гэмсон).

Стратегия дифференцированного рекрутирование.

Противники, равнодушные, симпатизирующие, участники. Население распадается на две категории - заинтересованные в успехе движения и незаинтересованные.

* Степень вовлеченности.

* Восприимчивость к стимулам.

Факторы: Д. Мак-Адам, Дж. Мак-Карти, М. Залд.

Предшествующие контакты и связи.

Членство в организациях.

Опыт участия в ОД. Навыки. Психологическая цена активизма. Большие затраты.

Особенности биографии. Семейное положение.

Групповое рекрутирование.

Социальные группы. Осознание коллективной идентичности. Охватывают и социальные институты. Группы - стабильные общности с выраженными интересами - мобилизуются как целостное образование - блочное рекрутирование.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.