Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аутореабилитации.






При построении системы психотерапии больных с соматическими заболеваниями должны учитываться особенности организации лечебного процесса в заведении, где предусматривается проведение курсовой психотерапии (соматический или психиатрический стационар, поликлиника, профилакторий или курорт), особенности основного заболевания, невротических расстройств и личностного реагирования на заболевание, отягощённость психоанамнеза и отношение больного человека к психотерапии.

В комплексе психотерапевтической коррекции могут и должны использоваться методы, которые базируются как на внушении, так и переубеждении, растолковывании: гипносуггестивная, рациональная, групповая, косвенная психотерапия, внушение наяву, самовнушение, методы психической саморегуляции и другие, в их различных модификациях, комбинациях и вариантах.

В процессе психотерапии соматических больных, как правило, комбинируются индивидуальные и групповые занятия. По наиболее распространённой методике курс лечения состоит из 10–12 групповых занятий, которые проводятся 3–4 раза на неделю в открытых смешанных психотерапевтических группах по 10–12 человек, и 4–5 индивидуальных сеансов, длительностью по 55–65 минут.

При групповых занятиях определённое внимание должно уделяться индивидуализации влияния (индивидуальные внушение, подбор и отрабатывание индивидуальных формул самовнушения, акцентуации внимания к личности каждого пациента, обсуждение его проблем в группе, символический приём больного в группу и пожелание группы больному в конце его лечения и т. п.).

Система психотерапевтической коррекции должна также строиться на основании дидактического подхода, который предусматривает:

Этапность влияния.

Связь каждого последующего занятия с предыдущим.

Доступность (вразумительность) информации.

Соответствие заданий возможностям больного.

Систематичность в овладении навыками психической саморегуляции.

При этом, в процессе психотерапевтического влияния нами выделяется три этапа:

Седативно-адаптирующий.

Лечебно-корректирующий.

Профилактически-закрепляющий.

Седативно-адаптирующий этап, как правило, состоит из 1–2 индивидуальных и 2–3 групповых занятий.

Основные задания:

Установление эмоционального контакта с больным.

Формирование доверия к врачу, адекватного отношения к психотерапии.

Дезактуализация острой невротической симптоматики.

На этом этапе, учитывая наличие у большинства больных существенных проявлений астенизации и отсутствие определённых навыков, методы аутопсихотерапии, как правило, не используются.

Основными методами при этом являются: гипносуггестивная, рациональная, косвенная психотерапия (потенцирование комплекса медикаментозного лечения, физиотерапия, диеты и тому подобное, а также врача-интерниста, как ключевой фигуры лечебного процесса).

Главная направленность психотерапии этого этапа — симптоматическая.

Лечебно-корректирующий этап состоит из 2–3 индивидуальных и 4–6 групповых занятий.

Основные задания:

Достижение позитивной динамики эмоционального состояния больных.

Осознание больными связи факторов и проявлений невротических расстройств с особенностями их личности и поведения, конфликтами, нерешёнными эмоциональными проблемами.

Коррекция масштаба переживания болезни, её социальной значимости.

Перестройка личности больного, системы его отношений, реадаптация в макро- и микросоциальной среде.

Основные методы: коллективно-групповая, рациональная психотерапия, методы психической саморегуляции, самовнушение; вспомогательные — гипносуггестия, внушение наяву, косвенная психотерапия.

Главная направленность психотерапии второго этапа — патогенетическая.

Профилактически-закрепляющий этап включает 2–3 групповых и 1–2 индивидуальных занятия.

Основные задания:

Закрепление достигнутого терапевтического результата и навыков психической саморегуляции.

Коррекция системы жизненных целей, ценностей, отношения к заболеванию, своему «Я» и окружающей среде.

Психотерапевтическая работа с больными на этом этапе осуществляется, в первую очередь, путём доработки навыков психической саморегуляции, рациональной психотерапии, внушения наяву.

Главная направленность психотерапии этого этапа — профилактическая.

Таким образом, основными принципами построения системы психотерапии больных с соматическими заболеваниями должны быть:

Системность и многоуровневость влияния.

Этапность психотерапевтических мероприятий, которая базируется на дидактическом подходе.

Комплексность, использование нескольких методов психотерапии, с последовательным изменением их роли в зависимости от заданий этапа системы.

Дифференцированное сочетание и иерархичность патогенетической, симптоматической и профилактической направленности психотерапевтических мероприятий в зависимости от клинико-психопатологических и психоанамнестических особенностей соматических больных, а также особенностей соматического страдания и личностного реагирования больных на него.

Максимальная индивидуализация психотерапевтического влияния при преимущественно групповой форме работы с больными.

Между тем, при общих закономерностях построения системы психотерапевтической коррекции психоэмоционального состояния и личностного реагирования соматических больных с непсихотическими расстройствами психической сферы психотерапевтическое влияние при различных формах нарушений имеет свои особенности, которые вытекают из их природы и приведённых выше особенностей проявлений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.