Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные парадигмы тренинга






Что происходит на любом тренинге? В общем виде — взаи­модействие тренера и клиента. Значит, характеристика пара­дигмы должна содержать три переменные:

1) тренер,

2) клиент и

3) взаимодействие между ними.

Кем является в межличностном взаимодействии с участни­ками группы тренер? Конечно же, субъектом. Если он пред­ставляет собой объект (в соответствии с данным выше опреде­лением), то он профессионально несостоятелен.

А кем является в межличностном взаимодействии с трене­ром клиент? Вот тут, как говорится, возможны варианты. С од­ной стороны, он может быть объектом (О), на который направ­лена активность тренера-субъекта, а с другой — полноправным субъектом (S) взаимодействия с тренером. Но поскольку суще­ствуют промежуточные субъект-объектные позиции, то может быть взаимодействие с тренером, в котором клиент является больше объектом, чем субъектом (Os), и наоборот, больше субъ­ектом, чем объектом (So) — " пациент скорее мертв, чем жив" и " пациент скорее жив, чем мертв". Таким образом, клиент может находиться в четырех основных позициях: О — Os— So — S.

Наконец, характер взаимодействия. Как видно каждой из четырех позиции клиента соответствует качественно отличающееся по своим базовым характеристикам взаимодей­ствие с тренером.

В первом случае это одностороннее воздейст­вие тренера на клиента,

во втором — такое же одностороннее воздействие, но при этом ответные реакции клиента рассма­триваются как обратная связь и учитываются в дальнейшей ра­боте тренера,

в третьем — оно представляет собой уже взаимное воздействие, но тренер еще откровенно доминирует (поскольку клиент не теряет до конца объектных характеристик),

в четвер­том — взаимоотношения клиента с тренером являются единым целостным процессом взаимного влияния, т.е. настоящим взаимо действием.

Таким образом, существуют четыре принципиально отли­чающиеся по своим базовым характеристикам модели взаимо­действия тренера с клиентом. Следовательно, можно выделить четыре парадигмы тренинга. Но перед тем, как перейти к опи­санию конкретных парадигм, необходимо сделать ряд важных замечаний.

Во-первых, нет никакой четкой связи между парадигмой, в которой проводится конкретный тренинг, и применяемыми тренером техниками: любые конкретные техники могут быть использованы в рамках любой парадигмы.

Во-вторых, парадигма — это не индивидуальный стиль. В рамках одной парадигмы могут работать тренеры с совер­шенно разными, даже в чем-то противоположными индивиду­альными стилями.

В-третьих, парадигмы не связаны напрямую с какими-то оп­ределенными школами и теоретическими направлениями.

Парадигма — это метамодель тренинга, отражающая пози­ции тренера и клиента, а также характер взаимодействия ме­жду ними, которая может быть реализована на основе разного понимания психики и поведения, с помощью разных стратегий и технологий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.