Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ 1. Философия как область знания






 

1. Специфика философии как области знания

2. Мифология и религия как исторические типы мировоззрения

3. Философия как вид мировоззрения

4. Главные философские направления

5. Функции философии

 

1. Специфика философии как области знания

 

Философия – одна из древнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Слово «философия» происходит от греческих слов «phileo» (любовь) и «sophia» (мудрость) и означает любовь к мудрости.

 

Первым, по легенде, его употребил Пифагор:

Диоген Лаэрций пишет: «Философию философией (любомудрием), а себя философом (любомудром) впервые стал называть Пифагор …, мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней – «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ (любомудр) – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости».

 

Философия – это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. [Новейшая философская энциклопедия]

 

Важнейшая характеристика философии, то, с чего она начинается – это удивление.

 

Как пишет М.Мамардашвили: «Философствование – как выхождение из ума, изумление, причем по совершенно незначительному поводу, по поводу того, что кажется ВСЕМ само собой разумеющимся, понятным и привычным. Философия начинается с такого попадания в измененное состояние сознания, которое можно было бы назвать обостренным чувством сознания, или бодрствованием, или – удивлением».

 

М.Хайдеггер говорит, что заниматься философией трудно, поскольку «ее изначальная задача — делать вещи более трудными, более сложными».

 

Философия учит грамотному мышлению, «научает уму».

 

Философия – это рассмотрение любых вопросов в аспекте конечного смысла истории, жизни, мироздания.

 

У И.Канта философия связана с ответами на вопросы:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?

А сводятся они все к ответу на итоговый вопрос:

4. Что такое человек?

 

Философия решает мировоззренческие вопросы, она сама – тип мировоззрения.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

 

Любая мировоззренческая проблема включает в себя

- мироощущение (эмоциональный момент);

- миропонимание (рациональная сторона);

- отношение человека к миру и к самому себе.

 

2. Мифология и религия как исторические типы мировоззрения

 

Философия возникает в VI веке до н.э., причем прочти одновременно в трех культурах и трех странах: в Древней Греции, Индии, Китае.

 

Однако это не сам момент появления человека, т.е. философия не была исторически первым типом мировоззрения.

Первым мировоззрением человека было мифологическое.

 

1.Мифологическое мировоззрение

Мифология – это облеченная в фантастическую форму система взглядов и представлений, универсально объясняющая мир и регламентирующая поведение человека в этом мире.

Т.е. важнейшей задачей мифология является объяснить человеку мир, явления природы и т.д.

Важной чертой мифологического мировоззрения является синкретизм. Это слитность, нерасчлененность, неразличение субъективного и объективного, «внутреннего» мира человека и «внешнего» мира природы, фантазии и реальности, естественного и сверхъестественного, предмета и его имени, тела и его свойства, совпадения и причинности, сущности и происхождения и т.д.

Поэтому мир в мифологии понимается как единственный, все мифологические персонажи действуют в нем (а не в другом, как, например, в религии): тот же древнегреческий Олимп – это гора, воспринимавшаяся древними греками как реальный географический объект, и т.д.

Еще одна черта мифологии – это антропоморфизм: человек, не выделяя себя из окружающего мира, описывал природу антропоморфно, т.е. по своему образу и подобию, перенося свои черты на окружающий мир, на природные явления.

Это выражалось в тотемизме, анимизме и магии.

В мифе человек ищет ответы на свои вопросы (любые) не в мире, а в самом себе. Поэтому мифологическое мировоззрение антропоморфно.

Для мифа также характерна «вера во всемогущество мыслей».

Авторитет мифа непререкаем. Мир состоит из абсолютных истин, в них не сомневаются.

Важной является идея судьбы и «своего места» для всех вещей, существ и явлений.

Мир в мифе целостен и состоит из подобных объектов (Вселенная – по модели человека и социума; моральные и космические законы тоже подобны, а нарушение моральных законов влечет космические следствия; ритуалы упорядочивают сам мир и т.д.).

 

Затем возникло религиозное мировоззрение.

2. Религиозное мировоззрение

Религия (лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - это мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы (в зрелых формах религии это божество).

Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной (абсолютно внешней) и тайной силе. Отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией - безусловным средоточием всего существующего, главной святыней).

Основана на вере.

Вера – это субъективно обоснованное, но объективно недостаточно обоснованное знание (так ее определял И.Кант). Т.е. верить – значит, принимать что-то за истину без доказательств.

 

Внешне религия похожа на мифологию, но на самом деле у религиозного мировоззрения есть важные отличия от мифологического.

В религии признается существование как минимум двух миров («этот», «посюсторонний» и сверхъестественный, потусторонний);

Поэтому в рамках религии можно говорить о сверхъестественном (т.е. «сверхприродном, о том мире, что «вне природы», «за ней»), в то время как в мифологии, строго говоря, ничего сверхъестественного нет, потому что все (и боги, и дриады, и прочие представители высшей и низшей мифологии) обитают в одном мире и они все природа.

 

3. Философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе.

 

3. Философия как вид мировоззрения

В отличие от других форм мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний.

Оно есть теоретическая основа мировоззрения.

Философия появляется, когда человек начинает отличать себя от внешнего мира, когда у него появляется самосознание.

 

Считается, что философия формируется в VI-V веке до н.э., причем примерно одновременно и независимо в рамках трех культур: древнегреческой, древнеиндийской и древнекитайской.

 

Особый вопрос – является ли философия наукой.

Существуют различные точки зрения, это вопрос спорный.

Важным отличием философии от науки является следующее:

Положения естественных наук не зависят от субъективного фактора, психологических и культурных характеристик исследователя. Философия, напротив, стремится к объединению объективной (рациональной доказательности) и субъективной (мировоззренческой убедительности) сторон процесса познания.

Поэтому чаще всего философию определяют не как науку, а как тип мировоззрения или учение.

Философия – это учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношения к окружающему миру.

 

 

Структура философии:

1) онтология - учение о бытии;

2) гносеология - учение о познании;

3) логика - учение о формах и законах мышления;

4) социальная философия;

5) аксиология – учение о ценностях;

6) история философии

7) этика – учение о нравственности, морали.

8) эстетика – учение о прекрасном.

 

4. Главные философские направления

 

Философия решает множество проблем.

Но есть устойчивая формулировка «основной вопрос философии» - о соотношении сознания и материи, мышления и бытия, идеального и материального.

Это не значит, что он самый главный для любой философии, а остальные ей не важны. Но это удобный способ классификации философских учений.

Сам вопрос звучит так: «Что первично, материальное или идеальное?»

 

Идеальное – это духовное, противоположность материального (т.е. термин употребляется не в том же смысле, что и в обыденном языке, когда мы имеем в виду идеальное как «безупречное, без недостатков». В философии термин «идеальное» используется в собственном, особом смысле).

 

Монизм (одно из начал – материальное или идеальное – признается первичным) Дуализм (оба начала признаются равноправными) Представитель – Р.Декарт
Идеализм (первично идеальное начало) Материализм (первично материальное начало) Представители - Л.Фейербах, К.Маркс и др.    
Объективный идеализм Мир признается порождением и проявлением объективного сознания, не зависящего от человека - бога, духа, мирового сознания. Представители – Платон, Гегель. Субъективный идеализм (первичной реальностью признаются человеческие ощущения и индивидуальное сознание) Представитель – Дж. Беркли    
       

 

 

Гносеологическая сторона «основного вопроса философии»: можно ли адекватно познать окружающую человека действительность, объективные законы ее существования и функционирования?

Вопрос: Познаваем ли мир?

1. Познавательный оптимизм (или познавательный реализм)

Наши знания о мире соответствуют самому миру, в этом мы убеждаемся на опыте, изменяя мир. Т.е. мир познаваем до конца.

2. Агностицизм – это философское учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, природы и общества.

Т.е. мир до конца непознаваем (но возможность частичного познания не отрицается).

3. Скептицизм

Мы не можем знать, достоверно наше знание или нет.

 

Итак, философия знает три главные темы: мир, человек и отношение человека к миру.

 

 

5. Функции философии

1. мировоззренческая функция;

2. методологическая функция

(философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

3. прогностическая функция

(формулирование гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

4. критическая функция

(реализация принципа «подвергай все сомнению», но не в смысле нигилизма и чистого отрицания);

5. аксиологическая функция.

 

Можно выделять и другие функции.

Все они взаимосвязаны между собой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.