Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 43. Государство.






Государство – это организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны. В то же время, государство рассматривается как политическая, структурная и территориальная организация современного общества.

1. Существование государства как политического института обусловлено тем, что оно является особой организацией политической власти, регулирующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность общества.

2. Как структурная организация государство находит выражение в наличие у него специального аппарата, особого разряда людей, обладающих властными полномочиями. От иных политических организаций (партий, профсоюзов и т.д.) государство отличается четко структурированной системой органов, осуществляющих его многообразные функции.

3. Государство в отличие от негосударственных организаций, объединяющих людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, объединяет население определенной территории с последующим разделением её на административно-территориальные единицы. Государство распространяет свою власть и законы на строго-определенную территорию.

Особое место государства в политической системе общества определяется следующими факторами:

1. Государство имеет самую широкую социальную основу.

2. Государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества.

3. Государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время, как возможности политических партий и иных организаций ограничены.

4. Государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяет порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций.

5. Государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию всей политики.

6. Государство выполняет интегрирующую функцию в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Теории происхождения государства:

1. Теологическая. Государство сотворено Богом, а правитель подчинен божественной власти.

2. Патриархальная. Государство выросло из семьи, подчиненные относятся к монарху как дети к отцу.

3. Договорная. Государство продукт договора между людьми о защите их естественных прав.

4. Классовая. Государство – продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующего класса.

5. Теория насилия. Государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.

6. Психологическая. Причины возникновения государства заложены в психике людей (одним надо повелевать, другим – подчиняться).

7. Расовая. Государство необходимо, чтобы одна раса («высшая») могла господствовать над другой («низшей»).

8. Экономическая. Государство возникло вследствие перехода от присваивающей экономики к производящей.

 

Функции государства – это основные, социально-значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определённого исторического этапа развития общества.

Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последовательность их возникновения зависит от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства и соответствующие им функции. Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным – оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. На содержание функций современных государств оказывают влияние национальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и т.д. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства внутри страны.

К внутренним функциям государства относятся:

1. Функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства.

2. Функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов.

3. Политическая функция отвечает за обеспечение народовластия и государственного суверенитета.

4. Экономическая функция, которая включает в себя выработку экономической политики, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т.д.

5. Социальная функция, которая подразумевает создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.

6. Экологическая функция, которая отвечает за деятельность, направленную на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей.

7. Идеологическая функция, которая предполагает пропаганду определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т.д.

Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами.

К внешним функциям государства относятся:

1. Защита страны от внешней угрозы, что подразумевает строительство вооруженных сил, ведение оборонительной войны, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т.д.

2. Взаимодействие с другими государствами и международными организациями, что предполагает экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т.д.

Кроме этой классификации функций государства, существует ещё одна, которая делит все функции на охранительные (обеспечение охраны всех существующих общественных отношений) и регулятивные (развитие существующих общественных отношений).

Правовое государство – это такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства:

1. Верховенство закона, «связанность» государства законом – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться законам. Законы в таком государстве должны быть правовые:

а) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

б) приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом;

в) приниматься в соответствии с законно установленной процедурой;

г) не противоречить ни Конституции, ни друг другу, а все иные нормативные подзаконные правовые акты должны издаваться в соответствии законами, не изменяя и не ограничивая их.

2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.

3. Последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничений и взаимный контроль всех ветвей власти.

4. Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

Основы функционирования правового государства:

1. Производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере.

2. Режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитета народа, предотвращение попыток узурпации власти.

3. Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами.

4. Создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона.

5. Гражданское общество, то есть система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Понятия «гражданское общество» и «государство» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.

Для нормального функционирования гражданского общества необходимы:

1. Экономические предпосылки (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция).

2. Социальные предпосылки (большой удельный вес в обществе среднего класса).

3. Политико-правовые предпосылки (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти и политический плюрализм).

4. Культурные предпосылки (обеспечение права населения на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести).

 

Уровни, на которых функционирует гражданское общество:

1. Производственный уровень. Граждане создают организации или ассоциации (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения) для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье.

2. Социокультурный уровень. Для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, знаниях, информации, общении и вере создаются такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы.

3. Политико-культурный уровень. Составляют политико-культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политической системы общества.

Центральная идея в теории и практике правового государства – это теория естественных прав человека. До появления государства, поведение людей регулировал обычай. По мере развития человеческого общества, поведение людей начинает регулироваться правовыми нормами. Однако люди были не равны в своих правах. По мере развития общественной мысли, особенно в ходе революций XVII – XVIII в.в., стала господствовать идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны и каждому из них с рождения принадлежит ряд естественных прав.

Естественные права – это основополагающие права, принадлежащие человеку от рождения, которые не могут быть отчуждены у него никакими предписаниями и законами, так как не были даны человеку государством.

 

Информация к сведению:

1. Это надо запомнить: государство, теории происхождения государства, функции государства, правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, естественные права.

2. Можно прочитать:

- Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел VII, пункт 3, 4, 11.

- Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. 11 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава V, параграф 22.

3. Дополнительная информация из интернет:

- государство:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

- правовое государство:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

- гражданское общество:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

- естественные права:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.